12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

t1653043596aa.png 18.02.2019г.

t1653043596ab.jpgt1653043596ac.gif

t1653043596ad.gif

Тема урока «Древний Египет» 5 класс 17 обучающихся




Цели урока:

Образовательная:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний,

полученных при изучении темы «Древний Египет», подвести их к определению цели урока.

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в

Разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по данной теме.

Развивающая:

- содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с картой,

историческими источниками, самостоятельно делать выводы, выделять главное,

высказать своё мнение, оперировать понятиями и терминами, логически

мыслить, умение работать в группе.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию культуры общения, умению выслушать собеседника. Тип урока: Контроль, оценивание и оценка знаний, ознакомление с новым материалом

Вид урока: изучение нового материала

Оборудование:

Компьютер, компьютерная презентация, карточки с заданиями.

УчебникА. А. Вигасин, Г. И. Годер и И. С. Свенцицкая «История Древнего мира»

М. « Просвещение»

План урока:

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

2.Актуализация субъективного опыта и совместная постановка целей урока.

3.Обобщение и систематизация знаний учащихся.

4.Физкультминутка.

5.Организация контроля и самоконтроля.

6.Подведение итогов урока.

7.Информация о домашнем задании. Рефлексия

Планируемые результаты:

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать,

обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности;

развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником, с понятиями Древний Египет, граждане, рабы,  ном, иероглифы, фараон, овладение целостным представлением об изучаемом предмете, Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки, осмысливание опыта предшествующих

поколений.

Используемые технологии: - объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения,

Эвристический, технология развития « критического реализма».

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

работа в парах, фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради

Словарь: рабы, ном, иероглифы, фараон, вельможи.

ХОД УРОКА: 

Технологическая карта

Деятельность учителя

Содержание урока

t1653043596ae.png





I. Организационны момент

II. Постановка учебной задачи: определение темы урока.









Фаза вызова









Словарная работа









Фаза осмысления



Карта стр. 31













кластер







Рассказ учителя

Работа с учебником стр. 35, 1 абзац





Практическая деятельность

Историческая игра























Беседа



Работа с источником «Хвалебные песни Нилу»

Чтение вслух

Эвристическая беседа

Работа с учебником



Материал учебника.













Составление кластера













Возвращение к проблемному вопросу

Объяснение учителя







t1653043596af.png





t1653043596ag.png





Составление кластера













1.Работа с историческим документом:



















Групповая работа





t1653043596ah.png



















t1653043596ai.gif



Тестирование



























III Контроль и оценивание: закрепление

Фаза размышления







Ответ на проблемный вопрос




























Беседа учителя

Здравствуйте, ребята.! Посмотрите, за окном светит солнышко: тепло и радостно вокруг. Давайте, мы тоже улыбнемся друг другу. Расслабимся и начнем наш урок. Скажите, пожалуйста, в какой стране летом чаще бывают туристы из нашей страны?

Кто знает ее название? О чем пойдет речь на уроке? (учащиеся высказывают предположения).

-Как она называется? Как называется параграф учебника, откройте стр35? А какое государство располагалось по берегам Нила?   «Дар Нила» так назвал Египет древнегреческий историк Геродот.

Справедливо ли это высказывание, будем сегодня разбираться?

Нам предстоит всем вместе выяснить это, правильно расставить знаки препинания в названии темы и ответить на вопрос

  Является ли Египет даром Нила?

 Географическое положение Египта. Карта стр. 31

В какой части света находится Египет?

Какая река протекает?

Какими морями омывается?

Каким цветом покрашена карта? Что это означает? Какова здесь поверхность?

   Древний Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет. В самой стране было много полезных ископаемых, металл добывали в прилегающих областях.

Какие животные были в Древнем Египте? Растения?

Что такое папирус?

Оазисы - островки зелени

Нил впадает в море несколькими рукавами.

Ту низменность, где Нил делится на рукава, древние греки называли дельтой. Она и в самом деле похожа на греческую букву дельта, но только в перевёрнутом виде. Нилу преграждают путь пороги.

