Материал для уроков литературы в 10-11 классах «Дуэль в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Тюмени
«Дуэль в жизни и творчестве
Александра Сергеевича Пушкина»
Выполнила: ученица 10 «В» класса
Абдуллина Альбина
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Власова Елена Сергеевна
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1
Раскрытие понятия дуэли. История ее происхождения…………….5
Дуэли в России………………………………………………………...6
Глава 2
2.1. Дуэли в жизни А.С. Пушкина…………………………………………..11
2.2. Дуэли в творчестве А.С. Пушкина……………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………….17
Приложение
Введение
Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
A.С. Пушкин
«Евгений Онегин»
Как многим известно, Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, прозаик, драматург. Он внес огромный вклад в русскую и мировую литературу. Однако мало кто осведомлен о его чрезвычайной страсти к дуэлям. За всю жизнь поэта состоялось около 30 дуэлей, одна из которых стала для него роковой. В произведениях Пушкина также можно встретить сцены дуэлей между героями.
Нас заинтересовала данная тема, и мы задалась вопросами: что такое дуэль? Каковы ее истоки? Когда и как начали появляться дуэли в России, каковы их традиции? Какое место занимает дуэль в жизни и творчестве А. С. Пушкина?
Гипотеза:
мы предположили, что реальные дуэли А.С. Пушкина могли найти отражение в его творчестве; решили сравнить факты биографии поэта с описанием дуэлей созданных им героев и найти их сходства или различия.
Цель работы - выявление взаимосвязи событий жизни А.С. Пушкина с его творчеством, роль дуэли в жизни и творчестве Пушкина
Задачи:
изучение монографических публикаций и статей по выбранной тематике;
анализ сцен дуэлей в произведениях А.С. Пушкина;
определение идейно – художественного значения сцен дуэли в произведениях «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Выстрел».
Методы исследования:
изучение монографических публикаций и статей;
сравнение фактов биографии поэта, поступков литературных героев;
анализ текстов художественных произведений;
обобщение данных исследования.
Объект исследования - жизнь и творчество А.С. Пушкина.
Предмет исследования - дуэль в жизни и произведениях поэта.
Актуальность: данный материал можно использовать на уроках литературы, а также на факультативных занятиях по литературе.
Глава 1
Что такое дуэль?
Дуэль (фр. duel, лат. duellum – «поединок», «борьба двух») – регламентированный «дуэльным кодексом» вооружённый поединок, целью которого является удовлетворение желания одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя.
На протяжении истории дуэлей кодекс менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.
Классическая дуэль зародилась в эпоху позднего средневековья, примерно в XIV веке в Италии, где люди использовали малейший повод для драки – возможно, сказывался знаменитый итальянский темперамент. Участниками сражения обычно были представители дворянского сословия, имевшие четкие представления о чести и готовые защищать ее с оружием в руках. Они находили укромное место дуэли, а там устраивали бои до появления первой крови либо до кончины одного из недругов.
Из Италии дуэли очень быстро распространились на другие страны Европы. Особенно популярными они стали во Франции в период религиозных войн и Фронды. В отличие от «скрытных» итальянцев, французы пытались придать этому событию широкую огласку, и, как следствие, дуэли происходили на улицах, площадях и даже в королевских залах. И хотя в то время господствовали рыцарские бои, дрались дуэлянты, вопреки устоявшемуся мнению, не ради защиты чести, а преследуя личную выгоду.
Четкого свода правил для дуэлянтов в то время не было, но некоторые постулаты все же существовали: сражение могло состояться незамедлительно по получении оскорбления, отказ от дуэли был невозможен (исключение составляли лица до 25 лет и старше 60, для которых отказ был извинителен по молодости и неопытности или по старости и немощности), порицались поединки между родственниками, между сеньором и простолюдином. Кроме того, если конфликт рассматривался судом, то решать его дуэлью уже было нельзя.
В XIX веке популярность решения споров дуэлями начала идти на спад. Исключением была лишь Германия, где даже создавались дуэльные братства, «мероприятия» которых, впрочем, больше походили на соревнования, практически никогда не имевшие смертельного исхода. Кроме того, в XIX веке в Европе наконец-то был разработан дуэльный кодекс, вобравший в себя многовековой опыт дуэлянтов. Именно в Европе появились секунданты, которые могли вмешаться в бой в случае несоблюдения правил.
