Психокоррекционное занятие на тему «Дружба. Мои друзья» (5 класс)

5
0
Материал опубликован 29 December 2022

Название курса: Психокоррекционные занятия

Дата занятия:

Тема занятия: Дружба. Мои друзья. 5а класс.

Составила:

Задачи:

˗ формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», активности в игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

˗ формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

Разминка. «Объясни слова»

Карточки разминка

Платок

Вешалка

Кукуруза

Веник

Дверь

Книга

Туфли

Сумка

Телефон

Компьютер

Лак

Велосипед

Чемодан

Колокольчик

Луна

Кусты

Упражнение "Придумай новое слово"

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнения «Что изменилось»,

Приглашается человек к доске. Ребята изучают его. Потом все закрывают глаза, человек на себе что-то меняет. Ребята должны угадать, что изменилось.

Примерные темы этюдов.

Смотрю по телевизору передачу и засыпаю, пробуждаюсь от внезапного стука или звонка. Смотрю футбол, команда забивает гол, пропускает гол. Играю в компьютере. Плету венок из полевых цветов. Чищу картошку, варю суп. Нахожу муху в тарелке с супом.

Скульптура

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, «создают» ему мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Основная часть

Для истинных друзей Ты жизни не жалей, Но отличить умей, От недругов друзей. (М. Джалиль) Друзей познаешь лишь тогда, Когда к тебе придет беда.

О чем эти пословицы ребята?

Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое дружба, кто такой настоящий друг и какие правила дружбы помогают нам дружить и вообще нужен ли друг и дружба человеку или можно обойтись и без этого?

Упражнение «Ассоциации на слово дружба».  Давайте каждый по очереди назовет любые ассоциации со словом дружба, просьба не повторяться! Спасибо, молодцы! (Все высказывания фиксируем на доске.) Посмотрите, сколько у нас разных ассоциаций получилось. Как вы думаете, почему? (При обобщении названных участниками ассоциаций можно дать несколько определений.

Дружба — это уважительные отношения между людьми, которые взаимно помогают друг другу.

Уважение — это доброжелательное отношение к человеку.

Дружба — это устойчивая личная привязанность между людьми, возникшая на основе единства взглядов, общности интересов, целей и выдержавшая проверку временем.

3.Упражнение «Давайте поздороваемся».  Сейчас выбирайте себе пару, с кем будете здороваться. мы, ведущие, будем показывать вам примеры того, как здороваются разные люди и персонажи, затем вам нужно будет за поздороваться также с каждым вашим одноклассником или одноклассницей. Задание понятно?-8 мин

1)Давайте поздороваемся, используя традиционное рукопожатие (пожимаем руку),

2)Как Микки-Маусы (беремся за руки в танце, затем меняем руки и снова соприкасаемся бедрами),

3)По-французски (нежно гладим по коленке), как королевские особы (замираем в реверансе с поклоном напротив друг друга),

4)По- русски (рукопожатие правыми, затем левыми руками, объятья, когда правая рука идет сверху, затем левая)-,

5)Как жители племени Юмба - Мамба (нежно пожимаем мочку уха друг друга).

Мозговой штурм: «Портрет друга».  Ребята, как вы думаете, каким должен быть настоящий друг? Кого мы называем настоящим другом? Подумайте и назовите качества, которыми должен обладать друг. Записываем их на доску в виде солнышка, в середине — слово «ДРУГ», а на лучах — качества. Посмотрите, какой замечательный портрет друга у нас получился! (Показываем надпись на доске и зачитываем все, что говорили дети!) .

Ребята, а давайте разберемся в таких понятиях как приятель, товарищ и друг.

Кто такой приятель?

Кто такой товарищ?

Кто такой друг?

