Выступление «Дошкольное образование в Европе. Финляндия»

3
0
Материал опубликован 31 January 2017 в группе

В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик. Оплата зависит не от престижности дошкольного учреждения, а от доходов семьи. В больших городах бывает, что мест не хватает, тогда местные муниципальные власти идут на всяческие уловки. Например, ежемесячно выплачивают из бюджета дополнительную сумму семье, лишь бы один из родителей оставался с ребенком дома. Детский сад является частью системы дошкольного воспитания. Его назначение— создать детям и их семьям достаточно высокий уровень для роста и развития, а также осуществлять уход, воспитание и следить за безопасностью, когда родители не могут делать этого сами, например, будучи на работе.

3 Слайд. Виды садов

Муниципальный: государственный детский сад, очередь в столичном регионе от 2-х до 4-х месяцев, но если нужно срочно выйти на учебу или работу, то место могут найти и за 2 недели.

Частные: как правило, сюда проще попасть, разная направленность - языковая, методика Монтессори, искусство и т.д. Стоимость посещения такого детского сада совпадает со стоимостью муниципального.

Детский сад семейного типа: это детский сад, который организован, например, в частном доме, квартире. Несомненно, есть определенные условия, которые должны быть соблюдены:

-должны быть организованы спальные места, место для игр, приема пищи;

-питание может быть или привозным (есть специальные службы по организации питания), хозяйка готовит сама или нанимает для этого повара.

Такие детские сады идеально подходят для деток, которым трудно привыкнуть к большим группам людей, им психологически проще находится практически в семье.

Детский сад группового типа. Это то же самое, что и семейный, только в здании, который выделил муниципалитет.

Открытый детский сад. Детский сад для всех детей дошкольного возраста, бесплатный. Дети находятся вместе с родителями, это своего рода семейный клуб, куда можно прийти с ребенком, чтобы пообщаться, поиграть, выпить кофе.

Специализированные дошкольные учреждения: в таких учреждениях воспитываются дети с недостатками психического, физического, когнитивного развития (в таком саду может 4 воспитателя обслуживать 8 детей), так же присутствуют смешанные, в которых воспитываются здоровые детки и с нарушением умственного или физического развития. Дети с нарушениями нуждаются в постоянном внимании и уходе, поэтому в группе, где, например, присутствуют шесть таких деток, работают шесть специалистов (два педагога, две няни и еще два помощника). Детей инвалидов привозят на такси, которое оплачивает город, и он же обеспечивает всем необходимым учреждение, где обучаются дети.

Так же стоит отметить, что в основном дошкольные учреждения Финляндии двуязычные. Основной язык финский, а вторым языком может быт английский, немецкий, шведский или французский языки. Это зависит от сада и желания родителей, так что к школе дети свободно владеют двумя языками. Если в Финский сад принимается русский ребенок не понимающий финский или английский язык (воспитатели, как правило, обязаны знать два языка), то ребенку предоставляется бесплатный переводчик.

4 Слайд. Обслуживающий персонал.

Единственным критерием отбора персонала является полученное образование (высшее – у воспитателей, среднее специальное – у помощников воспитателей). Специальное обучение в колледжах и университетах продолжается три или четыре года. Помощник воспитателя учится 2,5 года. Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию минимум каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их обучения, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования.

Должностей врача, логопеда, музыкального руководителя, медсестры нет. Рабочий день воспитателя длится 7 часов, помощника-8. В рабочее время входит обед. Воспитатель кушает вместе с детьми за одним столом. Во всех садах есть комнаты для персонала, в которых они могут провести 2 кофейных перерыва по 20 мин.

5 слад. Режим посещения.

Чаще всего детей отдают в садик на весь день, то есть с 6.30 до 17.00. Но есть варианты посещение садика на неполный день, а иногда всего на пару-тройку часов. Все зависит от того, в какой садик ходит ребенок. В муниципальном саду – самые жесткие правила, в семейном – самые либеральные. Для родителей, работающих посменно, по ночам и выходным предусмотрены специальные сады. В садах есть завтрак, обет, полдник.

6 слайд. Количество детей.

В Финских садах важно не количество детей в группе, а соотношение числа педагогов к числу детей. На одного взрослого по закону должно приходиться не более 4-х детей в возрасте до трех лет, и не более семи старше трех лет.

7 Слайд. Группы

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет.