1.2. Дуэли в России
Моду на дуэль задали иностранцы, служившие в России, а первым царём, вынужденным бороться с этим явлением, стал Пётр I. Он издал приказ, строго запрещающий поединки, за ослушание полагалась смерть и конфискация имущества. Впрочем, дворян, превыше всего заботящихся о своей чести, это суровое наказание не остановило и дуэли постепенно набирали популярность.
Когда на престол взошла Екатерина II дуэли стали настоящей эпидемией — аристократы всё чаще и чаще выясняли отношения на поединках. Поскольку старый указ Петра I уже никто не помнил, самодержица издала новый, по которому участники дуэли приравнивались к преступникам. Наказания были соответствующими: если обходилось без ран — штраф или ссылка, в случае убийства — тюрьма или даже высшая мера.
Следующий виток борьбы с дуэлями пришёлся на время правления Николая I, который всем сердцем ненавидел кровавые поединки. Он приказал сажать дуэлянтов в тюрьму, однако секунданты и врачи от наказания освобождались. Впрочем, всё было напрасно и количество дуэлей разрасталось, как снежный ком. Сражаться друг с другом начали и представители других сословий: мещане, купцы, казаки.
Как известно, не можешь победить — возглавь. Александр III решил больше не препятствовать проведению поединков и издал «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», которыми по сути узаконил дуэли.
Полностью кровавые поединки прекратились лишь после революции 1917 года, причём запрещать их не пришлось: не стало дворян — не стало и дуэлей.
В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь — самого оппонента или дамы.
Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.
Оружие выбирал вызванный на дуэль участник. До ХVIII века пользовались, как правило, шпагами или рапирами, позднее в ход пошли дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».
Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками.
Стоит заметить, что в России условия пистолетных дуэлей были гораздо жестче, нежели в Европе: русские ставили барьер за 20, а то и за 10 шагов, то есть шанса противнику практически не оставалось, были случаи, когда стрелялись за три шага – по сути, это означало застрелить обидчика в упор. Когда как европейские дворяне стрелялись как минимум за 25-30 шагов, что позволяло свести практически к нулю вероятность летального исхода.
Таким образом, изучив материал, можно сделать вывод о том, что дуэли имели огромную популярность в дворянской культуре как и в Европе, как и в России. Специально создавались дуэльные кодексы со своими сводами правил, которым должен был следовать каждый дуэлянт, и несмотря на то, что вводились различные запреты на дуэли, людей это не останавливало. Только ближе к XIX-XX векам дуэльная традиция сошла на нет.
Глава 2
2.1. Дуэли в жизни А.С. Пушкина
1.1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю
Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина дaмy на балу
Итог: дуэль отменена.
2.1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга.
Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: дуэль отменена.
3.1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева
Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку Толстого про Пушкина. Будто бы его высекли в тайной канцелярии. Итог: дуэль не состоялась.
4. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль и графа Федора Толстого
Причина: Шутка графа, что Пушкина высекли в тайной канцелярии. Дуэлянты обменялись едкими эпиграммами, но у барьера так и не встретились. Кстати судьба Толстого уникальна и с мистикой. Пушкин с ним даже подружился. Ниже пост о нем, его мистической судьбе и Пушкине, рекомендую. Итог: дуэль не состоялась.
5.1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер
Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно, пассаж "кюхельбекерно и тошно".
Итог: Вильгельм в Пушкина выстрелил, а Пушкин в Вильгельма нет
6. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции
Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа, и тот его избил. Итог: дуэль отменена.
7. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича
Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре, крича на артистов, и Денисевич сделал ему замечание. Итог: дуэль отменена.
8. 1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: дуэль отменена примирением сторон.
9. 1820? год. Дуэль с неизвестным греком
Причина: кишиневского грека (его фамилия не сохранилась) Пушкин вызвал на дуэль т.к. тот удивился, как мог Пушкин не знать какую-¬то книгу, о которой случайно зашла речь. Итог: дуэль не состоялась.
