Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством ИКТ и сети Интернет»
.«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной
из самых больших бед – пустоты души, без духовности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…»
В.А. Сухомлинский
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников и реализуется по основным направлениям:
– становление духовно-нравственного стержня личности,
– развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения,
– применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием.
Формируя духовно-нравственную личность можно использовать информационные технологии. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Цель:
– Формирование духовно-нравственной культуры и гражданской позиции молодого поколения.
– Духовное освоение основ русской национальной культуры, Пробуждение интереса к православной культуре.
– Актуализация работы по духовно нравственному просвещению.
Задачи:
– расширение спектра информационных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию;
– повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;
– углубление меж предметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Ожидаемые результаты:
– эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Использование ИКТ в условиях школы позволяет повысить культуру ребенка по отношению к окружающему миру и усилить образовательные и воспитательные эффекты. Если учитель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал мероприятия, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга.
У ребят воспитывается ответственность за развитие собственной личности, формируется установка на непрерывное самообразование.
Компьютер является информационно-обучающим пособием. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек, что также способствует воспитанию духовно-нравственной личности человека.
Мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивают духовную направленность.
ХХI век ознаменовался новым этапом развития мира – процессом глобализации, т.е. бурным развитием информационно-коммуникационных технологий, появлением всемирной компьютерной сети Интернет. В этой системе возник новый элемент – социальные сети, обеспечившие человечество механизмом мгновенного и глобального обмена информацией.
В настоящее время социальные сети обрели просто невероятную популярность. Прежде всего – благодаря социальным сетям абсолютно каждый человек независимо от возраста и социального положения может высказать свое собственное мнение, свою позицию, свою оценку. Пользователи откровенно высказываются в блогах и сетевых журналах, такая возможность для многих чрезвычайно ценна.
В России являются активными пользователями Интернета десятки миллионов человек. Кроме того, в сети масса подростков.
Социальные сети, безусловно, упрощают нам жизнь, экономя время, поддерживают наше моральное состояние, позволяя общаться с интересующими нас людьми, служат источником информации, коротают досуг. Они, безусловно, будут продолжать своё развитие – возможно, в скором времени, в сети можно будет дотронуться до человека, находящегося на другом краю света. Прогресс не стоит на месте. Но не стоит забывать, что ничто не может заменить настоящее человеческое общение, улыбку и тёплый взгляд.
Современный человек практически не может обойтись без компьютерной техники – компьютера, принтера и т.д. «Виртуальная реальность»- Интернет способствует усилению «человеческого интеллекта». В этой среде общаются живые люди со своими духовными ценностями, своими воззрениями.
Интернетом все чаще пользуются школьники., «уходя» от реальности и это несет ряд проблем, в том числе и моральных, связанных с понятиями добра, зла, справедливости.
В школе учебный процесс сводится к использованию на уроках информационных технологий и сети Интернет. В связи с этим актуальным становится вопрос не только о подготовке молодого поколения с высоким уровнем сформированный информационных компетентностей, а духовно-нравственного воспитания личности. Важной составляющей общей личностной культуры является – информационная культура.
Применение информационных технологий позволяет сделать процесс воспитания более продуктивным. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать процесс обучения и воспитания; повышают интерес учащихся к предмету; активизируют познавательную деятельность учащихся. Но процесс обучения и воспитания не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. И здесь нам в помощь заповеди «педагогики сотрудничества».
Считаю, что главной целью учителя, как наставника - формировать морально-нравственные ориентиры, позволяющие определить, что такое хорошо и что такое плохо.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики этического воспитания школьников как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного воспитания, т.е. как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Поэтому необходимо проводить уроки и диспуты по теме «Этические и правовые нормы в сети Интернет», на которых необходимо разобрать с обучающимися, что можно выкладывать, какие сайты не стоит посещать и по каким причинам. Показать, что в сети Интернет есть сайты с интересным содержанием о религии, семье и традициях. Научить грамотно использовать Интернет с целью обогатить внутренний мир и духовную сферу обучающихся.
