Статья «Нравственное воспитание младших школьников во внеурочное время»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Г.И.Батуриной, Н.М.Болдырева, А.К.Уледова, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т. И.Когачевская, Р. Н.Курманходжаева, Т. В.Лукина и др.)
Ученые Н. И.Болдырев, Л. И.Рувинский, И. С.Марьенко, Л. А.Матвеева, Л. И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения и продолжается всю жизнь, и направленный на владение людьми правилами и нормами поведения.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов не в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
Уже в начальных классах школы важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.
Результаты нравственного воспитания появляются в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных качеств младшего школьника во внеурочной деятельности в настоящее время является крайне актуальной.
Наш эксперимента проходил в три этапа:
- подбор методик исследования;
- проведение исследования;
- анализ и интерпретация полученных данных.
Исследование проводилось в МБОУ НОШ д.Каргино Мишкинского района. В исследовании принимали участие учащиеся начальных классов в количестве 15 человек.
Для реализации цели нашего исследования - выявить уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников, мы использовали следующие методики:
- метод «Незаконченный рассказ»;
- методика «Закончи историю»;
- методика «Сюжетные картинки».
- методика «Наблюдение в реальной ситуации».
Данные методики направлены на выявление позитивного отношения ребенка младшего школьного возраста к близкому окружению, самому себе, что свидетельствует об усвоении ребенком нравственных норм поведения: отношение к труду; отношение к людям; отношение к себе.
Целью экспериментального исследования является нравственное воспитание младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования:
- Выявить уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников.
- Разработать педагогические рекомендации по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочное время.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующий вывод: данные диагностики показывают, что знания у младших школьников о нравственных нормах сформированы не у всех детей, но даже их наличие не всегда обеспечивает нравственное поведение. Именно поэтому необходима дальнейшая работа по формированию нравственных представлений и поступков младших школьников.
Мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 8 девочек 7 мальчиков. Опрос проводился индивидуально. Объяснили все понятия 13 человек (7 девочек и 6 мальчиков), отказались это делать 3 человека (1 девочка и 1 мальчик).
Итак, детям проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».
В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать условия, направленные на нравственное воспитание младших школьников. Нами были проведены различные мероприятия во внеурочное время: недели эстетики, классные часы «Дорогою добра», «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть», беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. В приложении представлены разработки классных часов, направленные на нравственное воспитание младших школьников.
После целенаправленной проведенной работы по нравственному воспитанию мы провели такой же опрос младших школьников. Объяснили все понятия 15 человек. Учащихся, которые совсем отказались выполнять задание, не было.
Младшие школьники, теперь уже без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». По-прежнему трудными для истолкования оказались «умеренность» и «милосердие». Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, русский народный праздник «Кочеты», «Праздник русской матрёшки», праздник «Русские красавицы», семейный праздник «Мы за чаем не скучаем», «Масленица» и др.
Возможно и проведение исследовательских работ «Русская изба», «Русский народный костюм», «Головной убор - кокошник», «Коса - девичья краса», «Семейные традиции», конкурс на лучшую книжечку о Масленице и др.
Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
В начальных классах возможна реализация программы по возрождению тимуровского движения «Сотвори добро». Реализуется данная программа через работу тимуровского отряда «Солнышко», девиз которого: «Сколько у солнышка тёплых лучей, столько у нас добрых затей».
Организация внеурочной работы будет способствовать формированию высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, повышению чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.