10. 1821 год. Пушкин вызвал на дуэль на саблях офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: дуэль не состоялась, Дегильи отказался.
11.1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов
Причина: не поделили ресторанный оркестр при казино, где оба предавались азартной игре. Старов выстрелил первым, но промахнулся. Пушкин попросил полковника встать у барьера. Он наставил свой пистолет почти в лоб и спросил: "Довольны ли вы?" Старов ответил, что доволен. Тогда поэт выстрелил в поле, на этом конфликт был исчерпан. Итог: стрелялись, Пушкин стрелял вторым и намеренно выстрелил в сторону.
12. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова
Причина: ссора во время праздничного обеда. Ланов назвал поэта молокососом, а в ответ получил от Пушкина звание винососа и вызов на дуэль. Итог: дуэль отменена, Пушкина посадили под арест.
13. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина до-ма, где он гостил в Молдавии
Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила Мария на некий вопрос супруга Балша. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
14. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло
Причина: тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом, и oни не договорились о правилах дуэли. Итог: дуэль отменена.
15. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого
Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: дуэль отменена.
16. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский
Причина: Пушкин не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и высмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.
17. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского богача Инглези
Причина: Пушкин домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: дуэль отменена, Пушкин был посажен под арест.
18.1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов
Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока соперник в него целился. Итог: Зу-бов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.
19. 1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого молдавского писателя Ивана Руссо
Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: дуэль отменена.
20. 1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Сою-за благоденствия, члена Северного общества
Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: дуэль отменена.
21. 1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский
Причина: Пушкин, бывая в доме князя Урусова, пользовался вниманием его дочери по имени София, к которой его приревновал Соломирский. Итог: дуэль отменена благодаря усилиям секундантов.
22. 1828? год. Дуэль с неизвестным
Причина: Неизвестна. "Мне удалось даже отвести его от одной дуэли. Но это постороннее"... Ф. Н. Глинка. Из письма к Бартеневу. Историки практически ничего ничего не знают об этой дуэли. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям поэта и публициста Ф.Н. Глинки.
23. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына
Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это до-прос с пристрастием. Итог: от дуэли противников опять удержал Н.Ф. Глинка.
24. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене
Причина: неизвестная дама на балу и услышанная фраза, обращенная к Пушкину: "Про-гоните его". Итог: дуэль отменена.
25. 1829 год. Поэт вызывает на дуэль Хвостова, чиновника министерства иностранных дел
Причина: последний плохо выразился об эпиграммах Пушкина, в которых автор сравни-вает Хвостова со свиньей. Итог: дуэль отменена.
26. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Репина
Причина: Та же, что и в предыдущем случае - недовольство вызванного стихами Пушкина о себе. Итог: дуэль отменена.
27. 1836 год. Дуэль с чиновником министерства иностранных дел Семеном Хлюстиным
Причина: Та же, что и в двух предыдущих случаях. Итог: дуэль отменена.
28. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Владимира Сологуба
Причина: Нелестный отзыв Владимира жене Пушкина - Наталье. Итог: дуэль отменена.
29.1837 год. Последняя дуэль Пушкина с Дантесом
Суть конфликта Пушкина и Дантеса связана с женой поэта Натальей Гончаровой. В 1835 году офицер познакомился с супругой писателя и с того момента проявлял любовный интерес к замужней женщине.
Со временем ухаживания француза приобретали настойчивый характер, и в высшем обществе Петербурга пошли неприятные слухи, которые касались четы Пушкиных.
Апогеем намечающегося конфликта стали анонимные письма, которые получили друзья Пушкина в начале ноября 1836 года. Содержание посланий порочило честь и достоинство поэта. «Патент на звание рогоносца» породил насмешки над Александром Сергеевичем, который был в ярости.
Писатель сделал вывод, что за пасквилем стоит Дантес, который уже год флиртует с его женой. Решение литератор принял молниеносно – дуэль. В дело вмешался Василий Жуковский, который примирил стороны. Позже выяснилось, что Жорж захотел жениться на сестре Натальи – Екатерине. О помолвке объявили в ноябре и сыграли свадьбу через два месяца.
Но пересуды в светских салонах Петербурга продолжались. За спиной Пушкина по-прежнему смеялись, а Дантесу сочувствовали: якобы француз женится на нелюбимой женщине, чтобы «спасти честь Натальи».
Описание конфликта Пушкина связано со стойким неприятием поэтом Дантеса как личности. На светских приемах писатель и офицер виделись, но общение было холодным, ощущалась скрытая враждебность. Случались в отношениях Пушкина с Дантесом и обострения. Вновь вмешался Жуковский, который устроил аудиенцию Александра Сергеевича с Николаем I. Литератор пообещал правителю не стреляться с ненавистным оппонентом. Позже на смертном одре поэт в письме извинялся перед императором за нарушенное слово.
Считается, что второй вызов на дуэль Пушкин сделал после того, как Дантес оскорбил Наталью Гончарову во время светского мероприятия. Поступок француза стал поводом для нового вызова со стороны оскорбленного мужа.
Пушкин помнил об обещании, которое давал императору. Поэтому написал резкое письмо опекуну Дантеса – Луи Геккерну. Содержание послания вынуждало адресата вызвать обидчика на поединок, но Геккерн был посланником иностранного государства, поэтому участие в дуэли было невозможным. Пушкин понимал, что Дантес примет вызов вместо опекуна, поэтому осознанно готовился к поединку с французом.
Дуэль началась около пяти вечера 8 февраля 1837 года в районе Комендантской дачи за Чёрной речкой. О ходе дуэли рассказывали трое: Данзас (секундант Пушкина), Дантес и его секундант Оливье Д’Аршиак
Дуэль началась, когда Данзас дал сигнал, махнув шляпой. Дантес и Пушкин пошли друг на друга. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановившись, начал целиться. Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил первым. Пуля попала Пушкину в живот. Он упал.
Секунданты подбежали к нему, Дантес стоял на месте. Пушкин сказал, что готов стрелять. При падении в его пистолет попал снег, поэтому Данзас подал ему другой. Дантес стоял боком, прикрыв грудь правой рукой.
Приподнявшись и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. Пушкин спросил, куда тот ранен, Дантес ответил: «Я думаю, что ранен в грудь». Пушкин крикнул: «Браво!» Дуэль закончилась.
Дантес ошибся: пуля попала ему в руку, которой он прикрывался, и только контузила грудь. Пушкин был ранен в правую сторону живота. Пуля раздробила кость верхней части ноги у соединения с тазом и глубоко вошла в живот.
По некоторым данным, перед выстрелом Дантес поднял руку, закрывая грудь. Пуля, посланная Пушкиным, прошла через мягкие ткани руки и ударилась о металлическую пуговицу мундира и продавила поручику два ребра, не нанеся тяжёлых повреждений.
Пушкин взял Данзаса в секунданты за несколько часов до дуэли, поэтому тот не успел приготовиться. По дуэльному кодексу, секундант должен пригласить врача или хотя бы взять с собой лекарства. Но у Данзаса не было даже бинтов, чтобы перемотать рану.
Усугубило то, что Данзас повез Пушкина домой, а не в госпиталь. Дорога заняла полтора часа, за это время Пушкин потерял много крови. Потом Данзас еще около трех часов искал врача. Почти все время после ранения Пушкин был в сознании и даже общался с посетителями. Но врачи говорили, что шансов выжить очень мало.
Через 46 часов после ранения Пушкин умер.
Подводя итог, можно говорить о том, что количество дуэлей за 37 лет жизни поэта очень велико. 25 дуэлей и вызовов, которые так и не окончились поединком и 5 дуэлей, которые состоялись, включая последнюю, роковую. Причинами дуэли становились разные поводы, например, личная неприязнь, несходство во мнениях, нелестный отзыв в сторону дамы, но в основном это поруганная честь самого Пушкина, когда ему не нравились шутки, оскорбительные слова, высказанные в его сторону, а также замечания по поводу поведения Пушкина, некоторые из которых были обоснованы. Примечательно, что сам Пушкин никогда не стрелял первым и за всю свою богатую историю дуэлянтства ни разу никого не ранил и тем более не убил.
