Дополнительное образование и современные дети (опыт работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 68» г. Ярославля)
Дополнительное образование и современные дети
(опыт работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 68» г. Ярославля)
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» делает акцент на обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ, их реализацию в сетевой форме, ДООП должны отвечать вызовам времени, интересам детей с разными образовательными потребностями.
Одна из забот родителей — желание вырастить счастливого ребенка, который будет успешен в меняющемся мире. Какие его черты характера развивать, какие умения понадобятся ему в жизни и что поможет адаптироваться в обществе?
Понять это особенно сложно, когда точно не знаешь, какие таланты и навыки будут востребованы через пять или десять лет. Но есть и более универсальный ответ: Мэй Маск, к примеру, считает, что для воспитания успешных детей нужно поддерживать их увлечения и мечты.
Проект «Успех каждого ребенка» в большей степени нацелен на развитие дополнительного образования, самоопределения школьников, их вовлеченности в детские общественные организации и объединения, поддержку талантливых детей.
Каждый ребенок талантлив в чем-то, неталантливых детей не бывает. Если вдруг нам кажется, что ребенку ничего не интересно - вероятно он еще не нашел той области, в которой хотел бы проявить свои творческие способности, или время, место и настроение не предназначены для полета фантазии. Бывают такие случаи, когда ребенок вдруг «расхотел» что-то делать: играть на музыкальном инструменте, рисовать акварелью, петь и т.д. Это нормально. Для ребенка крайне необходим такой опыт, который поможет ему понять, чем же ему хочется заниматься на самом деле.
Мы предлагаем обучающимся начать с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания. Центр дополнительного образования дает возможность каждому обучающемуся в начале учебного года попробовать себя в объединениях разных направленностей. Как правило, затем дети выбирают 2-3, которые посещают на протяжении всего учебного.
Очень важно раскрыть в детях творческие способности, некий талант, найти то, что обучающемуся было бы интересно. С этой целью во 2м полугодии проводим анкетирование «Реализация проекта «Успех каждого ребенка»» для обучающихся и их родителей, благодаря которому мы планируем дальнейшее свое развитие, отталкиваясь от запросов родителей и обучающихся.
Мы с вами понимаем, что между знаниями, которые получают в образовательном учреждении обучающиеся, и теми, что востребованы в жизни, пока имеется большой разрыв. Поэтому важно целенаправленно использовать возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ребенок сможет самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свою собственную образовательную траекторию развития способностей.
Интеграция основного и дополнительного образования дает возможность объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Главное для каждого из нас – выработать у себя потребность быть в курсе происходящего в системе образования (в мире, в стране, в регионе, в городе, в районе, в учреждении, в отделе, в объединении) и в том, что нужно делать, чтобы быть востребованным.
Задачи ЦДО:
- определить основные направления развития Центра в соответствии с запросами государства и региона;
- обеспечить реализацию ДООП через систему интеграции основного и дополнительного образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся по образовательным траекториям развития.
Каковы же современные дети, о чем они фантазируют и кем видят себя в будущем? Современные дети живут в век технологии и информации. С ранних лет они окружены планшетами, гаджетами и компьютерами.
Наша школа принимала участие в проекте «Цифровой век», благодаря этому проекту у наших педагогов есть возможность обучать детей, используя современные ресурсы.
Мы реализуем краткосрочные и многогодичные ДООП: Безопасная дорога и Профориентация. (срок реализации – 4 месяца); «Умники и умницы» (срок реализации 3 года), «Весёлый английский» (4года) и «Робототехника. Lego EV3 Mindstorms. Базовый уровень» (2 года), «Изостудия» (2 года), «Ментальная арифметика» (2года), «Скорочтение» (2 года). Также реализуем дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в течение одного учебного года.
Так краткосрочная программа «Безопасность дорожного движения» вызвала интерес у младших школьников и в этом учебном году обучающиеся начальной школы (4 класс) приняли участие во II региональном чемпионате Юный мастер по компетенции «Безопасность дорожного движения». И наши результаты: 1 место – Никулина Алина, 2 место – Цветнова Маргарита, 3 место – Запрягалова Ярослава. Это позволило получить детьми младшего школьного возраста первоначальные навыки профессионального мастерства. Наши участники показали свои первоначальные знание в профессии «Инспектор ГИБДД».
Краткосрочная программа «Профориентация» востребована нашими обучающимися. Школа на протяжении 2х лет принимала участие в чемпионате Ворлдскиллс («Молодые профессионалы») по компетенции «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в начальных классах»: 2021-2022 уч.г.: Дворников Михаил – 1 место в компетенции "Дошкольное образование", Белов Андрей - 3 место в компетенции "Преподавание в начальных классах";
2020-2021 уч.год: Губина София – 2 место в компетенции "Дошкольное образование", и Сагдиев Никита – 2 место в компетенции "Преподавание в начальных классах". Такая практика помогает формировать некий опыт в профессиональной сфере, ребята в свои 13-14 лет попробовали себя уже в роли учителя начальных классов и воспитателя, а это очень актуально в период дефицита профессии «учитель».
В связи с успешным выступлением на чемпионате, мы решили открыть объединение «Педагог будущего». С сентября 2022 года с ГПОАУ ЯО Ярославским педагогическим колледжем заключили договор о сетевом взаимодействии, обучающиеся данного объединения вместе с педагогом дополнительного образования имеют возможность практические занятия проводить в педколледже. Также договор о сетевом взаимодействии заключен с ГАПОУ Республики Татарстан «Казанский педагогический колледж» на совместную деятельность по проекту Юный Мастер.
Подрастает поколение не читающих детей. На федеральном уровне перед ОУ поставлена задача формировать функциональную грамотность у обучающихся. Речь идет о смысловом чтении. Проводя ВПР, ОГЭ, ГИА, мы видим, что зачастую обучающиеся не понимают сам смысл заданий. В связи с этим в центре дополнительного образования разработана программа «Основы смыслового чтения».
Очень большой спрос имеет ДООП «Юный экспериментатор». Она практико-ориентирована программе. Так при реализации данной программы обучающиеся видят воочию физические и химические процессы, а также сами могут сделать своими руками то, что ранее приобретали (слайм, лизун, мыло, чернила и т.д.).
Большое внимание уделяется детям с ОВЗ. Так в нашем ЦДО разработаны адаптированные программы для данной категории обучающихся: Креативная мастерская, Изостудия. Также дети с ОВЗ посещают и другие объединения: Легоконструирование, Юный экспериментатор, Футбол, Волейбол, Музыкальная капель, Умелые ручки. Практически все дети с ОВЗ (90%) охвачены дополнительным образованием. Обучающиеся принимают участие не один год в муниципальном творческом инклюзивном марафоне «СОзвездие», побеждают, приносят грамоты. Для них важен результат и может быть первая грамота.
Результаты своей работы каждый педагог дополнительного образования видит по результатам своего обучающегося, а также при проведении промежуточной аттестации, где воспитанники показывают уровень своей обученности и степень сформированности практических умений и навыков.
По итогам реализации ДООП ЦДО выдает обучающимся сертификаты об успешном освоении ДООП.
Благодаря участию в занятиях в системе дополнительного образования у ребенка возникает потребность в саморазвитии, формируется готовность и привычка к творческой деятельности, повышается собственная самооценка. Массовое участие обучающихся в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
У великого педагога Антона Семеновича Макаренко есть Закон системы перспектив, согласно которому следует, что если у человека и коллектива нет впереди цели достойной, высокой, интересной, то ни развитие личности, ни развитие коллектива не происходит. Я хочу пожелать всем достойных, высоких и интересных целей!