Методические указания и рекомендации «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в вокальном объединении»

0
0
Материал опубликован 26 August 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»


 

«Утверждаю»

Заместитель директора

МАУДО ЦДО г.Владикавказа

___________ Фидарова Б.И.

______ ___________ 2022г

 


 


 


 


 

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

в вокальной студии

(выступление на заседании методического объединения)


 

Исполнила:

педагог дополнительного образования

Дзуцева Э. Б.


 


 


 


 


 


 


 


 

Владикавказ, 2022г

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в вокальной студии

 

В современном обществе, в век стремительных скоростей и открытий, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения остаётся весьма актуальной.

Исторически патриотизм идентифицируется с любовью к своей Родине, социальной толерантностью, значимой общественной деятельностью. Включая в себя слагаемые духовности и нравственности, он выступает атрибутом стабильности и независимости государства.

В практике духовно-патриотического воспитания особенно показательна роль учреждений дополнительного образования: домов творчества, детских школ искусств, молодёжных центров и т.д. Это именно та сфера, где формируются, развиваются и оттачиваются нравственные качества личности, её ценностные и духовные ориентации.

Одним из путей духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся является вокальное искусство, способное воздействовать на эмоциональную сферу детей средствами музыкальной выразительности, формируя их нравственные убеждения.

Вокальная студия «Радуга» - это небольшой коллектив юных вокалистов от 7 до 18 лет. Занятия вокальным искусством в студии «Радуга» Центра «Нарт» – доступная, активная и эффективная форма эстетического развития детей средствами музыки.  Именно школьный возраст является для этого наиболее оптимальным, так как это период самоутверждения и активного развития жизненных идеалов.

Вокальное исполнение неизбежно связано с литературным текстом. Слово и музыка – это взаимосвязанные атрибуты любого вокального произведения. Музыка эмоционально окрашивает текст, а поэтическая строка конкретизирует музыку, а также определяет значимость и весомость произведения в воспитании духовно- нравственных и патриотических чувств.

Умение преподнести репертуарное произведение так, чтобы исполнители были предельно увлечены музыкой – это задача руководителя коллектива. Педагог должен пробудить в детях эмоциональную и духовную отзывчивость на произведение, используя для этого личный показ, либо записи профессиональных исполнителей.

В процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания детей средствами музыкального искусства руководителю необходимо использовать разнообразные формы организации деятельности. Это, прежде всего, грамотный подбор и работа над репертуаром, концертно-исполнительская деятельность коллектива (участие в концертах, массовых мероприятиях, конкурсах, фестивалях); музыкально-просветительская работа.

Подбор и работа над репертуаром

Успех духовно-нравственного и патриотического воспитания и воспитания в целом, в вокальном объединении во многом зависит от удачно подобранного репертуара.

При подборе репертуара руководитель должен обязательно учитывать ряд принципов, а именно: репертуар должен быть мелодически доступным и понятным, содержательным и ценным в художественном отношении, должен соответствовать возрастным особенностям исполнителей, отвечать требованиям тематических мероприятий, в которых вокальный ансамбль принимает участие.

Подобранный репертуар должен воспитывать художественный вкус детей, развивать творческое воображение, вызывать сопереживание, понимание, становясь тем самым одним из важных средств в формировании гражданственности и патриотизма. 

Яркий, содержательный репертуар вызывает у детей большой эмоциональный отклик уже в процессе разучивания. А осмысленное постижение средств музыкальной выразительности – запоминающейся мелодии, гармонии, своеобразного ритма, тембральной окраски, – всё это способствует созданию законченного образа.

В репертуарном списке должно присутствовать жанровое разнообразие: произведения отечественных композиторов-классиков и современных авторов, а также русские и осетинские народные песни.

Наши отечественные композиторы-классики создали немало песенных шедевров, которые и в настоящее время созвучны настроениям детей и служат благородному делу воспитания духовности и патриотизма у современной молодежи. На сегодняшний день в репертуаре вокальной студии «Радуга» большое количество песен патриотического характера. Все их тексты глубоко осознанны, пережиты детьми и эмоционально передаются в их исполнении. Юные вокалисты ансамбля с удовольствием поют произведения патриотической направленности композиторов В. Шаинского, Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Д. Тухманова. Много произведений современных авторов. Это песни о нашей Родине, о красоте родного края, о мире, дружбе и любви на земле.

Использование в репертуаре вокальной студии «Радуга» песен военной тематики очень ценно и актуально. Их яркая музыкально-поэтическая содержательность воспитывает гордость за свою страну.

Правильно подобранный репертуар должен сочетаться с грамотной работой над вокальными произведениями. В этом плане показательны предварительные беседы об авторах, конкретных исторических событиях, положенных в основу песенного репертуара, анализ содержательного аспекта и средств музыкальной выразительности. Обязательна демонстрация изучаемого произведения в собственной интерпретации или профессиональном исполнении для эмоционального отклика слушателей на музыкальный материал.

Таким образом, верно подобранный вокальный репертуар и его дальнейший грамотный разбор с присутствием анализа и рефлексии способствуют формированию нравственной позиции, патриотических чувств и общечеловеческих ценностей творческой личности.

Логическим завершением всех репетиционных и педагогических занятий является концертно-исполнительская деятельность. Публичные выступления отличаются разнообразием: это концерты, тематические концерты, фестивали, смотры, конкурсы.

Юные вокалисты студии «Радуга» с удовольствием принимают участие в подобных творческих мероприятиях, проявляя творческую активность и артистизм. Не секрет, что выступление на публике вызывает особое эмоциональное состояние, приподнятость, волнение, предельное внимание. Важным положительным моментом таких выступлений является сплочённость коллектива, дисциплина, воспитание в них чувства ответственности, уважения друг к другу и к руководителю, отзывчивости на события общественной жизни.

Концертная деятельность, участие в различных творческих мероприятиях, всегда для воспитанников вокальной студии «Радуга» являются возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, показать результаты своего труда.

Солисты студии «Радуга» ежегодно принимают участие в конкурсах и фестивалях, закрепляя своё участие достойными результатами. Юные вокалисты постоянные участники городских концертных программ и отчетных концертов Центра «Нарт», победители и призеры республиканских фестивалей «Пусть всегда будет солнце!», «С чего начинается Родина?», «Свирель Ацамаза», Всероссийских конкурсов и фестивалей «Симфония звезд», «Чегемский родник», «Слово и музыка», «Планета звезд», Международных конкурсов «Звездный дождь», «Фантастический взлет», «Дивные крылья», «Пятигорск зажигает звезды», «Звездное Пятигорье», «Звездная фиеста». Концертно-исполнительская деятельность повышает культуру и исполнительское мастерство юных вокалистов, а  разнообразие репертуара обеспечивает огромные возможности для духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

Источники:

https://demo.multiurok.ru/index.php/files/dukhovno-patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-voka.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации