Модель работы с одарёнными детьми в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении

1
0
Материал опубликован 8 November 2021















Модель работы с одарёнными детьми

в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении

Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа



























 



















с. Газ-Сале

ПАСПОРТ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать урок, исследовательскую, проектную деятельность как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

Модель развития одаренных детей, помогает построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 5 лет.

Основания для разработки модели.

Программа развития одарённых детей МКОУ ГСОШ разработана на основе:

1.Федерального закона «Об образовании»;

2. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г.» от 03.09. 2005г.

3.Региональной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей от 12.04.2013 года №606

4.Муниципальной Модели выявления, поддержки и развития одаренных детей от 20.06.2013 года № 369

5.Районной долгосрочной целевой программы «Развития системы образования Тазовского района на 2013-2015 годы от 25.02.2013 года №48

Актуальность.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.

В МКОУ ГСОШ создан и каждые полгода обновляется банк одаренных детей. Создано научное общество обучающихся, которое работает с 2009 года и объединяет всех обучающихся школы. Особенно активно организована работа по следующим предметам предметам:

история , обществознание (Хасанова Э.М.);

география, геология, краеведение (Прохорова В.В.);

технология (Ваганов С.А., Суржик Е.В.);

русский язык и литература (Петрухина М.А., Чернова Г.В., Низамова Л.И.);

химия, биология, экология (Вашкилевич З.М., Пальянов Е.Л.);

физика (Вараксина Т.А.)

учителя начальных классов: (Синельникова О.Н., Заборная М.М.. Брынцева Л.И., Молодых О.А.)

Обучающиеся школы являются активными участниками ВОШ, наблюдается положительная тенденция результативности участия обучающихся школы во ВОШ.

Обучающиеся школы принимают активное участие в альтернативных олимпиадах, конкурсах, показывают хорошие результаты:

Ежегодно обучающиеся школы становятся победителями и призерами муниципального этапа «Ступень в будущее»,

участниками и призерами международной олимпиады по основам наук УрФо

Обучающиеся школы ежегодно становятся обладателями грантов и стипендий Главы района районного конкурса «Будущее Тасу Ява.

В школе организовано профильное обучение, которое позволяет обучающимся старшего звена выбрать образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями, накоплен положительный опыт в организации профильного обучения.

В месте с тем, процент охвата обучающихся и педагогов исследовательской, проектной деятельностью остается достаточно низким.

В тоже время среди обучающихся школы очень мало участников регионального этапа ВОШ за последние три года.

Необходимо расширить участие обучающихся в олимпиадах и научно-практических конференциях ,которые входят в перечень ежегодно утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Ежегодно проводится традиционная «Неделя науки и творчества», в рамках которой проходят мероприятия по всем предметам, а также школьная научно-практическая конференция.

В апреле проводится общешкольная праздничная линейка на которой чествуют победителей и призеров олимпиад , конкурсов, соревнований различного уровня.

Несмотря на то, что в школе накоплен определенный опыт работы по развитию творческих способностей детей, на сегодняшний день существуют следующие противоречия и проблемы:

Противоречия:

между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой школе;

между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Проблемы:

 недостаточно сформированы:

система поддержки и сопровождения одарённых детей в школе;

целенаправленная работа по подготовке к ВОШ;

методическое сопровождение одаренных детей;

диагностика по выявлению одарённых детей;

готовность учителя работать с одарёнными детьми и мотивация учителя и обучающегося к исследовательской деятельности;

психолого-педагогических знания учителей и родителей для развития одаренности детей и создании ситуации успеха.

Цель создания модели работы с одарёнными детьми:

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей

Основные задачи:

1.Обеспечение условий развития личности одаренного ребенка через созидательную деятельность;

2.Всестороннее развитие и воспитание детей на основе их интересов и творческих способностей через создание культурно-информационного пространства;

3.Создание системы работы с одаренными детьми;

4.Предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуальные и творческие мероприятия различного уровня;

5.Обеспечение кадровых условии для работы с одаренными детьми.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели модели

Создание условий для сохранения и развития творческого потенциала одаренных детей;

создание возможности для проявления таланта и одаренности;

обеспечение условий для профессиональной ориентации, творчества. самообразования школьников;

выстроить скоординированную деятельность по выявлению, сопровождению и социальной поддержке одаренных детей.