Качества настоящего друга. Учащиеся работают самостоятельно.
Разделите листочек на две части. В первой напишите те качества, которыми должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.
После того, как дети написали, идет обсуждение. Психолог выписывает на доске те качества, которые ребята чаще всего называют. Можете добавить в свой список качества, которые вам понравились, но не были записаны вами.
А теперь во второй половине листочка поставьте + там, где вы считаете, что обладаете этими качествами и ++ - хотели бы развить в себе.
4. Работа в группах.
Разбейтесь на 2 группы. Перед вами карточки с заданиями. Вам даётся 5 минут на выполнение.
1группа. Твой друг обозвал одноклассника плохим словом. Твои действия.
2группа. Твой друг не сделал домашнее задание и просит списать. Твои действия.
Обсуждение предложенных ситуаций.
5. А теперь послушайте притчу «Два друга».
Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?»
Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это». Научитесь писать обиды на песке и гравировать радость на камне!
Ребята: а с кем можно дружить (родители, одноклассники, учителя)

6.Легко ли быть настоящим другом? Правила дружбы (совместное составление правил дружбы) Давайте жить по правилам дружбы: 1.Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу.
2. Старайся выручить товарища, делись с ним.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу правду. Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с одноклассниками, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

За помощь благодари! Говори правду другу! Умей прощать и просить прощения!

Расскажите о своем друге.

Упражнение «Дерево дружбы».  Прежде чем думать о дружбе, о друге, подумаем о себе {раздаются разноцветные заготовки в форме ладошек разного цвета, фломастеры). Напишите в центре ладошки крупно свое имя, а на пальчиках — те ваши личные характеристики (качества), которые помогают вам быть хорошими друзьями! Создаем из ладошек наше «Дерево дружбы». Каждый по очереди называет качества и прикрепляет свою ладошку на крону «Дерева дружбы».(10 мин)

Обсуждение. Что-то вас удивило, когда одноклассники говорили? Какие качества чаще встречались, почему? Для чего было дано это задание, как вы думаете? Было ли кому-то трудно, легко его выполнять, почему?

Физминутка

Пение песни о дружбе вместеПо возможности желательно подобрать фонограмму или подыграть на гитаре. Песня «Если с другом вышел в путь». Молодцы! Отлично спелись!


 «Праздник дружбы»

Тигриная семья жила в самой чаще леса. У Тигренка были братья. Они часто играли вместе, но при этом постоянно ссорились, и игра превращалась в спор: кто будет самый главный, ведь только он понесет мяч, будет догонять и пойдет первым на охоту. Тигренок был самый младший среди братьев, и ему никогда не удавалось обогнать или обыграть их. Тот, кто побеждал в игре, считался самым сильным и умным, и даже если он совершал плохие поступки, он все равно оставался главным. К тому же братья смеялись над ним и называли его Малой, особенно если у него что-то не получалось.

Как-то раз решил Тигренок поискать себе новых друзей и отправился на лесную опушку. Через некоторое время он вышел на залитую солнцем поляну. На поляне зайчата играли в салки, весело бегая друг за другом.

—  Можно с вами? — спросил Тигренок.

Давай догоняй нас! — закричал старший зайчонок, и зайчата бросились в рассыпную.

Тигренок думал, что легко догонит каждого зайчонка, потому что сам был очень быстр. Но как только он настигал зайчонка, тот резко отпрыгивал далеко в сторону, и гонка начиналась снова. Тигренок устал и остановился отдышаться. Увидев, что Тигренок остановился, самый младший зайчонок подумал, что игра закончилась, и отвлекся, потому что рядом с ним проползал очень интересный жучок. Заметив зазевавшегося зайчонка, Тигренок прыгнул и со всей злостью сильно толкнул его. Зайчику стало очень больно, и он заплакал.

Ты зачем обижаешь маленьких? — заступился старший зайчонок.

—  Это ему за то, что он нечестно убегает! — ответил Тигренок и добавил: — Надоели, не хочу больше с вами, зайцами, играть, пойду от вас!

—  Больше мы тебя не примем! — сказали зайчата. — Ты злой и не играешь по правилам.