Пороги - опасные каменистые преграды

Севернее порогов расположен Египет. Река здесь спокойно течёт по глубокой долине, окаймлённой высокими каменистыми обрывами. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудится в раскалённой пустыне! Его ждёт неминуемая смерть от зноя и жажды. Беспощадно палит солнце, вокруг, насколько видит глаз раскалённые пески и помощи ждать неоткуда. Жизнь возможна только в долине. Ширина её составляла всего 10-12 километров. Природные условия и разливы Нила

Одна из древнейших цивилизаций на земле зародилась в Африке, в долине реки Нил. Единственным источником жизни были воды Нила.

Как выдумаете, какое занятие было главным в Древнем Египте? Составляем кластер

Что необходимо цветку для успешного роста (плодородная почва, свет, тепло, вода). Нам предстоит выяснить, существовали ли эти условия в Нильской долине. Что об этом говорится в абзаце 1 учебника. Мысленно перенесёмся на берега Нила. Климат здесь был сухим и жарким, дожди были очень редкими. Вокруг был безжизненная пустыня, беспощадный суховей почти в течение 2-х месяцев превратил землю в камень, почва потрескалась, пыль проникает в складки одежды, забиваются поры кожи, воспаляются глаза. Раскаленный песок, палящее солнце, небо ясное.  В Египте дожди почти не выпадают. И поэтому, кажется, что еще немного и вымрет все живое. Но происходит чудо. В июле Нил начинает разливаться, и вода заливает всю долину и стоит до ноября. Земля пропитывается влагой. Во время разливов Нил заливал обширные площади. После спада воды оставался толстый слой ила. Именно он и делал землю плодородной.

Игра «Мозаика» на основе ранее полученных знаний и личного жизненного опыта учащихся. Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания. Игра «Что? Где? Когда?» Все знания о значении реки Нил об условиях жизни египтян на столе учителя красивые квадратики: пазлы отличники - красный цвет, в З рядах берут произвольно пазлы с вопросами.

Обучающийся. Смальтик 1 Древние египтяне дали реке имя бога Хапи, свою землю они считали даром этого бога.

  Учитель: в ноябре Нил постепенно входит в свои берега, оставляя толстый слой жирного чернозема, который легко обрабатывался даже с помощью деревянной лопаты.

 Какие чувства испытывали египтяне, когда Нил нес свою влагу в иссушенную, измученную суховеями землю, когда люди страдали от невыносимого зноя?

Выводы: учащиеся обращаются к вопросу: - Существовали ли в Нильской долине условия для земледелия?

Смальтик 2: - Если люди радуются при каких-то обстоятельствах, и свои чувства в это время хотят записать, то какой знак они ставят в конце предложения (внимание: обращаться к документу на стр. 34 Слава тебе, Нил!) восклицательный знак. (Чтение вывода в учебнике стр. 34)

3.  Занятия населения

Работа с документом ''Поучение знатного египтянина своему сыну'' в хрестоматии на стр. 16 (8-ой абзац). Учащиеся находят текст о тяжелой жизни и болезнях земледельца и берут произвольно со стола учителя пазлы в виде красивых квадратиков с вопросами.

Смальтик 3: - Как вы думаете, почему так уставал крестьянин и так тяжело ему жилось? (догадки).

Земледелие не сразу стало главным занятием египтян. В долине Нила «готовых полей» не было. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. Застоявшаяся вода в болотах загнивала, они превращались в болота. Болота приносили огромный вред, над ними вились тучи насекомых, укусы, которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные испарения, они кишели ядовитыми змеями, трясина засасывала людей и скот. Берега Нила покрывали непроходимые заросли тростника, который назывался папирус. Тростник достигал высоты в два-три человеческих роста. Это выше, чем от пола до потолка в нашем классе. Заросли тростника занимали в нильской долине слишком много места. В них прятались львы и леопарды, нападавшие на людей и на скот. Поэтому египтяне вырубали прибрежные тростники, освобождая землю под посев. Напряжённый труд многих поколений египтян привёл к тому, что на месте болот и зарослей папируса стали зеленеть всходы ячменя, пастись стада коров и быков.

Одни участки заливало водой в таком количестве, что растения гнили. Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды, растения здесь засыхали. Как быть? Ведь надеяться на дождь нельзя. Как преодолевали трудности древние египтяне? Какие оросительные сооружения они создавали?

Составление кластера ''орошаемое земледелие'' ( на доске)

Новое обращение детей к теме урока ''Египет дар Нила''.

