Урок истории в 5 классе «Древний Египет»
18.02.2019г.
Тема урока «Древний Египет» 5 класс 17 обучающихся
|
Цели урока: Образовательная: - организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Древний Египет», подвести их к определению цели урока. - организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в Разнообразных ситуациях; - обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по данной теме. Развивающая: - содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с картой, историческими источниками, самостоятельно делать выводы, выделять главное, высказать своё мнение, оперировать понятиями и терминами, логически мыслить, умение работать в группе. Воспитательная: - способствовать воспитанию культуры общения, умению выслушать собеседника. Тип урока: Контроль, оценивание и оценка знаний, ознакомление с новым материалом Вид урока: изучение нового материала
Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер и И. С. Свенцицкая «История Древнего мира» М. « Просвещение» План урока: 1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. 2.Актуализация субъективного опыта и совместная постановка целей урока. 3.Обобщение и систематизация знаний учащихся. 4.Физкультминутка. 5.Организация контроля и самоконтроля. 6.Подведение итогов урока. 7.Информация о домашнем задании. Рефлексия Планируемые результаты: Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Предметные развитие умений работать с учебником, с понятиями Древний Египет, граждане, рабы, ном, иероглифы, фараон, овладение целостным представлением об изучаемом предмете, Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки, осмысливание опыта предшествующих поколений. Используемые технологии: - объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, Эвристический, технология развития « критического реализма». Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в парах, фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради Словарь: рабы, ном, иероглифы, фараон, вельможи. ХОД УРОКА: Технологическая карта
|
АНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ « ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ» В 5 КЛАССЕ
Этапы урока | Оценка деятельности преподавателя |
Организационный этап ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке. СОДЕРЖАНИЕ – взаимное приветствие, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса. | Структура урока включала в себя следующие этапы: Организационный момент, дидактическая задача урока полностью соответствует подобранному содержанию. Мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе выполнения упражнения, которое помогло мотивировать учащихся, проверка дом здания). Учитель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, оперативно проверяет готовность учеников и готовность класса к проведению урока; организует внимание обучающихся на предмете. Используя приём активации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов , в результате чего дети сами формулируют тему урока, определяют о чём идет речь . Дети , играют в « Мозаику»,отвечают свободно на вопросы « Что, где, когда?» На уроке были созданы морально-психологические, эстетические условия, которые благоприятствовали благоприятной работе обучающихся. Психолого - педагогическая поддержка реализована: ребята осознали ценность совместной деятельности. |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА: Этап проверки домашнего задания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учеников класса. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома. | Учитель проверяет выполнение домашнего задания путем фронтального опроса (в выдаче домашнего задания был использован дифференцированный подход): обучающиеся отвечают на выбранное ранее домашнее задание, переходя от простых вопросов к более сложным и творческим; в домашнем задании использованы материалы учебника, задействована работа с документами и дополнительными источниками. Проверка домашнего задания не выходит за рамки этапа (5-7 минут), учитель определяет качество выполнения домашнего задания у большинства учеников, обнаруживает типичные недостатки, помогает обучающимся ликвидировать обнаруженные недочеты. В ходе данного этапа проведена актуализация опорных знаний, понятий и представлений, обучающихся для дальнейшей работы. УУД регулятивные: Р 1 – целеполагание и планирование своей деятельности; содержание урока полностью соответствует рабочей программе 5 класса и дидактическим принципам УМК Всеобщей истории 5 кл |
Методы обучения Этап всесторонней проверки знаний ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования. СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. | Цели определяют тип урока – открытие новых знаний (история). В ходе урока, реализуется линия формирования по ФГОС: умение проектировать свою деятельность, строить социальные коммуникации. Методы обучения позволили обучающимся взаимодействовать друг с другом, быть активными участниками учебного процесса) Структура урока включала в себя следующие этапы: Организационный момент, мотивация к учебной деятельности с элементом актуализации знаний по истории (приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся в ходе выполнения упражнения, которое помогло мотивировать учащихся, проверка дом здания) Актуализация знаний: Приёмы: 1. «Кластер» 2. Игра «Мозаика» на основе ранее полученных знаний и личного жизненного опыта учащихся в форме « Что, где, когда?» Организация ситуации, которая актуализирует необходимые деяния для последующего открытия знания 3. Составление синквейна по теме « Нил» Постановка учебной задачи (определение ребятами темы, цели урока) познавательную активность класса, в процессе задействованы все обучающиеся. Учитель мотивирует школьников к самообразованию. Происходит актуализация опорных знании. |