Как известно, у Александра Сергеевича Пушкина вспыльчивый характер и воинственный настрой проявились еще с детских лет. Поступив в лицей в двенадцать лет, он имел отличные оценки по фехтованию и кулачному бою. а и вне учебных часов был задирист, а иногда и агрессивен. Вот что писал о нем Иван Пущин, самый близкий из друзей будущего литератора:
«Пушкин, с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных, но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти»
По мнению исследователей, корни такого поведения следует искать в его наследственности. А некоторые психиатры считали, что, поскольку поэтический дар, как правило, сопровождается чрезмерной эмоциональностью, то вероятно, именно она была причиной той самонадеянности, нетерпеливости и горячности, которые и приводили А. С. Пушкина к постоянным конфликтам и вызовом на поединки.
2.2. Дуэли в творчестве.
Дуэль Гринёва и Швабрина в произведении АС Пушкина «Капитанская дочка»
Как нам известно, в центре романа находятся два молодых офицера – Швабрин и Гринев, служащие в Белогорской крепости. У них появилась симпатия к одной девушке - Маше – капитанской дочке. Однажды Гринев даже начал писать стихи, в которых шла речь о Маше, и одно из таких стихотворений Гринев прочитал Швабрину, но тот зло раскритиковал его творение. Осознав, что стихотворение посвящено Маше, он сказал Гриневу, что ему не нужно писать стихи, чтобы добиться благосклонности девушки, а просто подарить ей серьги, тем самым неприлично намекая на корыстность девушки. В результате чего между офицерами возникает ссора, которая приводит к дуэли.
В этой дуэли Гринев как искренний и честный молодой человек хотел защитить честь девушки, в которую был влюблен, а Швабрин хотел, чтобы Петр покинул крепость, так как видел зарождающиеся чувства между Машей и Гриневым, но Швабрин был чрезвычайно тщеславен и мстителен, поэтому двигали им вовсе не теплые чувства к Маше, а желание ей отомстить из-за того, что та ответила ему отказом на предложение руки и сердца, а, возможно, для Швабрина дуэль являлась лишь поводом безнаказанного убийства сильного соперника.
В «Капитанской дочке» было две дуэли между Гриневым и Швабриным.
Первая дуэль Гринева и Швабрина не состоялась. Как уже известно, по дуэльному кодексу на дуэли обязан быть секундант. Поэтому Пётр Гринев попросил быть его секундантом старого офицера Ивана Игнатьича, но тот отказался. А утром, Иван Игнатьич явился на место дуэли двух офицеров и отобрал у них шпаги. У всех сложилось впечатление, что конфликт разрешился.
После дуэли Маша рассказала Гриневу, что Швабрин сватался к ней, но она ему отказала. И тогда Гринев твердо решил, что поединок должен состояться. Когда Гринев остался дома один, Швабрин снова вызвал его на дуэль.
На второй раз Швабрин и Гринев сходятся для поединка один на один на реке без секундантов, что по идее являлось незаконным. В этой дуэли Швабрин был уверен в своем превосходстве владения шпагой, и когда он почувствовал перед собой умелого противника, он нанес удар Гриневу исподтишка, воспользовавшись его отвлечением на призыв слуги.
Описанная Александром Сергеевичем Пушкиным дуэль Гринёва со Швабриным — не просто поединок двух поссорившихся мужчин. Пушкин показал противоборство двух людей, имеющих противоположные убеждения, взгляды и жизненные позиции, противостояние чести и бесчестия, добра и зла.
Таким образом, дуэль, произошедшая в повести Пушкина «Капитанская дочка», между двумя офицерами Белогорской крепости Петром Гриневым и Алексеем Швабриным играет особую роль в сюжете и позволяет раскрыть характеры героев.
Непосредственная связь с дуэлями в жизни Пушкина и с дуэлями в данном романе не выявлена.
Дуэль в повести «Выстрел»
Главный герой – Сильвио - , сказав недругу плоскую грубость, спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. Сильвио как романтический герой очень остро воспринимает проблему своей чести и, видя, что граф угрожает его репутации, сразу же хочет вернуть ее, выйти на дуэль. В итоге был назначен поединок, но из-за того, что во время него граф вел себя бесцеремонно и ел черешню, дуэль была отложена.