Смальтик 4: - Как вы думаете, легко ли земледельцам жилось в таких условиях, ведь рыхлая земля легко обрабатывалась. Какой вывод вы можете сделать? (Упорный труд заставлял отступать пески-дюны, болота, заросли). При таких условиях жизни (''как кому-нибудь подо львом'') много ли радости и ликования было у земледельцев? Какой знак в таком случае можно поставить в конце предложения ''Египет дар Нила''?

Учащиеся приходят в замешательство, но им можно подсказать, что в таком случае знак вопроса.

Смальтик 5. Итак, справедливо ли высказывание «Египет - дар Нила?» что здесь правильно, а что нет?

-какую роль играл Нил в жизни древних Египтян? (Давал жизнь, воду)

-Можно ли считать, что цветущая земля была подарком Нила?  (долина Нила преобразована трудом многих поколений)

Смальтик 6. Вспомните, как египтяне боролись с болотами и зарослями тростников?

Смальтик 7 Какую работу по орошению проводили?

Учитель: Сейчас мы с вами будем работать с документом, который дошел до нас из глубины веков. Но для этого нужно сконцентрироваться, а также проверить свою физическую силу. Ребята, встаньте пожалуйста!

Физкультминутка: t1653043596aj.jpg

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи (открыли учебники)

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее). Хети(отец) везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

    Учитель: Итак, представьте, что вы – ученые-исследователи, у которых в руках древнеегипетский папирус. Делимся по рядам на три группы. Каждая группа работает с данными отрывками документа. Задание для каждой группы одно. Внимательно прочитать текст документа. Выяснить, какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники? Через две минуты – обсуждение.   

Группа № 1 «О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей…. Когда писец еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается, чтобы надеть передник.

    Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

    Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

    Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он заканчивает, руки его падают, и он утомлен. И так он сидит до сумерек, колени его и спина согнуты»

    Группа № 2 «Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти, кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

   Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т.е. к верхушкам колонн в форме цветков лотоса) … все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу». Устает он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь подо львом. Болен он постоянно.… И едва возвращается домой вечером, ему вновь надо идти»

    Группа № 3 «Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…

     Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего, и вновь ему надо идти.

     У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы… руки его не останавливаются.

     Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

     Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты его губы…

     Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности.  Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

     Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.»

1.Беседа по вопросам к документу. Записи в тетрадь ремесленных специальностей Египта.Кем Хети советует стать своему сыну? А что делали писцы?

t1653043596ak.gif

Объединение Египта

Учитель: В IV тысячелетии до нашей эры возникли первые города-государства - номы. Общее их число достигало 40. Главным городом на Севере стал Мемфис, а на Юге - Фивы. Образовались северное царство Нижний Египет и южное царство Верхний Египет. Около 3000 года до нашей эры правитель Верхнего Египта Мина объединил под своей властью оба царства. Он был провозглашен фараоном. Столицей был объявлен Мемфис (смотрим карту). Были введены знаки царской власти, ритуалы, законы, письменность. Была проведена перепись населения, установлены налоги. О жизни египтян мы будем рассказывать и на следующих уроках, а сейчас составляем «Синквейн», тема - « Нил», пожалуйста, варианты. Закрепим наши знания.

1.Древний Египет называли ''даром Нила'' потому, что:

а) по Нилу в Древний Египет приплывали послы с ''дарами'' из     других стран;

б) Древний Египет располагался в долине Нила;

в) разливы Нила позволяли собирать высокие урожаи;

г) Нил был ничей, им пользовались бесплатно, даром;

д) Нил приносил (дарил) влагу и плодородный ил египтянам, поэтому они на земле трудились мало, высокие урожаи вырастали сами.

t1653043596al.png

Тест по теме «Образование государства в Древнем Египте»

Древний Египет находился

В южной Азии

В  Северо – Восточной Африке

В  Южной Америке

Древнеегипетское государство образовалось на берегах реки

Нил

Тигр

Ганг

Древнейшие государства на берегах Нила образовались

 В 5 тысячелетии до н.э.

В 4 тысячелетии до н.э.

В 3 тысячелетии до н.э.

Объединение Южного и Северного Египта произошло

В 3000 году до н.э.

В 2500 году до н.э.

В 2000 году до н.э.

