Родительское собрание «Дружба наших учеников»
Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок «Лиса и журавль», «Лиса и волк», и т.д. Среди литературных: «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского, «Винни-Пух и все-все-все…» А. Милна и т.д.
Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.
У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия.
С лучшим другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, они меньше раскрываются перед друзьями.
Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них. В этом случае дается максимальная возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений.
Не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.
Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.
На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен или наоборот застенчив, излишне полноват или имеет необычное имя- это вредит популярности.
По мнению детей, настоящая дружба основывается на:
- взаимопонимании, единстве интересов
- взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -
- верности и доброжелательности
- доверии и откровенности
- умении говорить правду в глаза, на принципиальности
Дружбе между детьми мешает:
- то, что каждый думает в первую очередь о себе
- обман, ложь, отсутствие доверия между людьми
- зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть
Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили
На одном из классных часов ученики класса составили свод законов дружбы.
Помогай другу в беде.
Умей разделить радость с другом.
Не смейся над недостатками друга.
Тактично делай замечания.
Не обманывай друзей.
Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.
Не предавай друзей.
Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.