Ну и не надо! — сказал Тигренок и снова отправился на поиски друзей.

Под большой елкой лисята с бельчатами дружно играли в мяч. Тигренок подошел к ним и сказал: «А я тоже умею играть в мячик! Возьмите меня!» Зверята согласились принять его в игру. Тигренок быстро понял, что тот, кто не ловит мяч, садится в центр круга. Поэтому когда Тигренок ловил мяч, он нарочно сильно швырял его в зверят — так, что никто изних не мог поймать мяч, и они садились в крут, а Тигренок оставался победителем и смеялся над ними. Лисятам и бельчатам это быстро надоело, и они попросили его играть по правилам. Но Тигренок продолжал нарушать правила и обижать зверят, пока один из лисят, поймав мяч, не прекратил игру.

Мы не хотим с тобой больше играть, уходи! — сказали зверята.

—  Ну и ладно, — сказал Тигренок, — не очень-то и хотелось с вами, малявками, играть!

Он сделал вид, что ушел, а сам притаился в кустах. «Я вам покажу, вы меня еще запомните!» — думал Тигренок. В этот момент к кустам подкатился мячик. Тигренок укусил мячик, и тот сдулся. «Это вам за то, что вы меня прогнали, забирайте ваш дырявый мяч!..»

И Тигренок с чувством удовлетворения побежал домой.

На следующее утро все обитатели леса собрались на лесном стадионе. В конце каждого лета здесь проводился Праздник дружбы, и все пришли подготовить стадион к этому торжеству. Тигренок долго брел по лесу в одиночестве, но так никого и не встретил. Вдруг он услышал в стороне смех и громкие голоса и пошел на шум. Он вышел на лесной стадион, где полным ходом шла подготовка к празднику. Все были заняты своим делом, и никто не обращал внимания на Тигренка. Он стал рычать, но его по-прежнему никто не замечал. Тогда Тигренок подошел к Лисенку, который старательно подметал беговую дорожку.

—  Привет! И я хочу мести! Но Лисенок сказал:

Не дам, а будешь отнимать — позову папу! Не хочу с тобой дружить! Ты прокусил наш мячик и назвал нас малявками!

Тогда Тигренок подошел к Зайчику, который украшал сцену цветочками.

—  Привет! Давай я помогу!

Но Зайчонок, схватив корзинку, отпрыгнул в сторону.

—  Не дам! Ты маленьких обижаешь! — сказал он.

В это время Тигренка заметили бельчата и закричали:

—   Давайте прогоним этого хулигана!

Тигренку не оставалось ничего другого, как пойти прочь. Он шел по лесу и громко рыдал, слезы катились по щекам, ему было очень обидно.

—  Сделай глубокий вдох! — послышался вдруг голос с сосны.

Тигренок сначала сделал глубокий вдох, а потом поднял голову. На ветвях сосны сидел большой черный Ворон. Он был очень мудрый и знал хороший способ успокоить малыша.

Теперь выдохни! — сказал он.

Тигренок послушался. Через минуту он успокоился и перестал плакать.

—  Ну что ж, а теперь давай поговорим с тобой. Вчера я наблюдал за тобой, — сказал Ворон, — видел, как ты толкнул зайчонка!

—  Но зайцы нечестно убегали!

Ты хотел догнать всех зайцев, а не догнал ни одного! Как ты думаешь, можно сразу поймать всех?

Тигренок подумал и сказал:

Нет, можно сразу поймать только одного. Но обычно мои братья смеются и дразнятся, когда я не могу сразу всех их догнать.

Если ты хочешь быть таким же, как твои братья, зачем тебе друзья? И почему ты учишься у своих братьев самому плохому? Ведь тебе не нравится, когда они тебя обижают?

Тигренок молча качнул головой.

Подумай. Если тебе нужны друзья, я скажу тебе, как помириться с ними.

—  И с лисятами? — спросил Тигренок.

—  Со всеми! Слушай! — Ворон тихо спустился с ветки и прошептал волшебный совет на ухо Тигренку.