Вторая дуэль состоялась через шесть лет по той причине, что Сильвио узнал о женитьбе графа и захотел завершить начатую дуэль, чтобы отомстить. В итоге во время дуэли, после того как граф сделал первый выстрел, которым он пробил картину над оппонентом, Сильвио прицелился в графа и уже собирался убить его, но увидел его страх и слезы его жены, после чего отвел пистолет и выстрелил в сторону.
Здесь в финале Пушкин показывает, как самолюбование, зависть могут поставить под угрозу жизнь человека и его счастье. Видно то, как Сильвио, приблизившись к своей цели, понимает, что месть, о которой он мечтал, в сущности, - простое убийство, а убийцей он быть не хотел: «Мне всё кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного». Сильвио вовремя осознает, что не имеет морального права убивать человека, который, по сути, ничего ему не сделал. Более того, он жалеет Марию, жену графа, которая ни в чем не была виновата.
Со стороны графа можно проследить то, как сначала, ничем не дорожа, граф готов легко распрощаться с жизнью, поэтому спокойно стоит и ест черешню перед Сильвио. Но когда у него появляется Мария, которая любит его, граф начинает осознавать ценность своей жизни, так как не хочет расставаться со счастьем и делать больно своей жене.
Вполне вероятно, такой ход сюжета был вызван по причине того, что Пушкин переосмыслил смысл и своего существования благодаря любимой женщине, поскольку повесть была написана в преддверии женитьбы.
Также можно заметить, что события в повести «Выстрел» отчасти имеют и автобиографический характер: поведение графа на первой дуэли с Сильвио заставляет вспомнить одну произошедшую в Кишиневе пушкинскую дуэль с офицером Зубовым в 1822 году.
А некоторые исследователи пушкинского творчества считают, что образ Сильвио имеет свой прототип. Это — известный дуэлянт и широко образованный лингвист Липранди, с которым Пушкин познакомился во время ссылки в Кишиневе. Липранди, правда, не был гусаром, но имел отношение к военной разведке.
Таким образом, можно сказать, что одна из дуэлей в повести «Выстрел» имеет отчетливую связь с дуэлью в жизни Пушкина, а также в ходе анализа произведения выявились дополнительные сходства с некоторой вероятностью связанные с событиями в жизни Пушкина
Дуэль в романе «Евгений Онегин»
На балу у Лариных в честь именин Татьяны Онегин, чтобы позлить друга решил вывести его на ревность. Он наигранно флиртует с его будущей невестой – Ольгой - и танцует с ней. Шутку Онегина расценив со всей трагической серьёзностью как предательство, Ленский без всяких объяснений уезжает с бала. Заметив исчезновение друга, Онегин сразу теряет интерес к Ольге. А наутро к нему является сосед Зарецкий с вызовом. Евгений осознает жестокость своего поступка. Однако боязнь осуждения со стороны высшего общества пугает Онегина, ему неприятна мысль, что его репутация может измениться в худшую сторону. Он принимает вызов и с опозданием, но всё же является на встречу.
Несмотря на то, что Онегин опоздал на дуэль, она все равно состоялась. Хотя по правилам дуэли из-за опоздания дуэль можно было перенести. К тому же в качестве секунданта Онегин привозит на поединок своего слугу Гильо, чем также нарушает неписаное правило дуэлей о том, что секундант должен был иметь такое же социальное положение, что и дуэлянт. Однако Ленский проигнорировал эти два нарушения. Секундант Зарецкий как единственный распорядитель дуэли даже не попытался помирить противников, не объявил дуэль несостоявшейся. Он вёл себя как лицо, заинтересованное в скандале.
По моему мнению, дуэль Онегина и Ленского, можно назвать обыкновенной нелепостью. А.С. Пушкин показывает нам, что Онегиным были грубо нарушены правила дуэли, поэтому саму дуэль можно было запросто отменить, к тому же все участники конфликта оказались слишком упрямы, и никто не желал разрешать его мирным путем. Зарецкий мог предложить дуэлянтам примирение, но не стал. Онегин мог отказаться от дуэли, но испугался возможной испорченной его репутации. И будь Ленский менее вспыльчивым и гордым, дуэли можно было бы избежать.
