12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бихтимирова Марина Ефимовна65
Учитель истории и обществознания. Высшая категория. Педагогический стаж 30 лет.
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола

«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории»

Школа всегда являлась местом сосредоточения воспитательных процессов в жизни ребёнка. Каждая дисциплина открывает новые пути развития и постижения общечеловеческой правды и морали. Современные государственные стандарты в качестве приоритетных целей формирования личности предусматривают социализацию и духовно-нравственное развитие детей.

Предмет истории предлагает для педагога обширное поле деятельности, на котором ребёнок может воспользоваться опытом предыдущих поколений, почувствовать важность причинно-следственных связей и осознать себя гражданином большой страны с непростой историей. Без привития моральных и нравственных ориентиров с раннего возраста воспитание патриотов с активной жизненной позицией представляется невыполнимой задачей.

На уроках истории целесообразно использование таких источников духовного наследия, как:

  • документальные материалы
  • философские трактаты
  • народно-педагогические произведения
  • религиозные труды
  • произведения искусства
  • средства мультимедиа и т.д.

Знание мировой и отечественной истории помогает осмыслять положительные и отрицательные моменты прошлого, осознавать и понимать минувшие эпохи. Глубокое погружение, осуществляемое при помощи педагога, учит беспристрастно анализировать исторические факты, воздерживаясь от негативного оценивания и критики. Ребёнок приобретает важное духовно-нравственное качество – умение мыслить и сопереживать своим предкам.

Стимулирование ценностно-проблемных ситуаций позволяет не только почувствовать собственную причастность к свершениям прошлого, но и вырабатывать оценочную позицию по различным моральным и нравственным аспектам. Учащийся отвечает на поставленные педагогом вопросы об исторических событиях, высказывает своё отношение и видение проблемы. При этом активно стимулируется познавательная активность и формирование нравственной позиции.

Работа с историческими документами помогает объединять сознания людей разных эпох, подчас очень отдалённых. Кроме того, изучение различных, даже противоположных, точек зрения на поступки исторических деятелей учит таким важным качествам, как сострадание, гуманизм, порядочность, толерантность, совестливость, представлениям о долге и мужестве, добре и зле, ответственности перед отечеством и своим народом.

Можно выделить несколько направлений духовно-нравственной работы на уроках истории:

  • посредством личности педагога
  • при помощи учебных материалов
  • в самостоятельной работе учащихся

Для учителя важно развивать в детях умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы и интерпретировать полученную из источников информацию. При этом необходимо сохранять корректность, не давить на учеников собственной точкой зрения и отношением к историческим фактам. Учащиеся старших классов, в отличие от начальной школы, не готовы принимать на веру слова педагога, а стремятся самостоятельно искать информацию и имеют своё мнение по многим вопросам.

Документальный и обучающий материал содержит нравственный и воспитательный компонент, что позволяет использовать его на уроках с максимальной пользой. Наглядное свидетельство поступков известных людей, зафиксированное в официальных документах, аудиозаписях, воспоминаниях современников, позволяет проникнуться эпохой, поставить себя на место другого человека и ответить на важные вопросы морали, нравственности и человеколюбия.

Самостоятельная проектная, исследовательская, групповая деятельность учащихся направлена на работу с источниками, подбор исторических фактов и аргументов для доказательства своей точки зрения. От учителя требуется помощь в постановке проблемной ситуации, а от учащихся – прочная нравственная жизненная позиция по исследуемому вопросу. Важно задать вектор движения, а дальнейший путь духовно-нравственного становления каждый проходит самостоятельно.

Постсоветский период преподавания характеризуется нейтральным отношением к историческим событиям минувших эпох, что, в свою очередь, привело к ослаблению духовно-нравственных ценностей и чувства патриотизма. Между тем исключительная роль учебного предмета «История» заключается в знании своего исторического наследия и извлечении моральных, духовных и нравственных уроков. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является залогом возрождения нации.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.