На уроках информатики возникает благодатная почва для воссоздания такой организации обучения и контроля знаний, при которой определяемые учителем наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя. Причины явно проявляющегося феномена передачи знаний, обусловленные, очевидно, спецификой самого предмета информатики, требуют более глубокого и детального осмысления. В этих условиях широко наблюдается развитие контактов учащихся, при этом нередко возникают ситуации, когда младший школьник консультирует старшего. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаний от более компетентных к менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.
В современном мире успех во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществить его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В своей практике наряду с традиционными формами обучения активно использую проектную деятельность обучающихся.
С целью:
Научить обучающегося самостоятельно достигать цели;
Научить предвидеть проблемы, которые могут возникнуть на пути к достижению цели;
Сформировать умение работать с информацией в сети Интернет;
Сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта;
Развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны как человека способного и компетентного;
Развивать позитивный образ себя и других.
Приведу пример проектов.
Проект «Буклет ко дню рождения школы»
Техническое обеспечение: программаAdobe PageMaker, текстовый редактор WORD, графические редакторы, сетевые ресурсы.
Идея проекта: создать буклет, посвященный жизни школы»
Типология проекта:
по доминирующей в проекте деятельности – творчески-поисковый (поиск информации для решения проблемы и творческий подход к представлению информации) и практико-ориентированный (формирование навыков поиска нужной информации, закрепление навыков работы с текстами и рисунками, интерактивными элементами).
по предметно-содержательной области – проект в области курса информатики, культурологии.
по характеру координации – с открытой координацией учителя и оказания необходимой помощи;
по количеству участников — индивидуальный;
по продолжительности - краткосрочный.
Цели проекта.
Цели для учителя:
расширение знаний учащихся в области новейших информационных технологий и Интернет - технологий;
обучение целенаправленному поиску информации, умению применять методы поиска и отбора;
обучение систематизации информации;
обучение приемам создание электронного текстового документа с использованием интерактивных элементов (тестов, анкет);
формирование понятия гармоничного дизайна.
Цели для учащихся: создать буклет.
Также, на уроках при изучении темы «Компьютерные презентации» обучающиеся создают презентации на темы «Соцсети не ведите себя как дети», «Безопасность в сети Интернет», «Ловушки в интернете», «Семья» , «Компьютер и здоровье» и т.д. Информацию для презентаций дети берут в сети Интернет.
Одним из эффективных методов воспитания этических норм я считаю уроки- игры.
Игра представляет собой коллективную работу в группе, следовательно, учащиеся развивают коммуникативные способности и действия. Игровая форма обучения позволяет приобрести социальный опыт. Игре на уроках информатики должна предшествовать подготовка школьников, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач. В деловой игре задается сложная модельная реальность и тем самым создаются условия для проверки качества усвоения учебного материала «за пределами класса» и погружения школьников в нормы деятельности и общения. Например, игра «Табличные базы данных «, «Кто ищет-тот всегда найдет» (самостоятельный поиск информации в сети Интернет), «Суд над сетью Интернет». Обучающиеся познают сеть Интернет и компьютер не только с технической стороны, но и этической, моральной. На уроке рассматриваются правовые аспекты работы в сети Интернет при самостоятельном поиске и осмыслении дополнительных материалов. Ребята находят много интересной информации по теме, активно включаются в коллективное обсуждение некоторых вопросов. Учителю остается только руководить процессом.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ и сети Интернет оказывает положительное влияние на духовное становление личности. Главное, научить детей грамотно использовать компьютерные ресурсы, с целью обогатить внутренний мир и духовную сферу человека. Научить так, чтобы современные технологии помогали, а не навредили. На уроках объяснять не только законы информатики, но и показывать, что прогресс цивилизации не есть наращивание материального блага, напоминать, что применение информационных технологий оценивается и осмысливается в духовно-нравственном аспекте.