12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кулинко Светлана Юрьевна60
Воспитатель
Россия, Пермский край, Орда
0

Выступление «Организация предметной и пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Ординский детский сад №1»

«Организация предметной и пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Кулинко Светлана Юрьевна

МКДОУ «Ординский детский сад №1»

Орда 2017

План модернизации развивающей предметно -пространственной среды группы ДОО

1.Возрастная группа (старшая группа)

2.Примерная основная образовательная программа, находящаяся в основе ООП дошкольного образования ДОО

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

3.Монографическая (описательная) характеристика развивающей предметно-пространственной среды группы

Вопрос создания развивающей предметно – пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребёнка, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.

К началу учебного года была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В связи с этим, я постаралась создать в своей группе предметную развивающую среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Предметно – пространственная развивающая среда в моей группе организована с учётом требований ФГОС на основе интеграции содержания и видов деятельности по направлениям развития дошкольника.

1) речевое,

2) познавательное,

3) социально-коммуникативное,

4) художественно-эстетическое,

5) физическое.

Направление: Речевое развитие

Центр «Мир книги» В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжный уголок помещаем фотографию писателя, с творчеством которого дети знакомятся на данный момент и его литературные произведения.

В «Речевом центре» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д

Содержание речевого уголка мною было полностью пересмотрено, когда в ноябре 2014 года в детском саду был объявлен конкурс на «Лучший речевой уголок». Вместе с детьми мы выбрали хозяйку уголка «Совунью». Речевая среда была пополнена тематическими настольными и словесными играми, интересными пособиями для мелкой моторики рук (сухой бассейн, тактильные дощечки, мозаика). Для дыхательной гимнастики были сделаны бутылочки с трубочками, снежинки, свистульки и др. Один раз в месяц часть материалов заменяю, переставляю либо обновляю.

В декабре в детском саду проходил конкурс «Лучший речевой уголок». Нами была проделана огромная работа по пополнению методических и дидактических подборок. Пополнены картинки по лексическим темам, каталоги игр по звуковой культуре речи, пальчиковой гимнастике, игр на развитие фонематического слуха, чистоговорки, сюжетные картинки для составления рассказов, картотека динамических пауз. Приобрели массажные мячики, теннисные шарики, суджок для массажа рук и пальцев. Сделаны мнемотаблицы по временам года, животным, предметам, дыхательный тренажёр «Дует, дует ветерок», «Прокати мячик по дорожке», тактильные дощечки, «Послушный ветерок», лабиринты. Все пособия находятся в доступном для детей месте.

Направление: Познавательное развитие

Образовательное пространство нашей группы оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе и техническими (это интерактивная доска, ноутбук, магнитофон, проектор). Изменения в познавательной зоне происходят в зависимости от образовательной ситуации.

Так совпало, что муниципальный конкурс по развивающей предметно – пространственной и игровой среде «Маленькая страна детства» проходил в тот период, когда в моей группе осуществлялась реализация проекта к 70- летию Победы «Я помню! Я горжусь!». Вместе с детьми мы посмотрели много интересных презентаций «Дети-герои войны», «Города-герои в России», « Салют Победы», «Памятники Воинам», «Давным-давно была война».

Были оформлены тематические выставки «Фоторепортаж о жизни советских солдат во время Великой Отечественной войны», «Город-герой Брест», картинная галерея «Война в картинах художников».

Оформлены тематические альбомы для рассматривания «Город-герой Москва», «Ордена и медали», «Оружие Победы», « Война не место для детей», «Дети-герои Великой Отечественной войны». В группе была оформлена замечательная выставка «Военной техники», дети с удовольствием несли на выставку военные игрушки.

Центр «Экологии» Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики. Все составляющие макета легко трансформируемые, т. е. в режиме хранения они представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет постройками. В развивающей среде отражаю региональный компонент: в группе размещена символика страны, края, района. Оформили альбомы «Легенды Пермского края», «Ординская пещера», «История селенита», «Город мастеров» (история керамики), г. Кунгур.