повысить результативность участия в конкурсах, предметных олимпиадах различного уровня;

сформировать банк по инновационному опыту работы с одаренными детьми.

Сроки реализации.

Первый этап – диагностико-организационный (2013/2014) включает

Создание нормативно-правовой базы.

Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ.

Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.

Организация методического обеспечения. 

Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Второй этап – организационно – практический (2014-2016).

апробация программы работы с одарёнными детьми;

мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;

отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;

методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;

отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;

психологическая, социальная, педагогическая, поддержка одарённых детей.

Третий этап рефлексивно – обобщающий (2017-2018).

анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;

анализ мониторинга достижений каждого учащегося;

анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;

определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
















МОДЕЛЬ РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Диагностическое



Координационное





. Координационное





t1636361801aa.gift1636361801aa.gif



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ











Кадровое


Развивающее

t1636361801aa.gift1636361801aa.gift1636361801aa.gif








Информационное

















Алгоритм реализации модели.

Координационное направление:

- Организация работы коллектива.
- Обеспечение нормативно – правовой базы.
- Организация НОУ.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данных об одарённых детях.

Диагностическое направление:

- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики одарённых детей.
- Создание банка данных одарённых детей, ежегодное внесение корректив в банк» Одаренные дети»

 Кадровое направление:

- Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
- Мотивация педагогов (оказание методической помощи и финансовое поощрение педагогов).

Развивающее направление:

- Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
- Организация профильных по углубленному изучению предметов.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
- Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
Информационное направление:

- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание странички на интернет-сайте,)

-Создание банка творческих, исследовательских, проектных работ одаренных детей.

Участниками реализации данной модели являются

Администрация школы (директор, заместители);

Учителя предметники,

Руководители школьных МО;

Классные руководители

Обучающиеся школы

Контроль за выполнением модели работы

с одарёнными детьми

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляют Педагогический совет школы, заместители директора по научно-методической, воспитательной и учебной работе.





Особенности управления работой с одарёнными детьми.

Административное управление осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет.

Заместители директора реализуют и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, оценочно-результативную функции работы с одарёнными детьми. Результаты контроля представляются ежегодно на заседании Педагогического совета ОУ, публикуются на сайте ОУ. 

Модель одаренного ребенка

Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследова­ния, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;

личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторны­ми способностями, высоким уровнем культуры;

личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечелове­ческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональ­ных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможно­стей.

































План работы МКОУ ГСОШ

с одаренными детьми

на 2013-2014 учебный год



п/п

Основные мероприятия

    Сроки   проведения 

Ответственные

1

Формирование банка исследовательских, проектных, творческих работ обучающихся по итогам 2012/2013 уч.года

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по НМР

2

Обновление банка данных одаренных детей школы

В течение года

Зам. директора по НМР


3

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. индивидуальные беседы.

Сентябрь-октябрь

Кл .руководители, учителя –предметники, руководители ШМО.

4

Подготовка и участие во ВОШ

Октябрь-январь

Учителя- предметники

5

Обеспечение участия обучающихся в альтернативных олимпиадах, включенных в список региональных и всероссийских олимпиад по предметам, а также научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различного уровня и направлений.

В течение года, по графику

Руководители МО.

Учителя -предметники

Зам. директора по НМР


6

Освещение результатов работы школы с одаренными детьми на школьном сайте.

В течение года

Зам.директора по НМР, заведующий инфоцентром,учитель информатики

7

Выдвижение кандидатов на получение грантов и стипендии Главы

района

одаренным детям

В конце учебного года по итогам

2013/2014г.

 Руководители ШМО.

Учителя –предметники

Кл.руководители

8

Выдвижение кандидатов на участие в новогодней елке Главы администрации

декабрь

Руководители ШМО.

Учителя –предметники

Кл.руководители

9

Участие в занятиях профильных школ

Октябрь-январь

Зам.директора по НМР

10

Организация и проведении «Недели науки и творчества»

февраль

Руководители ШМО.

Учителя -предметники

Зам. директора по НМР


Участие в фестивале творческих открытий и инициатив.

март

Зам. директора по НМР


12

Участие в конкурсе «Ученик года»

март

Зам. директора по НМР

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

13

Организация и проведение «Праздничной линейки» по итогам 2013/2014 учебного года.

апрель

Зам. директора по НМР

Зам. директора по ВР

Кл. руководители














10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.