Творческий проект по алгебре «Дорожная математика» (8 класс)
Брянская городская администрация
Управление образования
Брянский городской информационно - методический центр
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 г. Брянска
с углубленным изучением отдельных предметов им. Ф. И. Тютчева»
Конкурс проектов преподавателей общеобразовательных учреждений г. Брянска
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ДОРОЖНАЯ МАТЕМАТИКА»
математика
Выполнила: учитель математики Ляпина Г.М.
Консультанты: ОГИБДД УМВД России по г. Брянску.
Брянск 2016 год
Паспорт проектной работы.
2. Аннотация к проекту
Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. В ходе проекта я познакомилась со статистикой дорожно-транспортных происшествий в городе Брянске, проанализировала причины, построила диаграммы. Исследовала задачи по ПДД. Сделала выводы.
3. Цели проекта:
Расширение и углубление знаний учащихся по математике при анализе дорожно-транспортных происшествий и решении задач.
Пробудить в учащихся моей школы ответственное отношение к своему поведению на дорогах.
Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице.
4. Целевая аудитория: учащиеся среднего звена школы.
5. Задачи проекта:
Образовательные:
Изучить и проанализировать дорожно-транспортные происшествия с участием детей в городе Брянске за 2013, 2014, 2015 года.
Собрать информационные материалы (задачи, кроссворды о ПДД).
Формировать и развивать интерес к математике, научиться применять знания, полученные на уроках при переходе дорог, обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улицах.
Развивающие:
Развивать познавательную активность и творческие способности, интерес к предмету у учащихся.
Развивать умение работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию.
Воспитательные:
Воспитание патриотического чувства по отношению к родному городу.
Воспитать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Воспитать потребность в соблюдении правил дорожного движения.
6. Этапы и методы работы над проектом.
1 этап: Подготовительный.
Наблюдение за переходом учащимися нашей школы дороги. Патрулирование вместе с отрядом ЮИД пришкольной территории.(приложение 1)
Задача: знакомство с работой отряда ЮИД школы, предупреждение нарушений ПДД.
Продолжительность: сентябрь-декабрь (4 месяца)
Предполагаемый результат: Нарушают ПДД несовершеннолетние в возрасте 7-13 лет.
Данный факт свидетельствует о том, что ряд детей до сих пор не имеют достаточных устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.
2 этап: Основной.
Изучение и анализ статистических сведений об аварийности с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет за 2013-2015 годы.
Составление столбчатых и круговых диаграмм, процентных соотношений, которые позволят сравнить:
Дорожно-транспортные происшествия с участием детей по районам города,
ДТП, произошедшие по вине детей,
Распределение ДТП по учебным заведениям,
Динамику аварийности по времени суток,
Распределение ДТП по дням недели , в зависимости от места совершения.
Отбор задач, связанных с правилами дорожного движения.
Составление кроссворда на знания ПДД.
Составление и решение задачи практического содержания (Почему нельзя экономить на покупке автокресла для детей?).
Задача: Сделать анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей в городе Брянске. Разработать систему задач по ПДД.
Предполагаемый результат: Полученные мною результаты должны заставить задуматься подростков, убедить в необходимости соблюдать ПДД. Подобранные задачи учителя смогут использовать в своей работе .
3 этап: Заключительная часть.
Задача: Сделать вывод о проделанной работе.
7. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран.
8. Отзыв:
Выбранная тема проекта актуальна для школы и города. Учащимся проделана огромная работа по анализу и обработке информации по совершённым ДТП, выбраны и решены задачи по ПДД, составлен кроссворд. Но он не только теоретически работал над проектом, но и вместе с отрядом ЮИД патрулировал на пришкольной территории. Пропаганда безопасного поведения на дорогах, включение диаграмм и задач по ПДД на уроках математики и дальше продолжится в нашей школе.
9. Лист сопровождения проекта:
Я, Ляпина Галина Михайловна разработала этот проект, так как являюсь не только учителем математики, но и 6 лет руковожу отрядом ЮИД нашей школы. Школа №9 находится в центре города, на пересечении 3 дорог. Патрулируя на пришкольной территории, мы видим, что наши учащиеся и взрослые люди продолжают переходить дорогу в неположенном месте и становятся участниками ДТП. Проблема безопасности дорожного движения очень актуальна для нашей школы и для города. Меня всегда волновал вопрос: «В каком районе города меньше, а в каком больше совершается ДТП с участием детей?». Своей работой я хочу заставить задуматься подростков о том, что жизнь у человека одна и прерваться она может по собственной глупости.