В уголок природы и экспериментирования помещены комнатные растения в соответствии с программными требованиями и средства для ухода за ними. Так же имеются муляжи фруктов и овощей, животных, настольные игры «Времена года», «Чей домик», «Что из чего сделано», «Что на небе, на земле, в космосе»», лото «Животные», домино «Ягоды-овощи – фрукты» и т.д.); материалы для экспериментирования: природный материал (шишки, ракушки, каштаны, камни), разные виды бумаги.

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В этом центре дети занимаются экспериментированием с доступными материалами, в том числе с песком и водой.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.

При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

«Строительный» (конструктивный) Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Мягкие модули дают возможность детям моделировать и изменять пространство для игры по своим замыслам. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей» «Баскетбол», «Футбол», «Команда чемпионов». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Ателье». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

«Музыкально — театрализованный» Центр — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в условия группы

Направление: Социально-личностное развитие

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих). Были приобретены и подобраны игры, игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Почта» - почтовый ящик, сумка, фуражка, конверты, газеты, журналы; «Аптека» - подставка для лекарств, коробочки из - под таблеток, лекарств, рецепты; «Детское кафе» - салфетки, посуда, меню, фартуки; приобрели сюжетно-ролевую игру «Военные», «Пожарные», «Капитаны» сделали штурвал, якорь, подобрали воротнички, нарукавники. Для сюжетно-ролевых игр «Пожарные», «Полиция» сшили соответствующие костюмы с надписями «ДПС», «МЧС». Дети с удовольствием играют.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми: настольная игра «Правила пешехода», разрезные картинки «Собери дорожный знак. Расскажи, что он обозначает», лото «Проложи безопасный путь», тематические альбомы «Правила движения достойны уважения», «Правила пожарной безопасности для детей в картинках и стихах», «Спецтехника», «Азбука пешехода» и т.п. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. В январе я приняла участие во Всероссийском конкурсе «Уголок ПДД в ДОУ» и получила диплом лауреата.

Направление: Художественно — эстетическое развитие

В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Оснащение уголка меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу.

В группе создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изо деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

Уголок изо деятельности в группе мы пополнили дидактическими играми: «Разрезные картинки» (матрёшки), «Назови правильно» (народные промыслы), «Укрась поднос» (жостовская роспись), «Симметричные предметы», «Подбери правильно элементы росписи», «Подбери узор»,

«Составь композицию натюрморта»; альбомами для рассматривания «Жостовская роспись», «Дымковская роспись», «Стили архитектуры», «Эстампы», «Дошкольникам об искусстве»; дополнили алгоритмы по рисованию, лепке, аппликации.

Направление: Физическое развитие

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей: набивные мешочки разные по весу, бутылочные гантели, веревочки, деревянный тренажер для равновесия, массажные коврики здоровья изготовленные из безопасных бросовых материалов (пробки (пластмассовые, металлические, резиновые), пуговицы разных размеров и диаметров, поролоновые губки с разной плотностью), ребристая доска, султанчики, флажки, маски-шапочки, различные атрибуты необходимые для подвижных игр «С кочки на кочку», «Перепрыгни широкий ручеёк», «По узенькой дорожке», кольцебросы, дартс для игры «Попади в цель». Оформлены тематические альбомы «Виды спорта», «Здоровый образ жизни», «Правила красивой осанки».

Тренажёры разместили по всему детскому саду, так как у нас нет отдельного физкультурного зала. В нашей группе 4 тренажёра. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность жизни и способствует укреплению здоровья. Для организации здоровьесберегающей предметно-развивающей среды: создаём в группах физкультурные уголки, оснащены спортивным инвентарем (мячи, скакалки, кегли, кольцеброс, тренажёры), в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения двигательной активности детей, уголки безопасности.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, около искусственной пальмы. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса - все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды необходимо продолжать, главными критериями при этом должно стать творчество, талант и фантазия педагога.

Создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их любознательными, выносливыми и физически развитыми, а главное счастливыми! Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются:

транспортируемость;

насыщенность;

вариативность;

доступность и безопасность.

4.Участники создания развивающей предметно-пространственной среды группы в ДОО

Результатами нашего сотрудничества с родителями можно считать:

- помощь в совершенствовании развивающей среды;

- участие в культурно-творческих и спортивно-массовых мероприятиях детского сада и села (конкурсы, выставки)

- обобщение опыта ДОУ и семьи и опыта семейного воспитания.

