Программа кружка «Друзья леса» (5–8 классы)
Программа кружка
«Друзья леса»
Срок реализации программы – 1 год (68 часов – 2 часа в неделю)
Программа рассчитана на занятия с детьми 11-14 лет (5-8 классы)
Пояснительная записка.
Организация внеклассной и внешкольной работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует лучшему усвоению программного материала. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению растительного и животного мира леса, проведению наблюдений и опытов, предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране животных, зеленых насаждений и их посадке, проведению мероприятий природоохранной направленности.
Данная программа предусматривает не только углубленное изучение экосистемы леса и его обитателей, но и развитие в ребенке таких способностей, как рисование, работа с компьютером, театральные навыки, творчество и фантазию при изготовление гнездовий, кормушек, экологических листовок. Новизна этой программы состоит в том, что она предусматривает организацию занятий по способностям учащихся: интеллектуальной, художественно-творческой, исследовательской.
В зависимости от природных условий, в которых работает школа, состава учащихся, их общего развития и индивидуальных интересов, руководитель кружка при составлении планирования занятий может изменить количество часов на изучение той или иной темы.
Программа ориентирована на учащихся 11-14 лет. При формировании коллективов желательно, чтобы в кружке были учащиеся одного возраста. В основу содержания положены практические работы, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Пристальное внимание учащихся следует направить на изучение и охрану природы своего края. Тема бережного отношения к природе должна проходить красной нитью на всех занятиях. Кружковцев следует приобщать к ведению дневника наблюдения за фенологическими изменениями в природе.
Программа рассчитана на 68 часов. Реализация программы рассчитана на один год: 2 часа в неделю.
В программу кружка входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, обязательное участие в общественно полезном труде
Теоретическая часть должна быть краткой. Практические работы и задания должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтобы школьники обязательно доводили их до конца. В работе с кружковцами нужно предусмотреть проведение массовых мероприятий: « День птиц», « Праздник леса», «Дары осени», «Птицы – наши друзья», «День Земли» и других; участие в конкурсах и викторинах знатоков природы, постановке экологических спектаклей, участии в трудовых операциях: «Семена», «Скворечник», «Кормушка», «Посади дерево», «Уберем мусор», экологических рейдах «Елочка», «Березка», «Первоцвет», «Муравейник», «Река», экскурсиях и походах в природу, озеленении территории.
Цель работы кружка: углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам и активизация природоохранной деятельности учащихся.
Задачи кружка:
Воспитать у школьников чувство любви и бережного обращения к природе, обитателям природных биоценозов, ответственность за их судьбу.
Углубить биологические знания о растениях и животных лесов, составляющих компонентах леса.
Пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах ее охраны
Научить учащихся самостоятельно работать со справочниками и определителями
Развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытов и наблюдений
Вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выращивании растений и уходе за животными.
Учащиеся должны знать:
Составляющие леса, роль леса в жизни планеты.
Типы лесов, их характерные отличия.
Представителей животного и растительного мира листопадных лесов умеренной зоны
Учащиеся должны уметь:
Распознавать семена и плоды деревьев и кустарников.
Определять растения по листьям, плодам, почкам.
Определять съедобные и ядовитые грибы.
Провести посадку дерева.
Определять заболевания деревьев и вредителей.
Определять следы животных.
Итоги работы кружка подводятся в течение года. Организуются открытые мероприятия для учащихся младшего и среднего звена, показ экологической сказки, выставки работ учащихся (рисунки, исследовательские работы, кормушки и т.д.)