Описание процесса исполнения
Я получила из ОГИБДД УМВД России по г. Брянску статистические сведения об аварийности с участием несовершеннолетних за 2013-2015 годы, сделала их анализ и составила круговые и столбчатые диаграммы. Исследовала задачи, в которых используются Правила дорожного движения, составила кроссворд. (приложение 2, 3)
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма по итогам 12-ти месяцев 2013 г.
За 12 месяцев 2013 года на территории областного центра детский дорожно-транспортный травматизм составил 38 ДТП, 42 ребенка в результате ДТП получил ранения, погибших нет.
Общее количество ДТП с участием детей осталось неизменным, количество пострадавших увеличилось на 4 человека, количество погибших осталось на уровне аналогичного периода прошлого года (0 погибших).
Распределение количества ДТП с участием детей по категориям участников дорожного движения
Рост происшествий по вине детей зарегистрирован в Фокинском и Володарском районах.
Распределение пострадавших детей-пешеходов по видам нарушений ими ПДД
Причина ДТП |
Кол-во пострадавших в ДТП |
% от общего числа пострадавших детей |
Переход проезжей части в неустановленном месте Переход проезжей части дороги при ограниченной видимости Переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора Внезапный выход на проезжую часть дороги Выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта Переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода в зоне его видимости Движение вдоль проезжей части дороги с нарушением действующего законодательства Падение несовершеннолетнего пешехода на стоящий транспорт |
1 2 2 2 4 |
2,4% 4,9% 4,9% 4,9% 9,6 % |
Время суток (час) |
До 7 лет |
7 – 10 лет |
11 – 13 лет |
14 - 16 лет |
Всего |
07.00 – 09.00 |
2 |
2 |
|||
09.00 – 12.00 |
2 |
1 |
3 |
||
12.00 – 15.00 |
1 |
3 |
4 |
||
15.00 – 17.00 |
3 |
2 |
5 |
||
17.00 – 19.00 |
2 |
5 |
3 |
4 |
14 |
19.00 – 21.00 |
1 |
1 |
1 |
3 |
6 |
после 21.00 |
3 |
2 |
3 |
8 |
|
время не установлено |
|||||
ИТОГО |
9 |
9 |
12 |
12 |
42 |
Таким образом, наиболее часто в ДТП попадали подростки в возрасте 11-13 лет и 14-16 лет, вместе с тем, количество пострадавших участников дорожного движения с 14 до 16 лет сократилось на 20 %.
Динамика аварийности по времени суток:
Необходимо обратить внимание на тот факт, что большинство несовершеннолетних участников дорожного движения (14 человек) стали участниками дорожно-транспортных происшествий в период времени с 17-00 до 19-00.
Дорожно-транспортные происшествия с участием детей распределились следующим образом по районам г. Брянска:
Район |
Кол-во ДТП |
Погибло |
Ранено |
Тяжесть последствий |
||||
2013 |
2012 |
2013 |
2012 |
2013 |
2012 |
2013 |
2012 |
|
Советский |
8 |
11 |
0 |
0 |
9 |
11 |
- |
- |
Бежицкий |
9 |
17 |
0 |
0 |
9 |
17 |
- |
- |
Фокинский |
12 |
5 |
0 |
0 |
15 |
5 |
- |
- |
Володарский |
9 |
5 |
0 |
0 |
9 |
5 |
- |
- |
За отчетный период на территории Советского района города Брянска зарегистрировано 8 дорожно-транспортных происшествий, в которых 9 детей в возрасте до 16-ти лет получили травмы, погибших нет. Общее количество ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет сократилось на 27,2%, количество пострадавших детей сократилось на 18,2%.
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма по итогам 12-ти месяцев 2014 г.
За 12-ти месяцев 2014 года на территории областного центра зарегистрировано 29 ДТП с участием детей в возрасте до 16-ти лет, в результате которых 35 детей получили травмы различных степеней тяжести, 1 ребенок погиб.