Структура урока. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (целесообразно для 5 класса); оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. | Основное содержание урока полностью соответствует содержанию рабочей программы по истории древнего мирра в 5 классе. Учитель, используя метод сократической беседы, наводит обучающихся на вывод, как трансформировалось общество в данный период. Обучающиеся говорят о том, что история древних египтян богата событиями. Почему страну называли даром Нила - проблемный вопрос, на который ребята дружно отвечают. Учитель задает вопросы обучающимся: «Как вы понимаете это высказывание? Дети добровольно делятся на три группы, учитель раздает им задания в виде иллюстраций и текстов. Обучающиеся совместно с учителем формируют цель урока. Учитель поддерживает интерес обучающихся, создает необходимость получения нового знания. Наблюдался принцип деятельности-ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами, что способствовало активному успешному формированию общеучебных целей; Содержание урока полностью соответствует дидактическим принципам Всеобщей истории для 5 класса. |
Формы обучения Этап усвоения новых знаний ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими. СОДЕРЖАНИЕ - организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа - использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. «Синквейн» от фран. «пять». Правила составления синквейна: в первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные). Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия). Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы. Пример: «Фараон - правитель Древнего Египта» 1)Владыка 2)Деспотичный, властный 3)Управляет, воюет, распоряжается 4)Фараон – сын бога солнца Ра 5)Повелитель Формирование учебно - универсальных действии Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Словарная работа. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — умение вести эвристическую беседу, организовывать самостоятельную работу учащихся в сочетании с беседой, использовать компьютерную технику. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения. Работа с картой и решение исторических задач обеспечивает интеграцию и межпредметные связи с математикой и географией. | Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Для достижения целей урока, стимуляции познавательной активности школьников использовалась технология развития критического мышления. Она дает возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного получения знаний, а активной познавательной деятельности каждого обучающегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Данная технология позволят работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения. Были использованы такие приемы как: «мозговая атака», «проблемные вопросы», игра «Мозаика» и т.д. Способы: диалог, групповая или парная работа. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания; организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма Новые правила, они пытаются выразить своими словами, использовалась технология коллективного способа обучения. Обучающиеся шли к усвоению новых знаний, умений, навыков через самостоятельный поиск информации; развитие способностей аналитического творческого мышления в условиях групповой работы. Урок открытия нового материала – урок-исследование, с применением игровых технологий. Этот выбор я обосновываю психологическими особенностями детей среднего школьного возраста: детям очень нравится что-то исследовать самим, а не просто сидеть и читать то, что написано в учебнике, они стремятся самостоятельно добывать знания. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы. Я всегда приветствую это качество в детях и как можно чаще предлагаю им проявлять самостоятельность, где, конечно, это выполнимо… Обучающиеся фиксируют в тетрадь основные термины. Составляют « Синквейн» на тему: « Нил». Видят их на доске. УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 – выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 – определяют основную и второстепенную информацию; П4 – строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем). При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитель использовала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Учебная информация была привлекательна для детей. Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения, применение здоровьеберегающй , проблемно-обучающей технологии позволило сделать урок рациональным и результативным. |
| |
ЗДОРОВЬЕОБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Динамическая пауза (Ф М) ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – снятие локального утомления учащихся , смена вида деятельности. СОДЕРЖАНИЕ - упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся. | Этап соответствовал рекомендациям СанПиН. Содержание ФМ отвечает возрасту обучающихся и рекомендациям Сан ПиН |
Практическая значимость урока Этап проверки понимания учащимися нового материала ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов. | Учитель ставит вопросы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся (решается третья задача урока Усвоение новых знаний и первичное закрепление с последующим применение их на практике (самостоятельный поиск нужной информации, - воспроизведение учащимися вновь полученных знаний в форме защиты своей темы исследования. Закрепление изученного материала в форме организации деятельности по нахождению нужной информации и защиты проекта. Тестирование Задачи образования, воспитания и развития хорошо продуманы, чувствуется их единство. По ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся. |