После этого Тигренок побежал к кустам, где должен был находиться испорченный им мячик.

Мячик в самом деле лежал под кустом, выставив прокушенную сторону. Рядом с ним рос красивый белый гриб. Тигренок сорвал этот гриб, взял мячик и поспешил к тетушке Ежихе, которая жила неподалеку.

Тетушка Ежиха, будьте так добры, — попросил Тигренок, — мама говорила, что вы лучшая портниха в лесу. Я поступил скверно и прокусил мячик лисят. По дороге к вам я нашел гриб и решил, что он для вас. Пожалуйста, помогите починить мячик!..

Тетушка Ежиха пожалела Тигренка, и через пять минут мячик был как новенький — теперь на нем красовалась яркая заплата.

Тигренок поблагодарил тетушку и поспешил назад к зверятам, и, как оказалось, как раз вовремя. Волчонок отобрал у зайчат корзинку с цветами и бегал от них по всему стадиону.

—  Не обижай маленьких! — крикнул Тигренок и в два прыжка догнал Волчонка. Волчонок отдал ему корзинку, извинился и пошел своей дорогой.

—  Вот, возьмите, я очень виноват перед вами. — Тигренок протянул корзинку зайчатам.

Все обступили Тигренка: лисята, бельчата, зайчата.

—  Я понял, что вел себя некрасиво, мне очень стыдно. Простите меня, пожалуйста! Я хочу дружить с вами! — сказал Тигренок.

Лисенок увидел у Тигренка в лапах мячик и закричал:

—  Ой, смотрите, наш мячик! Тигренок починил его!

—  Нет, это не я, — признался Тигренок, — это тетушка Ежиха помогла.

Зверята простили Тигренка и позвали его на Праздник дружбы.

—  Спасибо зверята! — сказал Тигренок. — Я обязательно приду! Можно я возьму своих родных на праздник?

Да, конечно, приходите все!

Тигренок был очень рад, ведь его папа давно мечтал побывать на Празднике дружбы.

Вечером Папа-тигр на семейном совете в присутствии старших братьев Тигренка показал приглашения на Праздник дружбы и сказал: «Удивительно, но все в лесу говорят, какой взрослый у меня младший сын. Он совершает взрослые поступки, умеет найти выход даже в самых сложных ситуациях».

С той поры братья-тигры больше не называли Тигренка Малым. И семья тигров первый раз побывала на Празднике дружбы.

Так, благодаря советам мудрого Ворона Тигренок научился дружить и стал примером для своих братьев.

Настоящую дружбу ничто не может разрушить, а когда одну дружбу спасает другая, то получается очень крепкий союз.

Соберите: Пословицы о дружбе
1. Нет друга, так ищи, а найдешь – береги.
2. Друг в нужде – истинный друг.
3. Человек без друзей, что дерево без корней.
4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
5. Для дружбы нет расстояний.
6. Дружба, как стекло: разобьешь – не сложишь.
7. Хочешь дружбы, будь другом.
8. Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.

Рефлексия: Что нового Вы узнали на занятии? Какие правила дружбы для Вас оказались полезны?

Сегодня на занятии я была удивлена, когда... • Самым важным, на мой взгляд, было... • Ярче всего мне запомнилось... • Мне не понравилось, когда...

Вывод: Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.

В крепкой дружбе наша сила Дружбе — слава и хвала.

Приложение 1 : Пословицы

1. Нет друга, так ищи,

разобьешь – не сложишь.

2. Друг в нужде –

топором не разрубишь.

3. Человек без друзей,

а найдешь – береги.

4. Крепкую дружбу и

а люди дружбой.

5. Для дружбы нет

будь другом.

6. Дружба, как стекло:

истинный друг.

7. Хочешь дружбы,

что дерево без корней.

Птицы сильны крыльями,


расстояний.


Приложение 2 задание на внимание.

t1672319510aa.jpg















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.