В январе и мае каждый год организовываем субботники по благоустройству участка. Зимой родители чистят участок от снега, делают горку, весной и осенью родители убирают участок от мусора, листвы, белят стволы берёз. Родителями были сшиты для уголка ряжения юбки, косынки, фартуки, также массажные коврики. Дети очень рады тому, что сделают их родители.

С помощью родителей в группе имеется костюмерная, в которой подобраны национальные костюмы, костюмы животных, сказочных персонажей. Для перевоплощения в различных персонажей в уголке расположены маски-шапочки изготовленные взрослыми, маски из папье-маше, меховые шапочки, парики и другие атрибуты. Для театральных, ролевых игр подобрано много различных головных уборов (шляпки, короны, кепки, шарфы палантины и т.д.).

Для того, чтобы детям было легче перевоплотиться в необычного героя, они могут рассмотреть самодельный альбом «История костюма», и книгу «Кем я наряжусь». Атрибуты, реквизит, разные театры по сказкам выставлены на полки или разложены в маркированные цветные коробки, что удобно в использовании детьми. Для изготовления театров привлекаю незаменимых помощников – родителей. Они с удовольствием проявляют творчество и фантазию, стараются, чтобы театры получались практичными и неповторимыми. С помощью родителей подобраны коллекции «Открыток», «Календарей», «Бумаги», «Ткани», «Семян» и т.д.

Мы поддерживаем тесный контакт с межпоселенческой библиотекой: «Хочу всё знать!», «Будем с книгами дружить»; с Домом культуры «В гостях у Фрекен Бок», «День защиты детей». Дети активно посещают танцевальную группу в Доме культуры. Часто посещаем выставки в историко – краеведческом музее: « История народной куклы», «Крестьянская изба», являемся частыми участниками конкурсов разного уровня в Детской школе искусств «Сказки новогоднего леса», конкурс агитационных материалов по пожарной безопасности. Соответственно и подбираем развивающую среду, наши помощники оказывают нам посильную помощь.

Наш детский сад тесно взаимодействует с МАОУ «Ординская общеобразовательная школа». В течение года оформляются информационные стенды по вопросам подготовки детей к школе, проводятся тематические родительские собрания. В группе создаются уголки первоклассника.

5.Учет индивидуальных особенностей детей группы при организации предметно-пространственной среды группы (особенности здоровья детей, особенности освоения ООП дошкольного образования, учет интересов детей и т.д.)

В свободное от образовательной деятельности время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место и устроить своеобразный музыкально-театрализованный уголок и оборудовать его соответствующими пособиями.

6.План модернизации развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО на 2017-2018 учебный год

Элемент РППС

Приобретение, изготовление, другое

Предварительная работа перед включением в образовательный процесс

Специалисты ДОО, участвующие в использовании элемента РППС

1.

Дорожка здоровья

Изготовление

Рассматривание, беседа, правильная установка,

напоминание

правил использования.

Воспитатели, инструктор по физической культуре.

2.

Яркие косички

Изготовление

Рассматривание, беседа по использованию, определение на ощупь.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

3.

Конструктор – сюжетные, напольные, настольные из различных материалов

Приобретение

(дополнение к имеющимся)

Рассматривание, беседа, правильная установка,

напоминание

правил использования, совместные постройки, материал, из которого изготовлен, рассматривание альбома, простая игра.

Воспитатели.

4.

Картины-пейзажи

Приобретение

Размещение в группе, рассматривание, беседа.

Воспитатели, преподаватель изо, учитель – логопед.

5.

Библиотечка

Приобретение, изготовление

Выбор места, рассматривание книг, картинок, энциклопедий, беседа, напоминание

правил использования, знакомство.

Воспитатели, учитель – логопед.

6.

Дидактические и настольно-печатные, игры математического содержания

Приобретение, изготовление

Знакомство с правилами, рассматривание, помощь воспитателя, предварительная игра, напоминание

правил использования.

Воспитатели.

7.

Уголок интересных вещей (речевой уголок), (наборы картинок, фотографий, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи)

Приобретение, изготовление

Рассматривание, беседа по использованию, определение на ощупь, напоминание

правил использования

Воспитатели, учитель – логопед.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.