Статья «Особенности работы с трудновоспитуемыми детьми(подростками) в учреждениях интернатного типа. Опыт работы областного государственного казенного общеобразовательного учреждения»

4
2
Материал опубликован 13 November 2017

Особенности работы с трудновоспитуемыми детьми(подростками) в учреждениях интернатного типа. Опыт работы областного государственного казенного общеобразовательного учреждения.

Практическим материалом для раскрытия вопроса об особенностях воспитания трудновоспитуемых детей (подростков) в данной статье служит опыт работы Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

с ограниченными возможностями здоровья Костромской области».

Учреждения интернатного типа создано для круглосуточного пребывания воспитанников с целью обеспечения благоприятных условий для их развития и воспитания.

В школе обучаются дети, которым рекомендовано обучение по специальной образовательной программе 8 вида. Определение ребенка 7-8 лет в школу-интернат происходит на основании решения органов опеки, по желанию родителей или лиц их заменяющих. Для воспитательной работы во внеурочное время воспитанники объединяются в группы-классы.

Специфика воспитательного процесса связана с особенностями контингента учащихся. Среди учащихся школы-интерната 40 % дети, оставшиеся без попечения родителей, из них 6 % лишились попечения в связи со смертью родителей. Остальные 60 % учащихся дети воспитывающиеся в семьях разных категорий, из них 42 % составляют дети из близлежащих районов. Эти дети, как и оставшиеся без попечения круглосуточно находятся в школе-интернате, но на выходные и каникулы могут покидать школу. Остальные 12 % учащихся проживают в населенном пункте и являются приходящими.

Главной задачей обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, находящихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых, физических, санитарно-бытовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение учащихся с интеллектуальной недостаточностью к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

Воспитательная работа школы - интерната включает в себя следующие направления: «Я и мой дом и семья», «Я и мир вокруг меня», «Я и мой край», «Я и мой труд и профессия», «Я и мое здоровье». Учебно-воспитательная система школы реализует следующие цели и задачи учебно-воспитательной деятельности.

Цель: формирование гармонично развитой личности воспитанников с учетом их психофизического развития.

Задачи:

Образовательная:

-формировать познавательные интересы и сознательное отношение к учёбе;

-развивать учебные знания, умения и навыки;

-формировать способность ориентации в информационном мире.

Воспитательная:

-воспитывать общечеловеческие нравственные качества;

-воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;

-воспитывать чувство коллективизма.

Коррекционно-развивающая:

-развивать психические процессы: внимания, памяти, речи, мышления, восприятия;

-развивать социально-адаптивные навыки и навыки самообслуживания;

-развивать эмоционально-волевую сферу.

Построение воспитательного процесса ведётся с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и с ориентацией на возможности их социализации и интеграции в общество (профориентация, овладение социально-бытовыми навыками и умениями, овладение навыками полоролевого поведения, организация здоровьесберегающей среды и т.д.).

В ходе учебно-воспитательного процесса реализуются программы: «Духовно-нравственное воспитание», «Право и закон», «Адаптация воспитанников в социокультурной среде», «Здоровье и формирование здорового образа жизни». Поскольку отличительной особенностью контингента школы являются дети с теми или иными девиациями в поведении, то содержание программ ориентировано на профилактику и коррекцию проявлений девиации.

Поскольку основная масса учащихся воспитывается в семьях с низким воспитательным потенциалом, где зачастую методом воспитания является лишь физическое наказание или самоустранение родителей от своих обязанностей по воспитанию, а поступающие дети-сироты подчас имеют только отрицательный жизненный опыт, образовательное учреждение сталкивается с проблемой трудновоспитуемости, особенно в подростковой среде.

Трудновоспитуемость этих детей проявляется в следующих моментах:

Ребята равнодушно относятся к замечаниям воспитателей, игнорируют наказания и требования с их стороны. Они позволяют себе использование ненормативной лексики, курят в присутствии взрослых и т.д. При этом поведение воспитанников отличается агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину, порой аффективными формами поведения.

В условиях жизни без родительского попечения у детей складывается интернатовское «мы». От чужих они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию. У них наблюдается плохая коммуникация со сверстниками и младшими по возрасту детьми. Это выражается в форме издевательств, оскорблений, унижения, принуждений выполнять неприятные или неприличные желания, физического и сексуального насилия. Они более склоны к правонарушениям и преступлениям.

Бродяжничество и побеги становятся для них нормой поведения, способом уйти от тотального контроля, от исполнения обязанностей и соблюдения правил и норм образовательного учреждения.

Культура поведения, внешний вид, забота о собственном здоровье для них не является нормой.

Подростки не хотят и не стараются соблюдать субординацию, проявляют фамильярность.

Все вышеуказанное свидетельствует об особенностях работы, которая выстраивается и осуществляется педагогами образовательного учреждения. Работа направленная на профилактику и коррекцию трудновоспитуемости у учащихся подразделяется на следующие этапы:

Изучение «трудных» детей и подростков, которое предполагает исследование их нравственных ориентиров, воспитательных потенциалов коллектива, причин трудновоспитуемости, воспитательных возможностей среды и способов перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.

Организация педагогической помощи.

Создание оптимизирующих условий для развития личности «трудновоспитуемого» ребенка: постоянное отслеживание достижений, трудностей в обучении, организация дополнительных занятий с учителями-предметниками. Забота об укреплении положения детей в социальной структуре класса и коллективе воспитанников в целом, организация помощи «трудновоспитуемым» в выполнении общественных поручений.

Формирование положительной Я-концепции, через создание ситуации развития, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа, результата деятельности воспитанника, его достижений; поощрение положительных изменений. Реализация педагогики сотрудничества и заботы.

Организация медицинской помощи.

Проведение систематического диспансерного осмотра «трудновоспитуемых» с целью фиксирования усугубления или улучшения отклонения с учетом психофизиологического и неврогенного характера.

Оказание медикаментозной, психофармакотерапевтической помощи.

Формирование установки на здоровый образ жизни, предупреждение и устранение вредных привычек через показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

Решение проблем половой идентификации

Половое воспитание

Организация психологической помощи.

Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться со своими проблемами, показать пути их решения.

Индивидуальные беседы и тренинги с «трудновоспитуемыми» детьми с целью помочь им осознать необходимость совершать осмысленные поступки, преодолеть неуверенность в общении.

Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств, методов и форм воспитания и обучения педагогами работающими с детьми.

Проведение семинаров для педагогического коллектива с целью раскрытия вопроса трудновоспитуемости и способами ее преодоления.

Организация свободного времени «трудновоспитуемых» школьников. Свободное время –это острая проблема данной категории. Необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. Это направление деятельности реализуется через включение детей в кружковую деятельность, спортивные секции, привлечение детей для участия в творческих конкурсах, организуемых в школе, в районе, области. Широко используется организация тимуровской работы и общественно-полезной деятельности (трудовые акции по уборке памятника, территории). Поручение общественных дел в классе и школе, привлечение к организации и участии во внеклассных мероприятиях, организация летнего и межсезонного оздоровления в ЗОЦ-ах области.

Итак, в данном образовательном учреждении воспитательная работа с «трудновоспитуемыми» детьми и подростками имеет целенаправленный и систематический характер.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тема воспитания трудных подростков актуальна во все времена. Но в наше время, когда воспитывать приходится и родителей, в первую очередь, это проблема всего нашего общество. Если не мы, то кто....поможет таким детям. Не нужны родителям, не нужны обществу. Откуда им быть " положительными". А вы, вы просто, молодцы. Ваш труд неоценим, думаю, что многие ребята, все таки становятся хорошими людьми.

13 November 2017

Спасибо, за комментарий. Вы правы, есть ребята, которые достигают своих побед в жизни несмотря на диагноз.

14 November 2017

Похожие публикации