Самые большие завоевания Древнеегипетского государства произошли в царствование

Мины

Эхнатона

Тутмоса III

Фараону помогали управлять государством

Вельможи

Писцы

Военначальники

Жрецы

Все выше перечисленные

Налоги – это

Добровольные пожертвования храмам

Обязательные платежи в пользу государства

Подарки бедным

На вооружении древнегипетской армии были

Колесницы

Дротики

Копья

Луки и стрелы

Боевые топорики

Щиты

Мечи

 Всё перечисленное

В Древнем Египте для изготовления орудий труда и оружия применялась

Сталь

Бронза

Медь

Прочтите и соотнесите термин и его формулировку (значение):

1 Фараон

1 денежный сбор в пользу государства;

2 Налоги

2 гробница египетских фараонов;

3 Жрец

3 жилище богов;

4 Пирамида

4 небольшие города-государства Др. Египта;

5 Храм

5 повелитель, царь Египта;

6 Номы

6 знатные люди Древнего Египта;

СПАt1653043596am.jpg


АНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ « ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ» В 5 КЛАССЕ





Этапы урока





Оценка деятельности преподавателя


Организационный этап

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке. СОДЕРЖАНИЕ – взаимное приветствие, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.

Структура урока включала в себя следующие этапы:

Организационный момент, дидактическая задача урока полностью соответствует подобранному содержанию. Мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе выполнения упражнения, которое помогло мотивировать учащихся, проверка дом здания). Учитель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, оперативно проверяет готовность учеников и готовность класса к проведению урока; организует внимание обучающихся на предмете. Используя приём активации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов , в результате чего дети сами формулируют тему урока, определяют о чём идет речь . Дети , играют в « Мозаику»,отвечают свободно на вопросы « Что, где, когда?» На уроке были созданы морально-психологические, эстетические условия, которые благоприятствовали благоприятной работе обучающихся. Психолого - педагогическая поддержка реализована: ребята осознали ценность совместной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА: Этап проверки домашнего задания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - оперативность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче­ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

Учитель проверяет выполнение домашнего задания путем фронтального опроса (в выдаче домашнего задания был использован дифференцированный подход): обучающиеся отвечают на выбранное ранее домашнее задание, переходя от простых вопросов к более сложным и творческим; в домашнем задании использованы материалы учебника, задействована работа с документами и дополнительными источниками. Проверка домашнего задания не выходит за рамки этапа (5-7 минут), учитель определяет качество выполнения домашнего задания у большинства учеников, обнаруживает типичные недостатки, помогает обучающимся ликвидировать обнаруженные недочеты. В ходе данного этапа проведена актуализация опорных знаний, понятий и представлений, обучающихся для дальнейшей работы. УУД регулятивные: Р 1 – целеполагание и планирование своей деятельности; содержание урока полностью соответствует рабочей программе 5 класса и дидактическим принципам УМК Всеобщей истории 5 кл

Методы обучения Этап всесторонней проверки знаний ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования. СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Цели определяют тип урока – открытие новых знаний (история).

В ходе урока, реализуется линия формирования по ФГОС: умение проектировать свою деятельность, строить социальные коммуникации. Методы обучения позволили обучающимся взаимодействовать друг с другом, быть активными участниками учебного процесса)

Структура урока включала в себя следующие этапы:

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе выполнения упражнения, которое помогло мотивировать учащихся, проверка дом здания)

Актуализация знаний: Приёмы: 1. «Кластер»

2. Игра «Мозаика» на основе ранее полученных знаний и личного жизненного опыта учащихся в форме « Что, где, когда?» Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые деяния для последующего открытия знания

3. Составление синквейна по теме « Нил»

Постановка учебной задачи  (определение ребятами темы, цели урока)
Предполагает готовность к восприятию новых знаний, определение целей урока, учебных задач с выходом на самостоятельное изучение нового материала- составление кластера .
 Игра « Мозаика» Учитель проводит всестороннюю проверку знаний обучающихся по проеденным темам, активизирует их познавательную активность. проводит проверку обучающихся по терминам и датам. Ребята перечисляют социально-экономические процессы, проходившие в древнем Египте – жизнь египтян полностью зависела от реки Нил, характеризуют эти процессы (например, благодаря упорному труду египтяне достигли высочайшей культуры.) Строили пирамиды, воевали, выживали. На данном этапе учитель использует мультимедийную презентацию, работу с картой, поддерживает

познавательную активность класса, в процессе задействованы все обучающиеся. Учитель мотивирует школьников к самообразованию. Происходит актуализация опорных знании.

