Технологическая карта коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» на тему «Пространственные предлоги»»
Всероссийский конкурс для учителей коррекционных классов на лучшую разработку технологической карты урока
Педагог-психолог
МБОУ «С(К)ОШ № 60
г. Челябинска»
Ильина Ольга Андреевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет |
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» |
Класс |
2 год обучения (вариант 1*) |
Тема урока |
Пространственные предлоги. |
Тип урока |
Урок закрепления. |
Форма |
Групповое занятие. |
Цель урока |
Закрепление понимания и правильного употребления различных пространственных предлогов. |
Задачи |
образовательные: продолжить формировать у обучающихся навыков использования пространственных предлогов в экспрессивной речи. |
коррекционно-развивающие: развивать способности устанавливать пространственные отношения между предметами; формировать умения словесно обозначать пространственные положения предметов; развивать мелкую моторику кистей рук; совершенствовать использование грамматических конструкций. |
|
воспитательные: обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся; создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля. |
|
Базовые учебные действия, формируемые на уроке |
Личностные:
|
Коммуникативные:
|
|
Познавательные:
|
|
Регулятивные:
|
|
Оборудование |
Игрушка кошка, небольшая коробочка, небольшой мячик, опорная таблица-схема предлогов, предметные картинки и опорные графические схемы для обозначения предлогов, индивидуальные карточки «Соотнеси графическую схему предлога с картинкой», несколько небольших предметов для запоминания, индивидуальные карточки «Впиши предлог». |
* вариант 1 – предусматривает обучение детей по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся и воспитанников с легкой степенью умственной отсталости (нарушениями интеллекта).
Этап урока, цель |
Краткое содержание этапа |
Деятельность учителя (формы организации) |
Деятельность учащихся (формы организации) |
Формируемые БУД |
Результат/ продукт деятельности |
Орг. момент Цели: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствие. |
Индивидуально-групповая работа. «Все ли правильно сидят? |
Организуют рабочее место к уроку, настраиваются на занятие. |
КБУД: Понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с помощью учителя в соответствии с инструкцией с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. РБУД: Организует рабочее место под руководством учителя. Соблюдает режим организации учебной и внеурочной деятельности под руководством учителя. |
Дети получают эмоциональный настрой. Организация рабочего места. |
Актуализация знаний Цель: Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Постановка учебной задачи, целей урока. |
Групповая работа. «Сейчас вы закроете глазки, и послушаете внимательно, что я вам расскажу». Когда дети закрывают глаза, педагог читает считалочку и прячет игрушку Кошку. «Слышу, слышу, слышу, слышу, И пропала без следа! Повторяется несколько раз. |
Закрывают глаза. Открывают глаза и называют положение игрушки, используя пространственные предлоги. |
ЛБУД: Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. КБУД: Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. |
Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
Основная часть |
Контроль знаний, умений и навыков. |
Индивидуальная работа. Дидактическая игра «Играем в прятки». Педагог предлагает детям по очереди спрятать мячик от Кошки. Для игры предлагается небольшая коробочка. |
Дети прячут мячик, используя пространственные предлоги «под, за, перед, в коробочке» и пр. |
ЛБУД: Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. КБУД: Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. |
Повторение пространственных предлогов. |
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения в использовании предлогов. |
Индивидуально-групповая работа. Работа с графическими схемами предлогов (см. прил.1; 2). Детям предлагается опорная таблица-схема для повторения обозначения предлогов. Далее предлагаются предметные картинки и опорные графические схемы для обозначения предлогов. Как вариант предлагаются геометрические фигуры (круги и квадраты) для самостоятельного построения схем предлогов. |
Обозначают предлоги графическими схемами. |
ЛБУД: Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. КБУД: Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. РБУД: Выполняет при частичной помощи учителя действия по схемам-символам. ПБУД: Использует схемы-опоры для решения учебных задач; понимает и использует знаки, символы, схемы, предметы-заместители с помощью учителя. |
Формирование навыка использования опорных графических схем предлогов. |
|
Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Индивидуальная работа. Работа с индивидуальными карточками «Соотнеси графическую схему предлога с картинкой» (см. прил. 3). |
Соотносят схемы с картинками. |
ЛБУД: Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. КБУД: Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. РБУД: Выполняет при частичной помощи учителя действия по схемам-символам. ПБУД: Использует схемы-опоры для решения учебных задач; понимает и использует знаки, символы, схемы, предметы-заместители с помощью учителя. |
Закрепление навыка использования опорных графических схем предлогов. |
|
Динамическая пауза (стихотворная физкультминутка). |
Индивидуально-групповая работа. «Кошка утречком проснулась, |
Выполняют физические упражнения. |
ЛБУД: Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. КБУД: Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. |
Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. |
|
Применение знаний и умений в новой ситуации. |
Индивидуально-групповая работа. Дидактическая игра «Что изменилось?». На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем обучающие отворачиваются, а педагог меняет их местами и предлагает участникам отгадать, какой предмет изменил свое положение. |
Запоминают расположение предметов, называют изменения, используя пространственные предлоги «стоил перед…, стоит за…, и др.». |
ЛБУД: Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. КБУД: Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. |
Актуализация использования пространственных предлогов в экспрессивной речи. |
|
Динамическая пауза (пальчиковая гимнастика). |
Индивидуально-групповая работа. Раз, два, три, четыре! Поочередное выбрасывание пальцев из кулачков. Кто живет в моей квартире? Хлопки. Раз, два, три, четыре, пять! Поочередное собирание пальцев в кулачок. Всех могу пересчитать: Хлопки. Мама, папа, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я - Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальцев. Вот и вся моя семья! Сцепить руки в «замок», сжать их. |
Выполняют пальчиковую гимнастику. |
ЛБУД: Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. КБУД: Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. |
Массаж и гимнастика пальцев рук при подготовке к письму. |
|
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. |
Индивидуальная работа. Работа с индивидуальными карточками «Впиши предлог» (см. прил. 4). Детям предлагается с опорой на картинку и текст, вставить в пустые окошки недостающие предлоги. |
Вписывают необходимые предлоги с опорой на образец. |
ЛБУД: Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. КБУД: Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. ПБУД: Читает слоговые структуры и слова из 1-2 слогов самостоятельно, простые предложения (2-4 слова) с помощью учителя. Пишет самостоятельно буквы и слоговые структуры, слова из 1-2 слогов с частичной помощью учителя. Использует схемы-опоры для решения учебных задач; понимает и использует знаки, символы, схемы, предметы-заместители с помощью учителя. |
Формирует навык самостоятельного письма букв и слов из 1слога с частичной помощью учителя. |
|
Рефлексия Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). |
Подведение итогов занятия |
Индивидуальная работа. Что нового узнали на уроке? - Какую тему проходили? - Какие предлоги повторили? - Оцените свою работу. |
Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
РБУД: Оценивает на элементарном уровне результаты учебной деятельности с помощью учителя. Соотносит действия с результатом при помощи учителя. |
Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4