Дети младше 3 лет Маленькая группа и максимально устойчивые человеческие отношения. Достаточное количество времени и спокойная обстановка для усвоения нового в индивидуальном темпе, являются основными потребностями детей младше 3-х лет. Отдельные помещения, которые в то же время сообщаются с помещениями старших детей, являются одной из практических предпосылок для плодотворной деятельности детей младше 3-х лет.

Дошкольное обучение 6-леток –может осуществляться в детском саду или школе. Содержание дошкольного обучения составляет язык и коммуникация, математика, этика и мировоззрение, окружающая среда и природоведение, здоровье, физическое и моторное развитие, а также искусство и культура. Игра занимает центральное место в дошкольном обучении, осуществляемом как в детских садах, так и в школах. Важно заботиться о том, чтобы дошкольное обучение не стало школярским. Основным средством в решении этого вопроса является развитие творческого воображения ребёнка. Развитие готовности к учебной деятельности не должно основываться на изучении научного содержания и фактов. В детских садах дети 6-летнего возраста размещаются либо в своих группах, либо в совместных группах с 3-6-летними детьми. В группах 3-6-летних детей часть деятельности является общей для всех, часть – дифференцируется для осуществления целей дошкольного обучения 6-летних детей.

Предметно пространственная среда в группах создана так, чтобы, с одной стороны дать наибольшую возможность развития самостоятельности и творчества детей (все в свободном доступе, высокие стулья с подножкой), а с другой оградить от вероятных опасностей-нет дверок у шкафчиков.

8 Слайд. Игра.

Финская пословица гласит: «Игра-работа ребенка». Что важно для развития Игра и подражание – это способ развиваться и учиться для маленьких детей. Играть тоже учатся сначала вместе со взрослыми. Игра приобретает новые формы при взаимных контактах детей. Согласно исследованиям, уже годовалые дети получают удовольствие от общества других и могут устанавливать устойчивые дружеские отношения со своими сверстниками. Совместное пение - является незаменимым инструментом для изучения азов коммуникации. Исследование предметов и игра с ними является существенной с точки зрения развития маленького ребёнка. Умения играть 3-5-летних детей развиваются в коллективе, где для игры предоставляется время, место и увлекательная обстановка. Сказки, истории и беседы являются существенной помощью в развитии словесной и письменной речи. Разновозрастные группы полезны для развития и старших и младших детей.

9 слайд. «Не бывает плохой погода – бывает неподходящая одежда»

Еще одно своеобразие финской системы дошкольного образования связано с погодой. «Не бывает плохой погоды – бывает неподходящая одежда», — гласит девиз детсадов. А это значит, что финские дети гуляют на улице даже в непогоду: будь то проливной дождь или мороз. Финская одежда позволяет. Но если одежда промокла, то у ребенка есть запасная, которая лежит в корзинке.

Различные походы и культурные мероприятия осуществляют разработанной программе. Рабочий ритм в каждом детском саду немного отличается. Обычно в детских садах ребенок учится ходить на лыжах, кататься на коньках и плавать, ходить в поход- как правило это прогулка в ближайший парк или лес, либо в библиотеку. Расписание составляется каждую неделю.

10 Слайд. Система образования.

Финская система образования нацелена на развитие у воспитанника когнитивных функций:

Память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков.

Когнитивный резерв формирует не только личностные качества, но развивает и ключевые структуры мозга.

11 слайд

Принципы работы детского сада:

Уход, Воспитание, Обучение, Особая поддержка (при необходимости) Основной принцип таков, с помощью игры учимся новому.

12 Слайд. Воспитание.

Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета. Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.

Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников. В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены). Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.

13 Слайд. «Научиться учиться».

Дошкольное образование является первым и наиболее важным этапом обучения в течении жизни. Основное внимание в детском саду Финляндии – «научится учится». Уроки на природе, материала-ориентированное обучение. Чтение для удовольствия активно поощряются (Финляндия издает книги для детей больше, чем в любой другой стране). В основном на занятиях дети поют, играют, читают сказки, готовятся праздникам.

14 Слайд

Отличительной особенностью финских детских садов, в том, что присутствует свобода выбора, заведующим и воспитателям ничего не навязывается сверху. Они не должны писать отчеты и к ним не приходят с проверкой инспекторы, даже финансовые вопросы решают больше органы власти, чем заведующие.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.