Учебно-тематический план занятий кружка
Дата |
№ п/п |
Тема занятия |
Тип занятия |
Тема 1.Знакомство с лесом (17 часов) |
|||
1. |
Введение. Цели и задачи кружка. |
теоретическое |
|
2 |
Возникновение леса. Роль дерева в истории человечества. Лес и климат. Роль леса в жизни планеты. |
теоретическое |
|
3 |
Выставка «Дары осени» |
практическое |
|
4 |
Экологический рейд «Убери мусор» |
практическое |
|
5 |
Рождение леса, его использование. Составляющие леса. |
теоретическое |
|
6 |
Этапы развития леса. |
теоретическое |
|
7 |
Опыление деревьев. Пчелы – опылители растений. |
теоретическое |
|
8 |
Фотосинтез, его роль. |
теоретическое |
|
9-10 |
Осень в природе. Правила поведения в лесу. |
экскурсия |
|
11-12 |
Сбор листьев, семян и плодов деревьев и кустарников. |
практическое |
|
13-14 |
Хранение и посадка семян деревьев. |
практическое |
|
15-16 |
Посадка деревьев. |
практическое |
|
17 |
Изготовление кормушек. |
практическое |
|
Тема 2. Типы лесов (10 часов) |
|||
18-19 |
Листопадные леса умеренной зоны. Обитатели леса. |
теоретическое |
|
20-21 |
Северные хвойные леса, их обитатели. |
теоретическое |
|
22 |
Тропические леса. |
теоретическое |
|
23 |
Саванны. |
теоретическое |
|
24-25 |
Удивительные растения и животные лесов. Семинар |
теоретическое |
|
26-27 |
День Леса (мероприятие) или День Земли (мероприятие) |
мероприятие |
|
Леса умеренной зоны (41 час) |
|||
28-29 |
Лес как биосистема. Знакомство с деревьями. Широколиственные породы. |
теоретическое |
|
30 |
Подкормка птиц. |
практическое |
|
31 |
Птицы – наши друзья. |
мероприятие |
|
32 |
Мелколиственные породы деревьев. |
теоретическое |
|
33-34 |
Хвойные леса. Экологический рейд «Елочка» |
практическое |
|
35-36 |
Определение деревьев по листьям и плодам. |
практическое |
|
37 |
Растения леса. Кустарники. Кустарнички. Травы. |
теоретическое |
|
38-39 |
Определение трав по гербариям. |
практическое |
|
40 |
Лекарственные растения |
теоретическое |
|
41 |
Определение лекарственных растений по гербариям. |
практическое |
|
42 |
Ядовитые растения. Определение ядовитых растений. |
практическое |
|
43 |
Редкие растения Орловской области. Охрана растений |
теоретическое |
|
44-45 |
Природа зимой |
экскурсия |
|
46-47 |
Определение деревьев и кустарников зимой |
практическое |
|
48 |
«Сохраним нашу планету голубой и зеленой». Показ экологической сказки |
Экологический театр |
|
49 |
Посев рассады цветочных растений |
практическое |
|
50-51 |
Мхи – лесной компас. Лишайники. Экологический рейд «Березка» |
практическое |
|
52 |
Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. |
теоретическое |
|
53-54 |
Определение грибов. Экологический рейд «Первоцветы» |
теоретическое |
|
55-56 |
Животные леса. Охрана животных. |
теоретическое |
|
57 |
Определение следов животных |
практическое |
|
58 |
Птицы леса. (Путешествие по лесу) |
Открытое мероприятие для младших классов |
|
59 |
День птиц. Вывешивание скворечников |
мероприятие |
|
60-61 |
Обитатели лесной подстилки. Жизнь лесного сообщества. Весенние явления. |
экскурсия |
|
62 |
Опасные враги леса. |
теоретическое |
|
63 |
Определение заболеваний деревьев и повреждения вредителями |
практическое |
|
64-65 |
Посадка деревьев и кустарников. Посадка цветов. |
практическое |
|
66 |
Изготовление листовок по охране растений и животных. |
практическое |
|
67-68 |
Поход в природу |
экскурсия |
Содержание программы.
Знакомство с лесом. (17 часов)
Введение. Как и когда возник лес. Дерево в истории человечества: первые орудия труда, первое колесо, первая бумага. Роль леса в жизни планеты. Лес – «легкие» планеты. Лес и климат.
Этапы развития дерева. Как рождается лес. Опыление деревьев. Пчелы и пчеловодство. Образование плодов и семян. Фотосинтез. Использование леса. Составляющие леса. Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Правила поведения в лесу.
Экскурсии:
Осень в природе.
Практические работы:
1. Сбор семян и плодов деревьев и кустарников.
Хранение и посадка семян деревьев и кустарников.
Изготовление кормушек для птиц.
Сбор семян и плодов растений для подкормки птиц.
Посадка кустарников и деревьев.
Типы лесов (10 часов)
Листопадные леса умеренной зоны. Расположение леса. Обитатели леса.
Северные хвойные леса (тайга). Расположение леса. Обитатели леса.
Тропические леса. Саванна. Удивительные растения и животные лесов (работа с дополнительной литературой, посещение Интернет-сайтов)
Листопадные леса умеренной зоны (41 час)
Лес как биосистема. Знакомство с деревьями. Широколиственные деревья: дуб, бук, каштан, клен. Мелколиственные деревья: береза, тополь, ольха. Хвойные деревья: ель, сосна.
Растения леса: кустарники, кустарнички, травы. Мхи – лесной компас. Лишайники.
Лекарственные растения Орловской области. Ядовитые растения Орловской области. Редкие растения Орловской области. Красная книга Орловской области. Охрана растений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.
Животные и птицы леса. Охрана животных. Обитатели лесной подстилки. Жизнь лесного сообщества.
Опасные враги леса. Борьба с вредителями. Болезни лесных насаждений.
Роль человека в сохранении леса.
Экскурсии:
Природа зимой.
Весенние явления.
Практические работы:
Определение деревьев по листьям и плодам.
Определение травянистых растений по гербариям.
Определение лекарственных растений по гербариям.
Определение ядовитых растений по гербариям.
Определение деревьев и кустарников зимой.
Определение грибов.
Вывешивание скворечников
Подкормка птиц.
Определение следов животных.
Определение заболеваний деревьев и повреждение вредителями.
Изготовление листовок по охране растений и животных.
Посадка деревьев.
Посев цветов, уход за рассадой
Посадка цветочных растений.
Открытые мероприятия: выставка «Осенние дары», «Птицы – наши друзья»,
«День леса», «День птиц», «День Земли», «Сохраним нашу планету голубой и зеленой». Постановка экологических сказок.
Экологические рейды: «Елочка», «Березка», «Первоцветы», «Муравейник», «Уберем мусор»
Трудовые операции: « Семена», «Посади дерево», «Скворечник», «Кормушка», «Субботник», «Цветок»
Примерные темы исследовательских работ:
Видовой состав зимующих птиц населенного пункта и условия их обитания
Использование птицами территории свалки (помойки, склада и т.п.) как кормовой базы
Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушку
Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
Фитоиндикация сосновых лесов
Изучение биоповреждений в лесах
Биоповреждения листьев березы бородавчатой
Зеленые растения под снегом
Проверка достоверности данных о растениях-часах
Изучение дневных чешуекрылых
Биология пчелиной семьи.
Использование простейших методов биоиндикации в изучении загрязнений воздушной среды.
Видовой состав организмов лесной подстилки
Литература
1.Гарибова Л.В. Царство грибов. — М.: Дрофа, 2007. — 32 с.: ил. — (Дошкольник: Мир природы).
2.Сергеева М.Н. Грибы: 250 видов съедобных, ядовитых и лечебных грибов / Рис. М.Сергеевой. — М.: Культура и традиции, 2004. — 264 с.: ил.
3.Гильзенбах Х. Деревья / Пер. с нем. Е.Жирновой; Ил. К.Готтшлиха, З.Готтшлиха. — М.: Мир книги, 2006. — 48 с.: ил. — (Зачем и почему).
4.Мертини А. Тропический лес / Пер. с нем. О.Коротковой; Худож. Р.Цигер, Д.Скотт. — М.: СЛОВО/SLOVO, 1998. — 48 с.: цв. ил. — (Что есть что).
5.Молчан О., Щёкотова Л. Лес. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2000. — 48 с.: ил. — (Что есть что).
6.Ботаника / Ред. группа: Е.Огуреева, И.Микляева, С.Мирнова. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. — 96 с.: ил. — (Иллюстрированная энциклопедия школьника).
7.Брем А. Жизнь растений: Новейшая ботаническая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007. — 976 с.: ил.
8.Школьник Ю. Растения: Полная энциклопедия / Ил. А.Воробьёва, Ю.Золотарёвой, Ю.Школьник. — М.: Эксмо, 2008. — 256 с.: ил. — (Атласы и энциклопедии).
9.Растения леса. Автор: Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2005
10.Деревья. Автор: Ханнелоре Гильзенбах. – Мир книги, 2006
11.Какие звери в лесу? Т. А. Шорыгина. Изд-во «Гном»,2008
12. Охрана природы: пособие для учащихся./А.В.Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н.Родзевич, М.П.Соловьев; Под ред. К.В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1983.
13. Мир леса. Генри Эйнар.- ООО «Издательская Группа Аттикус»,2008.
14 Животные./Автор-составитель Н.Е. Макарова. – Мн.: Современный литератор, 2001
15. Мамаев Б.М., Бордукова Е.А. Энтомология для учителя. – М.: Просвещение, 1985
16. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: «Владос», 2004
17. Демьянков Е.Н., Никишов А.И. Биология. Мир животных: Задачи. Дополнительные материалы: 7 кл. – М.: «Владос», 2004.
18. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
19. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994