Общее количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей сократилось на 9 ДТП (-23,7%), количество пострадавших сократилось на 7 человек (-16,7%), количество погибших увеличилось на 1 человека (+ 100%).
Рост происшествий по количеству погибших зарегистрирован в Фокинском и Бежицком районах. Снижение количества ДТП отмечается в Володарском, Советском районах.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года положение сложилось следующим образом:
2014 год |
2013 год |
Рост или сниж.(+/- %) |
||||||||
ДТП |
Погибло |
Ранено |
ДТП |
Погибло |
Ранено |
ДТП |
Погибло |
Ранено |
||
29 |
1 |
35 |
38 |
0 |
42 |
-23,7 |
+100 |
-16,7 |
Распределение пострадавших/погибших в ДТП детей по категориям участников дорожного движения
Распределение пострадавших детей-пешеходов по видам нарушений ими ПДД
Причина ДТП |
Кол-во пострадавших в ДТП |
% от общего числа пострадавших детей |
Переход проезжей части в неустановленном месте Переход проезжей части дороги при ограниченной видимости Переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора Внезапный выход на проезжую часть дороги Выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта Переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода в зоне его видимости Движение вдоль проезжей части дороги с нарушением действующего законодательства Падение несовершеннолетнего пешехода на стоящий транспорт |
1 1 4 |
2,9% 2,9% 11,4% |
Распределение пострадавших детей по возрасту и времени суток
Время суток (час) |
До 7 лет |
7 – 10 лет |
11 – 13 лет |
14 – 16 лет |
Всего |
07.00 – 09.00 |
1 |
2 |
3 |
||
09.00 – 12.00 |
2 |
1 |
1 |
4 |
|
12.00 – 15.00 |
1 |
2 |
5 |
4 |
12 |
15.00 – 17.00 |
1 |
1 |
|||
17.00 – 19.00 |
1 |
3 |
2 |
1 |
7 |
19.00 – 21.00 |
3 |
2 |
5 |
||
после 21.00 |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
время не установлено |
|||||
ИТОГО |
6 |
9 |
14 |
6 |
35 |
Таким образом, наиболее часто в ДТП попадали дети в возрасте от 11 до 13 лет.
По возрастным категориям погибшие участники ДТП распределились следующим образом:
- 14-16 лет – 1.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что 1 несовершеннолетний ребенок в возрасте 15 лет погиб после 21.00, что является следствием бесконтрольного нахождения несовершеннолетнего в позднее время (23-45) на улице.
Динамика аварийности по времени суток:
Необходимо обратить внимание на тот факт, что большинство несовершеннолетних участников дорожного движения 12 человек стали участниками дорожно-транспортных происшествий в дневное время (с 12 до 15) часов.
Дорожно-транспортные происшествия с участием детей
по районам города Брянска:
Район |
Кол-во ДТП |
Погибло |
Ранено |
Тяжесть последствий |
||||
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
|
Советский |
3 |
8 |
0 |
0 |
3 |
9 |
- |
- |
Бежицкий |
16 |
9 |
0 |
0 |
22 |
9 |
- |
- |
Фокинский |
7 |
12 |
1 |
0 |
7 |
15 |
3,6 |
- |
Володарский |
3 |
9 |
0 |
0 |
3 |
9 |
- |
- |
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма по итогам 12 месяцев 2015 г.
За 12 месяцев 2015 года на дорогах областного центра зарегистрировано 46 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, при этом 2 человека погибло, травмировано 48 несовершеннолетних.
Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество дорожных аварий с участием несовершеннолетними возросло на 58,6 %, число раненных в них детей также возросло на 37,1 %. Количество погибших увеличилось на 100%.