Я.А. Гордин отмечает, что Онегин руководствовался теми же соображениями, которым следовал сам А.С. Пушкин романа в стихах:
«Судя по тому, что знаем мы о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой выбрать ему секунданта – хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Онегине», заставив его, светского человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. <…>
Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Всматриваясь в бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в ее типическом, а не ритуально-светском варианте…»
Исход дуэли следующий: Онегин в долю секунду убивает друга и не верит произошедшему. Душевные муки терзают его настолько, что он вынужден уехать из деревни, чтобы забыть произошедшее. Меняется и судьба сестер Лариных. Ольга уже не выйдет замуж за Ленского, а Татьяна лишается последней возможности видеть предмет своей любви – Онегина.
В результате, дуэль между героями становится поворотным моментом в жизни всех ключевых персонажей в данном произведении.
Также в этом произведении можно сопоставить дуэль Ленского и Онегина и последнюю дуэль Пушкина с Дантесом. Словом, в общих чертах дуэли сходятся, поскольку правила проведения дуэлей были известны многоопытному дуэлянту Пушкину.
В последней дуэли Пушкина Дантес работал на опережение, он не дошёл одного шага до барьера и выстрелил в то время, пока Пушкин ещё целился. Александр Сергеевич упал, выронив пистолет.
Онегин тоже не дошёл до барьера и выстрелил первый, пока Ленский ещё прицеливался. Затем Ленский тоже упал и выронил пистолет.
Дантес убил Пушкина. Онегин убил Ленского.
«Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет»
Таким образом, можно сказать, что дуэль в романе «Евгений Онегин» имеет некоторое сходство с последней дуэлью в жизни Пушкина с Дантесом.
Рассмотрев дуэли в жизни и в произведениях А.С. Пушкина и проанализировав литературу по данной проблеме, можно сделать следующие выводы.
В своих произведениях Пушкин показал различные поединки: между Гриневым и Швабриным, Сильвио и графом, Онегиным и Ленским. Дуэль у Пушкина в этих произведениях становится не только важным сюжетно-композиционным приемом, но и играет одну из основных ролей в раскрытия характеров героев. Немаловажное значение имеют дуэли и для создания определенной атмосферы, в которой действуют герои.
В произведениях выражено авторское отношение к дуэли. Автор против дуэлей-«представлений», цель которых – не защита чести, а мстительность, зависть одного из дуэлянтов. А также против кровавых, смертельных исходов поединков. Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Во всех изображенных поединках показаны отступления от дуэльного кодекса: пренебрежение к выбору секунданта, а иногда и отсутствие его, не соблюдение требований. Но дуэль как средство защиты человеческого достоинства не была чужда Пушкину. Это находит отражение не только в его произведениях, но и в его жизни.
Заключение
1.Подводя итоги, можно сказать, что дуэль (фр. duel, лат. duellum – «поединок», «борьба двух») – регламентированный «дуэльным кодексом» вооружённый поединок, целью которого является удовлетворение желания одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Классическая дуэль зародилась в эпоху позднего средневековья, примерно в XIV веке в Италии, позже распространилась по всей Европе.
2. Дуэли имели огромную популярность в дворянской культуре как и в Европе, как и в России. Специально создавались дуэльные кодексы со своими сводами правил, которым должен был следовать каждый дуэлянт, и несмотря на то, что вводились различные запреты на дуэли, людей это не останавливало. Только ближе к XIX-XX векам дуэльная традиция сошла на нет.
3. Количество дуэлей за 37 лет жизни поэта очень велико: 25 дуэлей и вызовов, которые так и не окончились поединком и 5 дуэлей, которые состоялись, включая последнюю, роковую. Причинами дуэли становились разные поводы, например, личная неприязнь, несходство во мнениях, нелестный отзыв в сторону дамы, но в основном это поруганная честь самого Пушкина, когда ему не нравились шутки, оскорбительные слова, высказанные в его сторону, а также замечания по поводу поведения Пушкина, некоторые из которых были обоснованы. Примечательно, что сам Пушкин никогда не стрелял первым и за всю свою богатую историю дуэлянтства ни разу никого не ранил и тем более не убил.
