Статья «Воспитательная работа в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Юность» г. Белгорода как приоритетное направление»

0
0
Материал опубликован 15 November 2017

Воспитательная работа в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Юность» г. Белгорода как приоритетное направление

(из опыта работы)

Авторы:

Колупаева Татьяна Аркадьевна, директор МБУДО «Юность»,

педагог дополнительного образования,

Романова Елена Анатольевна, педагог-организатор,

Бут Инна Степановна, педагог-организатор

Министерство образования Российской Федерации в законе «Об образовании» определило в числе приоритетных задач решение проблемы организации воспитательной работы с подростками по месту жительства.

Всеобщая компьютеризация привела к тому, что подростки чаще всего стали общаться через сеть интернет, их затягивают различные игры, сомнительные сайты. Отсюда произошел дефицит общения не только друг с другом, но и с родителями. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации детей, снижение возможностей для их воспитания приводят к серьезным социальным последствиям: росту асоциальных неформальных подростковых групп, увеличению числа детей группы риска, употребляющих алкоголь, наркотики.

Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях, а также «зависание» подростков в социальных сетях ведут к так называемому «социальному одиночеству» подростка.

Вышеперечисленные проблемы обязывают нас – взрослых - по-особенному посмотреть на воспитание подростка в современном мире. Особую роль в деле этого воспитания отводит президент Российской Федерации В.В.Путин учреждениям дополнительного образования. Он ставит серьезные задачи перед педагогами учреждений дополнительного образования вовлечь детей и подростков по месту жительства в препровождение интересного досуга. Поэтому одной из приоритетных направленностей муниципального учреждения дополнительного образования «Юность» г. Белгорода - социально-педагогическая направленность. Структурными подразделениями учреждения являются подростковые клубы по месту жительства, всего 12. Для организации работы с детьми в учреждении имеется 5 залов хореографии, 7 дворовых площадок, 2 тренажерных зала, музейные комнаты, где выставлены экспонаты быта Белгородчины, из 12 клубов три – военно-патриотической направленности. Это клубы имени пионера-героя Вити Захарченко, имени героев-интернационалистов Виктора Лосева и Вадима Чеченева.

Работа подростковых клубов по месту жительства особенно значимо проявляется в каникулярный период времени. Она осуществляется на основе комплексной целевой программы «Каникулы» (гран-при VI Всероссийского конкурса научно-методических материалов), которая включает в себя такие приоритетные направления деятельности как культурно-досуговая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, природоохранная, гражданско-патриотическая и экскурсионно-краеведческая. Формами работы по данным направлениям деятельности являются:

- проведение праздников микрорайонов,

- организация и проведение спортивных фестивалей дворовых команд Белгородских микрорайонов «Белгородский двор – спортивный двор»,

- организация краеведческих военно-патриотических экскурсий, встреч, экспедиций,

- участие одаренных детей в конкурсах, олимпиадах и др. мероприятиях городского, регионального и всероссийского уровня,

- традиционные коллективные творческие дела.

Программа учреждения «Каникулы» рассчитана на реализацию проектов.

Например, культурно-досуговая деятельность направлена на осуществление таких проектов как «Юные таланты», «Праздники микрорайонов», «Семья», социально-педагогическая - на поэтапное самоопределение и социализацию детей и подростков через практическую деятельность, позволяющую приобрести конкретный жизненный опыт. Отсюда и названия проектов: «Подросток и закон», «Семья». Физкультурно-спортивная деятельность программы направлена на реализацию проектов ЗОЖ и «Старты надежд». Спорт всегда был и будет предметом особого интереса детей и подростков. В рамках этих проектов в нашем учреждении традиционными стали такие мероприятия, как конкурсы агитбригад «Мы выбираем жизнь», «За здоровый образ жизни», межклубные турниры по настольному теннису, шашкам, шахматам, нардам, межклубные соревнования по футболу, дартсу и др.

МБУДО «Юность» работает с 19 социальными партнерами города, заключая с ними договоры о сотрудничестве. Особый интерес у подростков вызывает встречи со специалистами областного наркологического диспансера по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. В соответствии с совместным планом на учебный год и графиком врачи-наркологи проводят с ребятами беседы, викторины, интерактивные игры.

Гражданско-патриотическая и экскурсионно-краеведческая деятельность и проекты в рамках этого направления «Мы – белгородцы», «Возрождение» предусматривают воспитание гражданственности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы. Главной целью педагогов в осуществлении данных проектов является привитие любви подросткам к своей малой родине и России в целом через массовые патриотические мероприятия, умение правильно оценивать обстановку в мире.

Ирак, Ливия, Сирия. Эта тема на устах у каждого взрослого. Неокрепшая психика ребенка может метаться, не до конца понимая всей сложности происходящего. И только педагоги совместно с родителями способны помочь подростку разобраться в происходящем, привлекая его в проведение и участие в патриотических марафонах, таких как «Судьба России… сколько сыновей» и др. В этих мероприятиях участвуют воины-интернационалисты, участники ВОВ. Они делятся с подростками воспоминаниями, увиденными ужасами войн.

Важным источником в воспитании подрастающего поколения является занятия по краеведению. Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции – все это с успехом используется в воспитании детей и подростков через интересные экскурсионные маршруты «Белгородчина православная», «Третье поле ратной славы России» и памятников природы.

Немаловажную роль в воспитании наших детей играют проведение праздников – «Новогодний калейдоскоп», «Весенняя мозаика», «Летняя карусель», «Краски осени» - эти праздничные мероприятия проводятся в основном в каникулярное время, тем самым доказывая, что МБУДО «Юность» работает с детьми в течение всего года, делая особый акцент на каникулярное время и работу по жительства.

Литература:

Фомина, А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков/ А.Б.Фомина. – М.: Педагогическое общество России, 2003

Фомина, А.Б. Воспитательная работа в клубных объединениях учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие/. А.Б.Фомина, Н.С. Фомин, Д.Л.Монахов, Т.А. Колупаева, И.В. Балдина, О.В. Лотарева.- Москва-Белгород, 2009.

Комплексная целевая программа каникулы, Белгород, 2007-2016

Фомина, А.Б. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: методическое пособие/ А.Б. Фомина: М.: УЦ «Перспектива», 2009

Управление социальной защиты населения белгородской области. Благополучие белгородчины – это благополучие белгородцев.-Белгород, 2011

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации