Занятие «Мы – друзья!» (Уроки дружбы во 2 классе)
Занятие «Мы – друзья!» (2 класс)
Возраст детей – 8-9 лет
Количество участников – 14 учащихся
Цель:
расширить и углубить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
Задачи:
Обучающая: расширить и углубить представления детей о доброжелательных отношениях к окружающим его людям.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы.
Воспитательная: воспитывать дружеские, вежливые отношения между детьми.
Коррекционная: коррекция эмоционально-волевой сферы - создавать условия для формирования таких качеств: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Оборудование: использование мультимедиа, ширма, театр петрушек.
Ход занятия:
- Ребята, давайте все встанем и поприветствуем друг друга.
Игра — приветствие «Я в друзьях души не чаю!»
(Создать детям хорошее настроение на начало занятия)
Я в друзьях души не чаю!
Я друзей своих встречаю!
Каждый руку мне пожмет! (Жмут руку соседу справа и соседу слева)
Каждый мне привет пошлет! (Машут рукой соседу справа и соседу слева)
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
- А теперь покажите мне свои ладошки. Это самые волшебные ладошки, которые я когда –либо видела.
А покажите ваши глаза. Это самые умные и добрые глаза на свете.
Вы самые добрые и дружные дети. У вас хорошее настроение?
Мне бы хотелось, чтобы хорошее настроение сохранялось в течение всего занятия. А теперь все дружно сели за парты.
Тему нашего сегодняшнего занятия подскажет видеоклип «Друзья».
О чём говорится в видеоклипе? (Ответы детей).
Итак, тема нашего занятия «Мы – друзья!»
Мы поговорим с вами о дружбе, поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть настоящие друзья. Вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.
Ребята, а кто такой друг? Легко ли жить человеку без друзей? (Ответы детей)
- Я хотела бы вас познакомить с одной мудрой притчей.
«Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа – дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:
- Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся: - Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!»
- О ком эта притча? Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой? Какова главная мысль притчи? (Ответы детей)
- О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл (читаю начало пословицы, дети договаривают конец):
Старый друг … (лучше новых двух)
Друг познается … (в беде)
Нет друга – ищи, а найдешь – … (береги)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
Не мил свет, когда друга … (нет)
С другом веселее при удаче, легче в … (беде).
- Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?
- Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?
(Ответы детей)
Пусть эти пословицы идут с вами по жизни. А есть еще одна пословица «У добрых людей и дружба крепкая». И сейчас ребята покажут сказку «О дружбе» (Выступление театра кукол).
Ребята, кто из героев сценки был хитрым «другом»? А кто сумел заступиться за друга? (Ответы детей)
- Друзья, это те, кто по - доброму относятся друг к другу, дорожат своей дружбой. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.
- Наше занятие посвящено дружбе, друзьям. Сегодня мы постараемся раскрыть секрет дружбы и качества настоящего друга.
-Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”? Что это такое? (ответы детей).
Да, ребята, дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба? (ответы детей)
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
А сейчас послушайте песенку и узнаете, с чего же еще начинается дружба. Слушайте внимательно. (Звучит песня «Улыбка» Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
- С чего еще начинается дружба? (Ответы детей).
- Ребята, день обязательно начинайте с улыбки – проснулись, улыбнулись себе, родным. В школу пришли, улыбнулись и у вас и ваших друзей весь день хорошее настроение. А когда настроение отличное, не хочется и ругаться. Правда ведь?
- А теперь нам пора немного отдохнуть. Нас приглашает потанцевать веселая мышка. Все встали ровненько и повторяем за нашей мышкой.
(Физкультминутка «Дружба»)
Молодцы, мы с вами отдохнули, а теперь тихонечко присаживаемся на свои места.
- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
- Сейчас мы с вами поиграем. (Игра «Качества настоящего друга»)
- Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать. Если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то молчите.
Честность, враньё, доброта, верность, грубость, заимовыручка, предательство, драчливость, справедливость, задиристость, ответственность, острадание.
- Вы, ребята, правильно выбрали качества настоящего друга.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг.(ответы детей).
- А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Волшебный стул».
Встаньте, пожалуйста, в круг. Под музыку мы начинаем передавать друг другу карандаш по кругу. Музыка останавливается и у кого в руке карандаш, тот садится на «волшебный» стул. А вы, ребята, называете только положительные качества вашего друга, сидящего на стуле. (Дети играют).
- Да, в нашей школе живут ребята очень добрые, дружные, веселые. Вы столько хороших качеств назвали! Нужно жить дружно, не ссориться, ведь ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек становится несдержанным, злым. Рассаживайтесь по местам, пожалуйста..
- Ребята, а какая любимая фраза кота Леопольда? Давайте скажем хором: «Ребята, давайте, жить дружно!»
- И сейчас перед вами выступит театр кукол со сказкой «Кот Леопольд и мыши».
Кот Леопольд прислал нам законы дружбы. В них и скрывается секрет дружбы.
- Давайте прочитаем, а вы мне скажете, согласны с ними или нет.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
ПОМОГАЙ ДРУГУ В БЕДЕ.
УМЕЙ С ДРУГОМ РАЗДЕЛИТЬ РАДОСТЬ.
НЕ СПОРЬ С ДРУГОМ ПО ПУСТЯКАМ И НЕ ССОРЬСЯ.
ОСТАНОВИ ДРУГА, ЕСЛИ ОН ДЕЛАЕТ ЧТО - ТО ПЛОХОЕ.
НЕ ЯБЕДНИЧАЙ, ЛУЧШЕ САМ ПОПРАВЬ.
ПОМОГИ ДРУЗЬЯМ В БЕДЕ.
НЕ ОБМАНЫВАЙ ДРУГА.
В РАЗГОВОРЕ, В ИГРЕ НЕ БУДЬ ГРУБЫМ, НЕ КРИЧИ.
НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, ЕСЛИ ОБИДЕЛ ДРУГА.
- Ребята, соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друзей. И пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте на прощание поиграем в игру «Мы-друзья».
Подмигни тому, кто справа.
Подмигни тому, кто слева.
Мы теперь друзья
Руку дай тому, кто справа.
Руку дай тому, кто слева.
Мы теперь друзья
Обними того, кто справа.
Обними того, кто слева.
Мы теперь друзья!
- Мы теперь друзья, ребята? Настоящие друзья? (Да!)
А теперь хором скажем «Мы – друзья!»
Песня «Дорога добра». (Дети поют и танцуют).
Используемая литература
С. И. Семенак «Учимся сочувствовать, сопереживать», Москва, АРКТИ, 2005.
Н. Е. Щуркова «Классное руководство: игровые методики», Москва, «Педагогическое общество России», 2004.
Л. В. Чернецкая «Психологические игры и тренинги», Ростов-на Жону», «Феникс», 2005.
Л. Иванцова, О. Коржова «Мир кукольного театра». Ростов-на –Дону», «Феникс», 2002.
А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств», Москва, «Просвещение», 1989.
Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.