4. Описанная Александром Сергеевичем Пушкиным дуэль Гринёва со Швабриным — не просто поединок двух поссорившихся мужчин. Пушкин показал противоборство двух людей, имеющих противоположные убеждения, взгляды и жизненные позиции, противостояние чести и бесчестия, добра и зла. Дуэль, произошедшая в повести Пушкина «Капитанская дочка», между двумя офицерами Белогорской крепости - Петром Гриневым и Алексеем Швабриным - играет особую роль в сюжете и позволяет раскрыть характеры героев. Непосредственная связь с дуэлями в жизни Пушкина и с дуэлями в данном романе не выявлена.
5. События в повести «Выстрел» отчасти имеют и автобиографический характер: поведение графа на первой дуэли с Сильвио заставляет вспомнить одну произошедшую в Кишиневе пушкинскую дуэль с офицером Зубовым в 1822 году. А некоторые исследователи пушкинского творчества считают, что образ Сильвио имеет свой прототип. Это — известный дуэлянт и широко образованный лингвист Липранди, с которым Пушкин познакомился во время ссылки в Кишиневе. Липранди, правда, не был гусаром, но имел отношение к военной разведке. Таким образом, можно сказать, что одна из дуэлей в повести «Выстрел» имеет отчетливую связь с дуэлью в жизни Пушкина, а также в ходе анализа произведения выявились дополнительные сходства с некоторой вероятностью связанные с событиями в жизни Пушкина.
6. В произведении «Евгений Онегин» можно сопоставить дуэль Ленского и Онегина и последнюю дуэль Пушкина с Дантесом. Словом, в общих чертах дуэли сходятся, поскольку правила проведения дуэлей были известны многоопытному дуэлянту Пушкину.
В последней дуэли Пушкина Дантес работал на опережение, он не дошёл одного шага до барьера и выстрелил в то время, пока Пушкин ещё целился. Александр Сергеевич упал, выронив пистолет.
После проведения анализа выбранных произведениях наша гипотеза подтвердилась: реальные дуэли А.С. Пушкина действительно имеют отражение в его творчестве, являясь достаточно частым явлением, имеющее большое значение в его жизни. Также дуэли играли важную роль в произведениях Пушкина, становясь важной частью в сюжете и образе героев.
Список литературы:
1. Бурсов Б. И. Судьба Пушкина: роман-исследование. - М.: Советский писатель,
1986
2. Дуэли. История возникновения http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=4531:2014
-04-22-17-25-53&catid=36:history&Itemid=111
3. История дуэли http://geopolitica. info/istoriya-dueli.html
4. История русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! "К барьеру!" Каков
же был исторический путь дуэли в нашем Отечестве? http://www.koryazhma.ru/articles/all/russian_duel_history.asp
5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства
(XVIII – начало XIX века). СПб., 1996
6. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 2002.
7. Макогоненко Г. П. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. – Л.: Художественная
литература, 1977
8. Мишенев С. О происхождении русской дуэли http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43269143068/O-proishozhdenii-dueli
9. Пушкин А.С. Выстрел. М., 1984
10. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Проза. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001
11. Пушкин А. С. Капитанская дочка. М., 1986
12. Скрынников Р.Г. Дуэль Пушкина. СПб., 1999
Списки источников и использованной литературы
1. Бурсов Б. И. Судьба Пушкина: роман-исследование. - М.: Советский писатель,
1986
2. Дуэли. История возникновения http://www.ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=4531:2014
-04-22-17-25-53&catid=36:history&Itemid=111
3. История дуэли http://geopolitica. info/istoriya-dueli.html
4. История русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! "К барьеру!" Каков
же был исторический путь дуэли в нашем Отечестве? http://www.koryazhma.ru/articles/all/russian_duel_history.asp
5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства
(XVIII – начало XIX века). СПб., 1996
6. Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 2002.
7. Макогоненко Г. П. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. – Л.: Художественная
литература, 1977
8. Мишенев С. О происхождении русской дуэли http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43269143068/O-proishozhdenii-dueli
9. Пушкин А.С. Выстрел. М., 1984
10. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Проза. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001
11. Пушкин А. С. Капитанская дочка. М., 1986
12. Скрынников Р.Г. Дуэль Пушкина. СПб., 1999