12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Статья «Православная литература как средство формирования духовно-нравственных качеств школьника»

Сулейманова Оксана Александровна

учитель русского языка и литературы МБОУ лицея «Вектор» 

г.Хабаровск, 2021

Православная литература как средство развития духовно-нравственных качеств школьника

(на примере произведений священника Ярослава Шипова)

 

Аннотация:

В данной статье рассмотрена проблема непонимания современным школьником произведений классической литературы из-за недостаточности базовых знаний в области православной культуры. Решением данной проблемы может стать планомерная подготовка школьников к восприятию серьезной литературы через изучение произведений малых жанров (рассказы) современной духовной прозы (на примере произведений священника Ярослава Шипова), так как рассказы писателя-священника Ярослава Шипова дают ответы на многие философские и религиозные вопросы, а также развивают нравственные качества в характере своего читателя.

Ключевые слова: «православная проза», «православные духовно-нравственные ценности», «духовно-нравственное воспитание школьников»

 

В период социально-политических изменений 1990-2000 гг. в российском обществе произошла смена ценностных ориентиров, нарушилось духовное единство общества, изменились жизненные приоритеты молодежи, произошло разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В обществе исчезли представления о духовных ценностях и идеалах. Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. В связи с этим, обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно.

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи и школьников приобрела государственное значение. Поэтому в 2009 году была разработана и принята «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция), которая является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО). Согласно Концепции образованию отводится ключевая роль в формировании духовно-нравственных ценностей. В числе прочего Концепция определяет:

«национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [1, с.4].

Носителями этих ценностей, согласно Концепции, являются: «многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» [1, с.4].

Впервые со времен Российской империи государством признается необходимость традиционных духовно-нравственных ценностей
православной культуры. Пришло понимание того факта, что для сохранения национальной идентичности необходима передача молодому поколению тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет.
Президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров, выступая с докладом на ХVI Международных Рождественских образовательных чтениях (2007 г.), сказал: «Думая о том, что положить в основу воспитания, нельзя не придти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в истории тысячелетней православной России». Созрела необходимость в комплексном, системном подходе и программной форме организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Уроки литературы, на наш взгляд, как нельзя лучше, способствуют формированию нравственных качеств личности, так как литература через чувства и эмоции воздействует на душу ребенка, оказывает влияние на выбор нравственных ориентиров. Литература раскрывает перед учеником психологический мир персонажей и этим пробуждает его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Каждое художественное произведение, входящее в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Сравнительный анализ трех программ по литературе (программа В. Я. Коровиной; Г. С. Меркина, С. А. Зинина; Г. И. Беленького, О. М. Хреновой) подтверждает богатое духовно-нравственное содержание произведений, но вместе с тем обнаруживает малое количество доступных школьникам текстов, содержащих православное мироощущение.

Однако, русские классики смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей именно через призму православного мироощущения. Эту мысль точно выразил Н. Л. Бердяев: «В русской литературе, у великих русских писателей религиозные мотивы и темы более сильны, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, мира. В значительных своих творениях она пронизана религиозной мыслью».

К сожалению, современному школьнику часто недоступна писательская концепция мира и человека из-за недостаточности базовых знаний в области православной культуры. Вся классическая литература проникнута евангельскими мотивами, представлениями о жизни, основанными на христианских заповедях. Возникает непонимание современным юным читателем классической литературы, а потом и категорическое отторжение именно потому, что современный школьник далек от мира православных ценностей.

Мы согласны с мнением исследователя Донченко Л.М. о сложности восприятия школьниками классических произведений: «В процессе восприятия художественного произведения школьник усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в истинности тех или иных нравственных ориентации, получает опыт нравственной оценки. Такое воздействие происходит лишь при условии, что школьник ориентируется на концепцию мира и человека у писателя, видя его конкретное воплощение в художественном произведении, то есть когда происходит освоение и осмысление результатов словесно-художественного творчества» [5].

Редакция электронного журнала «Большой город» провела опрос школьников и составила рейтинг самых нелюбимых писателей из школьной программы. Лидируют в опросе Л.Н Толстой с романом «Война и мир» и Ф.М.Достоевский с романом «Преступление и наказание». Результат ожидаемый, ведь без дополнительных знаний в области православной культуры учащимся трудно постичь иносказательный смысл произведений, определить функции мотивов и библейских образов.

