Статья «Духовно-нравственное воспитание и поликультурное образование учащихся средствами и формами музейной деятельности»

0
0
Материал опубликован 16 January 2018

Духовно-нравственное воспитание и поликультурное образование учащихся средствами и формами музейной деятельности

 Без воспитания нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа

как исторической общности.

Г.Н. Волков.


 

Педагог дополнительного образования - Степанова Елена Александровна

Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе духовно-нравственного воспитания.

Музей как символ культуры играет важную роль в духовно-нравственном воспитание и поликультурном образовании учащихся. Выступает богатейшим источником «живой» культуры, которая представлена различными предметами старины, коллекциями, историческими документами. Деятельность в условиях музея порождает единство словесно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства аудитории. Именно в музее информация приобретает наглядность, образность, способствует активизации воображения, становится средством передачи культурного и социального опыта. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Нельзя забывать о том, что прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию.

На базе МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей» функционирует музей изобразительных искусств. Музею более 20 лет, у него своя история и традиции. Наш музей с его разносторонней краеведческой и идейно-нравственной работой хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Без музея в ЦЭВД сегодня не обойтись. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: педагоги дополнительного образования, дети и родители. Главное отличие музея от других образовательных центров – его возможность воспитательного воздействия на учащихся, независимо от возраста.

Основная цель работы нашего музея: воспитание патриотизма и гражданской нравственности через этнографические экспонаты, которые несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру народа.

Работа в музее ведётся по нескольким направлениям:

-изучение мировой истории и культуры, повышение культурного и интеллектуального уровня;

-выставочно-экскурсионная работа;

-поисково-собирательская работа;

-методическая работа с учителями и педагогами ЦЭВД.

Оригинальность и уникальность работы музея заключается в наличие разнообразного материала:

-подлинные произведения живописи, скульптуры, графики, художественные и документальные фотографии, отражающие творчество ведущих мастеров искусств Мордовии, работы мастеров народных промыслов России и Мордовии (гжель, хохлома, дымковская игрушка, самовары, национальные костюмы, предметы труда и быта, национальные куклы в мордовских костюмах) - основной фонд;

-работы педагогов и выпускников ЦЭВД - вспомогательный фонд.

Музейная работа методически разнообразна: лекции, экскурсии, консультации, научные чтения, Уроки Мужества, литературные вечера, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, конкурсы и викторины. Данные формы работы способствуют более глубокому знакомству с историей и культурой нашей родины, а также развивают познавательную активность, творческие способности, духовные потребности и интересы. Здесь пробуждаются лучшие струны детской души.

Особой формой проведения музейных занятий является организация костюмированных театрализованных экскурсий с элементами игры, включение тематических вокальных и хореографических номеров. Они рассчитаны на детей младшего и среднего школьного возраста.

Для старшего возраста организуются встречи с известными художниками, нашей республики. В разные годы гостями нашего музея были известные саранские историки, краеведы, поэты, писатели, музыканты, художники - В.А. Попков, С.Б. Бахмустов, Н.П. Рожков, Н.М. Обухов, В.Д. Илюхин, В.Ф. Козлова и др., которыми мы можем и должны гордиться.

Такие темы для занятий, как «Мои земляки», «Искусство нашего народа», «Мордовский национальный костюм», «Памятники культуры и искусства Мордовии», «Чудеса из Подлесной Тавлы», «Промыслы Мордовии», «Обычаи и обряды мордовского народа» и многие другие, пробуждают у ребят интерес к истории своего родного края и города, способствуют восстановлению связей между разными поколениями.

Собрана библиотека художественной и методической литературы, литературы по мордовскому искусству, для использования в работе с детьми.

Музей известен в нашем городе: сюда приезжают школьники, дошкольники, воспитанники ЦЭВД и их родители. Они оставляют в книге отзывов свои наилучшие впечатления о музее.

Таким образом, исторический опыт и народная культура, народное творчество, подвиги и судьбы людей, семейные и коллективные традиции — вот духовные источники социального, поликультурного и нравственного развития детей. И наш музей строит свою учебно-воспитательную деятельность так, чтобы, каждый воспитанник обладал такими прекрасными качествами: любовь к Родине, духовность, верность народным традициям и культуре, гражданственность и патриотизм. А раз это так, значит, музей достигает своей главной цели – он воспитывает лучшие качества человека.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации