Выступление «Проблема современного образования»

0
0
Материал опубликован 15 January 2019

 Педсовет «Активные формы и методы проведения уроков»

Сергиенко Ольга Владимировна

Выявление проблемы

Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты.

Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались 10 - 15 лет назад.

У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции - память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль.

Такой ребёнок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему не уразуметь кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову.

Немножко напомню основные характеристики деятельности полушарий головного мозга.

Правое полушарие является гуманитарным, образным и творческим. Оно от­вечает за тело, координацию движений, пространственное и кинесте­тическое восприятие.

Левое полушарие считается математическим, знаковым, логическим и аналитическим. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Всех людей по соотношению активности полушарий можно ус­ловно разделить на три типа: правополушарных, левополушарных u равнополушарных.

Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности. При обучении и воспитании необхо­димо учитывать особенности функциональной асимметрии полуша­рий.

Дело в том, что современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей!

А по результатам исследований они составляют всего 10% учащихся в классе. В настоящее время с каждым годом возрастает количество правополушарных детей (до 40-50%), что по заявлениям нейропсихологов говорит о возникновении нового адаптационного механизма человечества к изменяющимся эволюционным условиям.

Однако программы обучения с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичными, т. е. левополушарными.

В таких условиях правополушарные дети оказываются в трудной, незащищенной ситуации, так как методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга.

Постперестроечные дети в своём подавляющем большинстве правополушарные, которое развито в ущерб левому полушарию. Предполагается, что замедление темпов развития левого полушария произошло как следствия стресса "шокотерапии" постперестроечного периода, экономических реформ, засилья компьютерных игр, гаджетов, уход в виртуальную реальность.

Очевидно, что неблагоприятным фактором социальной среды образовательное учреждение должно что-то противопоставить, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений психологической науки в образовательный процесс.

Очевидно, что сегодня использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату, более того, применение учителем авторитарного стиля управления по отношению к правополушарным детям может существенно ухудшить психологическую обстановку в классе, загнать ситуацию в тупик.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника - качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.

Этому могут способствовать активные формы и методы обучения и воспитания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.