Диаграмма аварийности с участием детей:
По итогам отчетного периода 2015 года неблагоприятная ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом по количеству дорожно-транспортных происшествий сложилась во всех районах города Брянска. По количеству пострадавших снижение отмечено в Бежицком районе г.Брянска, в Фокинском районе данный показатель остался неизменным:
Дорожно-транспортные происшествия с участием детей
по районам города Брянска:
Район |
Кол-во ДТП |
Погибло |
Ранено |
Тяжесть последствий |
|||||||
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
||||
Советский |
3 |
13 |
0 |
0 |
3 |
14 |
- |
- |
|||
Бежицкий |
16 |
17 |
0 |
0 |
22 |
19 |
- |
- |
|||
Фокинский |
7 |
8 |
1 |
1 |
7 |
7 |
12.5 |
12.5 |
|||
Володарский |
3 |
8 |
0 |
1 |
3 |
8 |
- |
11.1 |
Долевое распределение основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма, в зависимости от возраста пострадавших несовершеннолетних, представлено на диаграммах:
Как видно из представленных диаграмм, набольшее количество автоаварий - 16 ДТП (34,8 % от общего количества ДТП) - приходится на детей младшего школьного возраста.
Распределение ДТП по времени суток и
по категориям участников дорожного движения
Наибольшее количество ДТП произошло в период с 15ч.00мин. до 18ч.00мин. (17 ДТП, 37,0 %).
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма за 12 месяцев 2015 года показал, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество дорожных аварий с участием несовершеннолетних увеличилось на 58,6 %, число раненных в них детей также увеличилось на 37,1 %, погибших – на +100%.
Выводы и самоанализ работы над проектом.
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показал, что в 2015 году количество дорожных аварий по сравнению с предыдущими годами увеличилось. Статистика ДТП за 2013-2015 г. заставила задуматься учащихся и учителей моей школы о том, стоит ли соблюдать правила дорожного движения. Расширить знания по ПДД им помогут предложенные мной задачи и кроссворд.
Список источников информации по проекту.
Газета «Добрая Дорога Детства» №20 2013г., №1 2014 г., №11 2015 г.
Интернет-ресурсы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Задачи по ПДД
1. Семеро ребят играли на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько ребят поступило правильно? (Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.)
2. Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый свет уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего зеленого сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу? (три девочки. Зеленый мигающий сигнал предупреждает, что скоро включиться желтый, а затем красный, поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу тоже опасно.)
3. Из автобуса вышло девять человек. Четверо из них подошли к пешеходному переходу, трое пошли обходить автобус спереди и двое остались на остановке. Сколько человек поступило правильно? (Двое. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только потом переходить дорогу.)
4. При увеличении скорости движения автомобиля вдвое его тормозной путь увеличивается в 4 раза. При скорости 30 км/час тормозной путь легкового автомобиля равен 7,2 м, а грузового автомобиля 8,5 м. Найдите тормозной путь этих автомобилей при скорости 60 км/час.
Решение:
Скорость увеличилась в 2 раза, значит тормозной путь увеличится в 4 раза.
7,2 ∙ 4 = 28,8 (м) – тормозной путь легкового автомобиля
8,5 ∙ 4 = 42 (м) – тормозной путь грузовика.
Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу. Нам и невдомек, что водитель не успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется юзом даже тогда, когда у него нажаты тормоза. А на ледяной дороге машина остановится только через 400 метров. Помните об этом.
Мы – участники дорожного движения, и иногда можем быть виновниками ДТП, если не будем внимательными.
5. Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора, двигаясь со скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги 15м, с двух сторон к переходу, не снижая скорости, приближаются два автомобиля со скоростью 36км/ч. Светофор горит 10 с. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик?
Решение:
36 км/ч = 36000м : 3600с = 10м/с
100 : 10= 10(с) потребуется автомобилям, чтобы поравняться с пешеходным переходом.
1,2 × 10= 12(м) пройдет ученик.
15 > 12
Ответ: ученик не успеет пересечь дорогу. Он должен переждать на осевой линии или на островке безопасности.
6.Автомобиль преодолел расстояние между тремя столбами освещения за 8 с. Как можно рассчитать скорость автомобиля, если расстояние между столбами 50 м? Нарушил ли правила водитель?
Решение:
50 ∙ 2 = 100 (м) – расстояние
100 : 8 = 12, 5 (м/с) – скорость автомобиля
12, 5 ∙ 3600 : 1000 = 45 км/ч
Ответ: не нарушил, т.к. его скорость не превышает допустимую знаком скорость.
Практическая задача: «Почему нельзя экономить на покупке автокресла?»