Так, у Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» образ Андрея Болконского ассоциирован с образом Христа. Например, Христос был распят на Голгофе Лысой горе, а князь Андрей живет в Лысых Горах. Оба “переродились” в 33 года и оба были посланы отцами на смерть (ведь это Николай Андреевич Болконский настоял, чтобы сын служил в армии). Знаменательна сцена в лазарете после Бородинского сражения. На операционных столах лежат трое: Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат. Это аллюзия библейской сцены: столы похожи на три креста, на которых распяли Христа и двоих преступников. Один из них уверовал в Христа и воскрес, потому что Христос простил его, так и князь Андрей прощает великого грешника Анатоля. Не только библейские аллюзии сложны для понимания школьников, но даже и сам факт прощения Болконским Анатоля, так как у них не сформированы православные нравственные понятия: милосердие, прощение, любовь к ближнему, смирение.

В основе романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» лежат евангельские заповеди и идеи. Мотивы страдания и сострадания как основы христианского сознания можно проследить на протяжении всего романа. Многие герои «Преступления и наказания» страдают осознанно. К примеру, любовь Сони жертвенна, губительна для нее самой. Но своим состраданием, самопожертвованием, своей верой в Бога она спасает Раскольникова. Он искупает страданием свое преступление и лишь на каторге чувствует духовное возрождение.

Мотивы страдания и жертвенности также не совсем понятны современным школьникам. Поэтому такие масштабные, глубоко нравственные произведения классической литературы, к сожалению, остаются непонятыми.

Проблема непонимания и неприятия классической литературы волнует не только школьников и педагогов, но и обсуждается на высшем уровне. Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования заявила, что, по её мнению, произведение Льва Толстого «Война и мир», а также некоторые романы Фёдора Достоевского нужно убрать из школьной программы: «Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины».

На наш взгляд решение данной проблемы нужно искать не в замене этих произведений другими, а в планомерной подготовке школьника к восприятию серьезной литературы. Именно произведения малых жанров (рассказы) современной духовной прозы могли бы легко и ненавязчиво ввести школьника в мир православных ценностей. К примеру, рассказы писателя-священника Ярослава Шипова дают ответы на многие философские и религиозные вопросы, а также развивают нравственные качества в характере своего читателя. Их можно изучать уже с 5 класса факультативно или на уроках внеклассного чтения. Материал рассказов Шипова богат и разнообразен. Его произведения, содержащие идейно-ценностную основу христианского мировосприятия, написаны простым и по-настоящему живым словом и, вместе с тем, ориентированы на традиции русской классической литературы, поэтому воспринимаются и анализируются школьниками легко.

В таблице приведены некоторые рассказы, которые возможно использовать на уроках внеклассного чтения или факультативах, и формируемые на их материале духовно-нравственные качества.

 

Название рассказа

Формируемые качества

«Три рыбы от святителя Николая»

милосердие, любовь к ближнему, прощение.

«Рюшечки»

грех зависти и алчности, покаяние

«Новый ревизор», «Интенданты в ночи»

честь, совесть, добросовестность

«День медика»

взаимопомощь, любовь к ближнему

«Медаль»

смирение, несгибаемость духа и веры

«Письма митрополита»

стойкость, смирение, жертвенность

«Иеромонах Севастьян»

«Уездный чудотворец»

нестяжательство, забота о ближнем, жизнь как служение людям

«Пеликан», «Драма»

смирение, незлобивость, любовь к животным и природе

«Счет»

жертвенность

«За тенью», «Западная окраина»

милосердие к врагу, прощение

«Райские хутора», «Царственная»

семейные ценности: уважение, терпение, любовь

«Туда и обратно», «Первые послевоенные»

послушание, уважение родителей, ответственность за свои поступки

«Овсяное печенье»

«Сила немощи»

чуткость, тактичность, терпимость, ориентация на «внутреннее», а не на «внешнее» в человеке

 

В качестве эксперимента были разработаны и проведены уроки внеклассного чтения по произведениям Ярослава Шипова. На уроке по рассказу «Три рыбы от святителя Николая» рассмотрены такие нравственные православные ценности как милосердие, любовь к ближнему, прощение. В процессе обсуждения выяснилось, что учениками ранее понятие «милосердие» не до конца понималось и отождествлялось с понятием «доброта». Прощение же понималось как нечто формальное, жест вежливости, а не веление души. Работа над произведением помогла на конкретном примере усвоить эти понятия.

На уроке по рассказу «Рюшечки» рассмотрены такие понятия как грех, покаяние. Выяснилось, что школьники имеют о них весьма смутное представление. Грех трактуется как проступок, а покаяние как извинение за причиненные неудобства. Кроме того, многие отождествляют смертные грехи и божьи заповеди. На примере жизни героини рассказа «Рюшечки» школьники смогли убедиться в губительности для человеческой души греха зависти и алчности, а также в том, что настоящее покаяние может спасти заблудшую душу.