Структура урока. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (целесообразно для 5 класса); оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Основное содержание урока полностью соответствует содержанию рабочей программы по истории древнего мирра в 5 классе. Учитель, используя метод сократической беседы, наводит обучающихся на вывод, как трансформировалось общество в данный период. Обучающиеся говорят о том, что история древних египтян богата событиями. Почему страну называли даром Нила - проблемный вопрос, на который ребята дружно отвечают. Учитель задает вопросы обучающимся: «Как вы понимаете это высказывание? Дети добровольно делятся на три группы, учитель раздает им задания в виде иллюстраций и текстов. Обучающиеся совместно с учителем формируют цель урока. Учитель поддерживает интерес обучающихся, создает необходимость получения нового знания. Наблюдался принцип деятельности-ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, что способствовало активному успешному формированию общеучебных целей;

Содержание урока полностью соответствует дидактическим принципам Всеобщей истории для 5 класса.

Формы обучения Этап усвоения новых знаний ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими. СОДЕРЖАНИЕ - организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа - использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. «Синквейн» от фран. «пять». Правила составления синквейна: в первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные). Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия). Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы. Пример: «Фараон - правитель Древнего Египта» 1)Владыка 2)Деспотичный, властный 3)Управляет, воюет, распоряжается 4)Фараон – сын бога солнца Ра 5)Повелитель







Формирование учебно - универсальных действии Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Словарная работа. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — умение вести эвристическую беседу, организовывать самостоятельную работу учащихся в сочетании с беседой, использовать компьютерную технику. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.  Работа с картой и решение исторических задач обеспечивает интеграцию и межпредметные связи с математикой и географией.

Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Для достижения целей урока, стимуляции познавательной активности школьников использовалась технология развития критического мышления. Она дает возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного получения знаний, а активной познавательной деятельности каждого обучающегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Данная технология позволят работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения. Были использованы такие приемы как: «мозговая атака», «проблемные вопросы», игра «Мозаика» и т.д. Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания; организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма Новые правила, они пытаются выразить своими словами, использовалась технология коллективного способа обучения. Обучающиеся шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях групповой работы. Урок открытия нового материала – урок-исследование, с применением игровых технологий. Этот выбор я обосновываю психологическими особенностями детей среднего школьного возраста: детям очень нравится что-то исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что написано в учебнике, они стремятся самостоятельно добывать знания. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я всегда приветствую это качество в детях и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность, где, конечно, это выполнимо… Обучающиеся фиксируют в тетрадь основные термины. Составляют « Синквейн» на тему: « Нил». Видят их на доске. УУД познавательные:

 П1 – проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

П2 –   выбирают  смысловые единицы предложения  и устанавливать отношения между ними;

П3 – определяют основную и второстепенную информацию; П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем). При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитель использовала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Учебная информация была привлекательна для детей. Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения, применение здоровьеберегающй , проблемно-обучающей технологии позволило сделать урок рациональным и результативным.



ЗДОРОВЬЕОБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Динамическая пауза (Ф М) ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧАснятие локального утомления учащихся , смена вида деятельности. СОДЕРЖАНИЕ - упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся.

Этап соответствовал рекомендациям СанПиН. Содержание ФМ отвечает возрасту обучающихся и рекомендациям Сан ПиН

t1653043596an.jpg

Практическая значимость урока Этап проверки понимания учащимися нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по­нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов.

Учитель ставит вопросы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся (решается третья задача урока Усвоение новых знаний и первичное закрепление  с последующим применение их на практике (самостоятельный поиск нужной информации, - воспроизведение учащимися вновь полученных знаний в форме защиты своей темы исследования. Закрепление изученного материала в форме организации деятельности  по нахождению нужной информации и защиты проекта. Тестирование Задачи образования, воспитания и развития хорошо продуманы, чувствуется их единство. По ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.