Бывают такие случаи, когда родителей, которые пришли за автокреслом, искренне возмущает его цена. «Кошмар! -запальчиво восклицают они, -за что такие деньги?» Доводы- «за детскую безопасность» и « за комфорт», как правило, их не убеждают. Те, кто любит считать деньги, - люди умные, поэтому я решил произвести простые расчёты, чтобы их убедить. Автокресло Britax Evolva 123 Plus стоит 12280 рублей и используется ребёнком с 9 месяцев до 12 лет.
Сначала я сравнил стоимость бензина и детского автокресла. Результаты оказались ошеломляющими: за 11лет (именно столько эксплуатируется автокресло) на бензин семья потратит почти 400000 рублей! Это в 32 раза больше, чем на безопасность любимого ребёнка.
Затем я рассчитал, во сколько раз обойдётся родителям детская безопасность за 11лет, в месяц и в день. И сравнил получившуюся сумму с ежегодными, ежемесячными и ежедневными покупками.
Детская безопасность на 11 лет- 12280 рублей.
Это:
-2 пары женских сапог,
- или полдублёнки по рыночной стоимости,
-или стартёр для машины.
Детская безопасность в месяц- 93 рубля.
Это:
-бензин, чтобы доехать до дачи,
- или гуашь, 6 цветов,
- или 2 гамбургера и кола,
- или таблетки от головной боли + слабительное.
Детская безопасность в день- 3 рубля 10 копеек.
Это:
- полторы сигареты «Парламент»,
- или четверть стаканчика мороженого,
- или один «укус» докторской колбасы.
Что получается: если папа будет курить на полторы сигареты в день меньше в течение 11 лет- автокресло для ребёнка не будет стоить ни рубля!
Приложение 3
Кроссворд
По горизонтали:
1. Форма запрещающих и предписывающих дорожных знаков. 5. Четвёртая планета от Солнца, родина Аэлиты. 8. Самая последняя надпись в кинофильме. 10. «…Будьте, будьте осторожны – уважайте каждый…» 12. Летние коньки. 13. Масть коня Ильи Муромца на картине В. Васнецова «Богатыри». 15. Кроме школ и детских садов предупреждающий знак «Дети» устанавливается и здесь. 16. Режиссёр кинофильма «Гараж» и «Берегись автомобиля». 19. Река, на которой стоит столица, подарившая миру Шерлока Холмса и светофор. 22. Чешская иномарка. 24. Она превратила для Золушки тыкву в карету. 25. Французский физик и математик, именем которого названа единица измерения силы тока. 30. Автомобили ЗИЛ, ЗИС, «Победа», «Чайка» как редкие, ценные автомобили, диковина. 31. Турникет, забор-заграждение. 32. Одно время так раньше называли это транспортное средство на знаке 1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума». 33. Творческая деятельность по оформлению промышленных изделий, в том числе автомобильного транспорта.
По вертикали:
1. Персонаж сказки С.Маршака «Кошкин дом». 2. Задумчивый герой мультфильма Ивана Уфимцева «38 попугаев», озвученный Василием Ливановым. 3. Изменение направления дороги. 4. Русский художник, прославившийся портретами Шаляпина, Станиславского, Горького, Левитана, Ермоловой. Каждый школьник знает его картину « Девочка с персиками», 6. Известный немецкий концерн по выпуску спортивной одежды, обуви, и инвентаря. 7. Греческое мифологическое существо- полуженщина-полулев. 9.Музыкант, кумир нескольких поколений, лидер рок-группы «Кино», погибший в ДТП на автомобиле. 11. Повесть А. Гайдара «Тимур и его…» 14. Уязвимое место древнегреческого героя Ахилла. 17 Двигатель парусника. 18. Сюда стремятся водители, у которых на исходе бензин. 21. «Странный кот подошёл к подножке моторного вагона «А», нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно» (булгаковский герой). 23. Кинофильм Милоша Формана по мотивам одноимённой пьесы об истории взаимоотношений музыкантов Моцарта и Сальери. 26. Скоростемер в руках дорожного полицейского. 27 Фрукт- цветной побратим жилетки безопасности. 28. Американский инженер-изобретатель, владелец автомобильных заводов. 29. Награда победителю автогонки.
Медведева Татьяна Петровна
Чеботарева Ирина Вячеславовна