Результативность Этап закрепления нового материала. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний. | Учитель проводит тестирование класса по пройденному материалу. Критерии оценивания выносятся на экран, учащиеся проводят проверку путем обмена тетрадями. Происходит обсуждение заданий теста, в которых возникли затруднения. УУД коммуникативные: формирование их было полностью осуществлено в условиях решения учебных задач - познавательная и речевая деятельность, работа с источником, игровой момент) К1 – приобретают опыт работы в группе. систематичности, последовательности и доступности; К 2 – практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, ребята умеют согласовывать свои действия, принцип психологической комфортности через создание на уроке доброжелательной атмосферы Система оценивания учащихся за работу на уроке: Оценивают сами. Оценка «5» – обучающихся активно участвовал на всех этапах работы на уроке, проявлял познавательный интерес, добился качественно-нового уровня знаний Оценка «4» - обучающихся активно участвовал в работе на уроке, проявлял познавательный интерес, добился качественно-нового уровня знаний и умений, справился с выполнением теста без больших затруднений. Оценка «3» - учащийся неактивно участвовал в работе на уроке, выполнял работу с затруднениями. Выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся – все элементы присутствуют. | |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности. | 1. Самостоятельная работа обучающихся прослеживалась на высоком уровне (выражение своего мнения, коммуникативность, работа с источниками и презентацией… 2. Практически все задания носили творческую направленность. 3. Навыки работы в группах развиты хорошо. | |
Формирование ИКТ компетентности | Использованное на уроках ИКТ полностью соответствовало требованию Сан Пина было оправдано достигнутым результатом Мотивированность детей в результате игры и красивой презентации была намного выше , настроение деловое и не натянутое. | |
Педагогический стиль | В процессе урока явно прослеживался демократический стиль, который . чувствуется, школьникам знаком. Ребята с интересом слушали. Четко выполняли задания учителя. Свободно высказывали свое мнение. Темп речи учителя спокойный , уверенный. На протяжении всего урока присутствовала творческая атмосфера и взаимопонимание. | |
| | |
Рефлексия учебной деятельности ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности. | Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) проходит в форме свободной самооценки и тестирования, дети показали понимание темы и задач урока, смогли сделать выводы по итогам урока и сохранили позитивный психологический настрой. Итог урока. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. Закрепление знаний, применение их на практике, воспроизведение учащимися вновь полученных знаний проходило с последующей защитой проекта исследования тестирования. Деятельность учащихся носила развивающий и обучающий характер: «учусь сам – учу другого». Рефлексия проходила в свободной форме с определением оценки всего урока, так и самооценки. В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая. Показана перспектива дальнейшего обучения, а также з акреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (умение работать в группе, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. | |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения. УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками. | Учитель сообщает обучающимся домашнюю работу, составленную по дифференцированному принципу; разъясняет методику ее выполнения. Спокойное, терпеливое объяснение - как они должны готовить домашнее задание; для сильных учеников и по желанию включает в состав домашнего задания познавательных задачи и вопросы. Целенаправленно и эффективно комментировалась деятельность учащихся. Там, где необходимо, учитель давал развернутую оценку, а где-то подчеркивал, что однозначная оценка невозможна, ведь у каждого человека индивидуальный уровень возможностей, структура способностей, другие особенности личности. На этом уроке чувствовался и проявлялся во всем партнерский стиль отношений педагога и учеников. Также стоит отметить высокую психологическую комфортность: доброжелательность, личностно-гуманное отношение педагога к учащимся, отношения поддержки и взаимопомощи между учениками. | |
| | |
ВЫВОДЫ | ||
Достижение цели урока: РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА: 1) запланированный результат урока удачно достигнут (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др); 2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие). | Запланированный результат урока достигнут. На уроке была обеспечена познавательная, коммуникативная и самостоятельная деятельность обучающихся, материально-техническая база соответствовала целям урока и обеспечивала успешное получение и усвоение знания (раздаточный материал, карта, иллюстрации и т. д). Обучающиеся провели актуализацию уже полученного знания, установили причинно-следственные связи прошлых тем с новой темой. Учителем были использованы целесообразные методы обучения, позволившие достигнуть поставленных цели и задач. Дифференцированная система домашнего задания позволит учащимся выбрать подходящий для себя уровень сложности, развить их интерес к самообразованию и использованию дополнительной литературы для выполнения более сложных и творческих заданий. | |
Достоинства урока | Проблемы, замечания | Методические рекомендации |
При заполнении данной части анализа урока эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты: 1. Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию в рабочей программе учителя. 2. Структура урока и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов урока типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие урока месту в теме, разделе учебного предмета (курса), связь урока с предыдущими и последующими уроками). 3. Научно-теоретический уровень урока (место урока в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.).