Результативность Этап закрепления нового материала. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

Учитель проводит тестирование класса по пройденному материалу. Критерии оценивания выносятся на экран, учащиеся проводят проверку путем обмена тетрадями. Происходит обсуждение заданий теста, в которых возникли затруднения. УУД коммуникативные:  формирование их было полностью осуществлено в условиях решения учебных задач - познавательная и речевая деятельность, работа с источником, игровой момент)

К1 – приобретают  опыт  работы в группе. систематичности, последовательности и доступности;

К 2 – практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества;

К3 – действуют с учётом позиции другого, ребята умеют согласовывать свои действия, принцип психологической комфортности через создание на уроке доброжелательной атмосферы

Система оценивания учащихся за работу на уроке: Оценивают сами. Оценка «5» – обучающихся активно участвовал на всех этапах работы на уроке, проявлял познавательный интерес, добился качественно-нового уровня знаний Оценка «4» - обучающихся активно участвовал в работе на уроке, проявлял познавательный интерес, добился качественно-нового уровня знаний и умений, справился с выполнением теста без больших затруднений. Оценка «3» - учащийся неактивно участвовал в работе на уроке, выполнял работу с затруднениями. Выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся – все элементы присутствуют.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности.

1. Самостоятельная работа обучающихся прослеживалась на высоком уровне (выражение своего мнения, коммуникативность, работа с источниками и презентацией… 2. Практически все задания носили творческую направленность. 3. Навыки работы в группах развиты хорошо.

Формирование ИКТ компетентности






Использованное на уроках ИКТ полностью соответствовало требованию Сан Пина было оправдано достигнутым результатом Мотивированность детей в результате игры и красивой презентации была намного выше , настроение деловое и не натянутое.

Педагогический стиль

В процессе урока явно прослеживался демократический стиль, который . чувствуется, школьникам знаком. Ребята с интересом слушали. Четко выполняли задания учителя. Свободно высказывали свое мнение. Темп речи учителя спокойный , уверенный. На протяжении всего урока присутствовала творческая атмосфера и взаимопонимание.



Рефлексия учебной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности.

Рефлексия  деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме свободной самооценки и тестирования, дети показали понимание темы и задач урока, смогли сделать выводы по итогам урока и сохранили позитивный психологический настрой.

Итог урока.  Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Закрепление знаний, применение их на практике, воспроизведение учащимися вновь полученных знаний проходило с последующей защитой проекта исследования тестирования. Деятельность учащихся носила развивающий и обучающий характер: «учусь сам – учу другого».

Рефлексия проходила в свободной форме с определением оценки всего урока, так и самооценки. В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая. Показана перспектива дальнейшего обучения, а также з акреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Учитель сообщает обучающимся домашнюю работу, составленную по дифференцированному принципу; разъясняет методику ее выполнения.

Спокойное, терпеливое объяснение - как они должны готовить домашнее задание; для сильных учеников и по желанию включает в состав домашнего задания познавательных задачи и вопросы. Целенаправленно и эффективно комментировалась деятельность учащихся. Там, где необходимо, учитель да­вал разверну­тую оценку, а где-то подчеркивал, что однозначная оценка невозможна, ведь у каждого человека индивидуальный уровень возможностей, структура способностей, другие особенности личности. На этом уроке чувствовался и проявлялся во всем партнерский стиль отношений педагога и учеников. Также стоит отметить высокую психологическую комфортность: доброжелательность, личностно-гуманное отношение педагога к учащимся, отношения поддержки и взаимопомощи между учениками.








ВЫВОДЫ

Достижение цели урока:

РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА:

1) запланированный результат урока удачно достигнут (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др);



2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие).

Запланированный результат урока достигнут. На уроке была обеспечена познавательная, коммуникативная и самостоятельная деятельность обучающихся, материально-техническая база соответствовала целям урока и обеспечивала успешное получение и усвоение знания (раздаточный материал, карта, иллюстрации и т. д). Обучающиеся провели актуализацию уже полученного знания, установили причинно-следственные связи прошлых тем с новой темой. Учителем были использованы целесообразные методы обучения, позволившие достигнуть поставленных цели и задач. Дифференцированная система домашнего задания позволит учащимся выбрать подходящий для себя уровень сложности, развить их интерес к самообразованию и использованию дополнительной литературы для выполнения более сложных и творческих заданий.

Достоинства урока

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

При заполнении данной части анализа урока эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты: 1. Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию в рабочей программе учителя. 2. Структура урока и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов урока типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие урока месту в теме, разделе учебного предмета (курса), связь урока с предыдущими и последующими уроками). 3. Научно-теоретический уровень урока (место урока в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.