Рассказы Шипова затрагивают не только духовно-нравственные проблемы общества, но и социальные. Воровство, взяточничество, казнокрадство типичные пороки чиновничества николаевской России, высмеянные Гоголем в комедии «Ревизор» в современном обществе не просто живы, а становятся обыденностью. Сравнить две эпохи школьники смогли на уроке внеклассного чтения по рассказу Я. Шипова «Новый ревизор». Шипов, в отличие от Гоголя, дает читателю надежду на изменение ситуации. Надежда эта возлагается на людей обладающих честью и совестью.

Эксперимент носил краткосрочный характер, поэтому говорить о качественном изменении у школьников духовно-нравственных качеств, а также диагностировать их развитие не представляется возможным. Единственным доступным методом диагностики в данном случае было наблюдение за детским коллективом с целью выявления «присвоения» тех морально-этических норм, которые были почерпнуты из произведений Ярослава Шипова. В ходе наблюдения за классом учителями-предметниками и классным руководителем было замечено снижение конфликтности, ребята стали терпимее относиться к недостаткам друг друга, чаще помогать одноклассникам, меньше критиковать.

Таким образом, можно утверждать, что рассказы писателя-священника Ярослава Шипова дают богатый материал для формирования духовно-нравственных качеств школьников. Могут изучаться как самостоятельно, так и в сопоставлении с классическими произведениями. Формируют представления современного школьника о православных ценностях, тем самым облегчают в дальнейшем понимание сложных классических произведений, проникнутых евангельскими мотивами, представлениями о жизни, основанными на христианских заповедях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения 09.11.2017 г.).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://минобрнауки. рф/документы/543 (дата обращения 10.11.2017 г.).

Донченко Л.М. Духовно – нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности) Л.М. Донченко [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://disus.ru/knigi/51542-1-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-starsheklassnikov-na-urokah-literaturi-vneurochnoy-deyatelnosti.php (дата обращения 18.11.2017 г.).

Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы // Школьная педагогика. – 2015. –№2. – С. 1 – 4. – URL https://moluch.ru/th/2/archive/8/216/ (дата обращения: 06.01.2018).

Кононенко Ю. Феномен «священнической прозы»/ Ю. Кононенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dm-jurevch-67.livejournal.com/52847.html (дата обращения 15.10.2017 г.).

Коробейник Д.Н. Православный учитель литературы: творчество или самодеятельность? (об интеграции элементов духовной культуры в процесс преподавания учебного предмета)/ Д.Н. Коробейник // Актуальные вопросы изучения духовной культуры. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. X Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения». – Москва-Ярославль : Ремдер, 2009. – С. 204 – 206.

Леонова О. Г. Духовные основы русской цивилизации / О. Г. Леонова // Актуальные вопросы изучения православной культуры. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» IX Кирилло- Мефодиевских чтений. – Москва-Ярославль : Ремдер, 2008. – С. 16 – 22.

Любомудров A. M. О православии и церковности в художественной литературе / A. M. Любомудров // Русская литература. – 2001. – № 1. – С. 18-32.

Парамонова М.К. Идейно-тематическое своеобразие рассказов священника Ярослава Шипова/ М.К. Парамонова// Актуальные вопросы изучения духовной культуры: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. X Юбилейные Кирилло- Мефодиевские чтения». – 2014. – С.187 – 190.

Червоненко С.М. Духовно- нравственные аспекты творчества писателей-священнослужителей: малые жанры русской прозы 1990- 2000-х годов/ С. М. Червоненко// ООО «Петроруш» – М., 2013– С. 4 – 23.

Шипов Я.А. Долгота дней. Рассказы / Я.А. Шипов // Сергиев Посад– М., 2002. – 225с.

Шипов Я.А. Лесная пустынь. Рассказы / Я.А. Шипов // Сергиев Посад– М., 2009. – 274 с.

Шипов Я.А. Отказываться не вправе. Рассказы из жизни современного прихода/ Я.А. Шипов // Сергиев Посад– М., 2000. – 289 с.

Шипов Я.А. Первая молитва. Рассказы / Я.А. Шипов // Сергиев Посад– М., 2007. – 215 с.

Шипов Я.А. Райские хутора и другие рассказы / Я.А. Шипов // Сергиев Посад– М., 2015. – 315 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.