12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия38
Россия, Калужская обл., Калуга
0

Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях православной среды»

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ

ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ)

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная идеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, полученных традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. [3]

Теперь практика преподавания ОРКСЭ закреплена на уровне федерального закона. Согласно ст. 87 Закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ содержит нормы, касающиеся преподавания в рамках основных образовательных программ государственных образовательных организаций учебных курсов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах и традициях православия, а также иных мировых религий.

Теоретические и методические аспекты формирования нравственности содержат работы М.Д. Виноградовой, Л.С. Выготского, В.В. Зеньковского, Я.Л. Коломинского, К.Д. Ушинского, С.Н. Карповой, Е.В. Субботского, Г. Шестуна, С.Г. Якобсон и других педагогов и психологов. [1]

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Цель данной статьи – проанализировать состояние духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях православной среды на примере воскресной школы.

Проблема духовно-нравственного воспитания неоднократно рассмотрена в трудах педагогов, внесших особый вклад в развитие педагогической мысли. Среди них - немецкий педагог Фридрих Фребель. Ему удалось провести в жизнь идею планомерного заботливого воспитания ребёнка в раннем детстве. Систему своих педагогических взглядов Ф. Фребель изложил в главном своем труде «Воспитание человека». Большое внимание в нем он уделил вопросам духовно-нравственного становления и воспитания маленьких детей.

В природе ребенка, считал Фребель, с самого рождения заложены четыре инстинкта, или стремления: инстинкт познания, деятельности, художественный и религиозный. Каждый из этих инстинктов с самого раннего детства, с первых же их проявлений, необходимо в ребенке развивать. «Поэтому, - пишет Фребель, - не только трогательное зрелище для стороннего наблюдателя, но и для ребенка - спасение и благословение, когда мать кладет дремлющего ребенка на свое тихое ложе, обращаясь с задушевной мольбой о родительской охране и любовном попечении к его и общему Небесному Отцу. Не только трогательно, не только в высшей степени приятно, но чрезвычайно важно и полезно для настоящей и будущей жизни ребенка, когда мать поднимает с постели пробудившееся с тихою радостью и улыбкой дитя, берет его и обращает радостно и спокойно к их общему Отцу с благодарностью за дарованное спокойствие и поддержку. С устами, возносящими благодарственную молитву, берет как бы вновь дарованное ей дитя» [5].

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию духовно-нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. [2]

Русская Православная Церковь одной из своих важнейших просветительских задач считает организацию и работу воскресных школ при приходах и монастырях. Зачем это нужно, ведь это связано с громадными затратами человеческих сил и немалым расходом материальных средств?

В настоящее время государственная система школьного образования фактически утратила воспитательную функцию. В большинстве семей, многие из которых неполные, дело с духовно-нравственным воспитанием обстоит далеко не благополучно. Воспитателями молодого поколения часто фактически становятся телевидение и Интернет, и нет никаких оснований ждать от этого хороших результатов. А заниматься патриотическим и духовно-нравственным воспитанием детей крайне необходимо.

Семья, в которой мы живем, друзья, с которыми мы общаемся, школа, в которой мы готовимся к взрослой жизни, храмы, в которых мы очищаемся от грехов, общаемся с Господом и укрепляемся Божией помощью, - все это наше земное Отечество дорого христианину, поэтому его надо беречь и защищать. Православная вера дает этому твердое обоснование и глубинный смысл.

Главной целью деятельности любой воскресной школы является приобщение детей к неисчерпаемым сокровищам православной веры и православной культуры с тем, чтобы каждый из них вырос нравственной, духовно развитой личностью, глубоко укорененной в православной церковной традиции.

В воскресной школе дети обретают опыт борьбы с собственными грехами и опыт благодатного общения с Богом. Им становится понятно, зачем нужны Божии заповеди и почему страшен грех, который ломает душу и человеческие отношения. [4].

Занятия в детских воскресных школах подготавливают учащихся к взрослой жизни и дают четкое обоснование того, зачем нужно с любовью относиться к родителям, друзьям и Родине. В Новом Завете сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), поэтому в Царство Божией славы и вечной любви войдут только те, кто научился любить людей и жить, добросовестно трудясь, отдавая свои силы тем людям, которых нам Господь поставил на жизненном пути.

Со всей определенностью можно сказать, что дети, приучившиеся в воскресной школе к церковной жизни, регулярно ходящие в храм, исповедующиеся и причащающиеся, более спокойно проходят искушения, с которыми сталкиваются в старших классах: курение, алкоголь, наркотики, разврат, правонарушения.[6].

Таким образом, воскресные православные школы духовно и нравственно готовят детей к взрослой жизни, труду и ответственному отношению к семье и своей Родине, так как они понимают, что за все это будут держать ответ перед Богом.

В заключении хотелось бы ещё раз сказать, что духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, и основной формой - служение добру, служение людям.


 

Список литературы

Борытко, Н. М. Онтологический подход в воспитании [Текст] // Н. М. Борытко // Проблемы духовного воспитания : от методологии к педагогической деятельности : сб. науч. и методологических трудов — Волг.: ТЦ «ОПТИМ», 2005.- С. 4-11.

Куломзина, С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. [Текст] / С. Куломзина. - М., 2007. - 156с.

Максимова Г. П. Методика церкви и проблема методов православного воспитания. Сб. Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности. [Текст] / Г. П. Максимова – Волг.: 2005.-115с.

Мельникова, Т.А. Уроки нравственности на основе православного учения. Первый и второй годы обучения [Текст] / Т.А. Мельникова. - М., Школьная Пресса, 2009. - 218с.

Фребель Ф. Педагогические сочинения: Т.1. Воспитание человека. - М., Книгоиздательство [Текст] / К.И. Тихомирова - 1913г. - 357 с

Шестун Е.В. Духовно-нравственное становление личности в православной традиции[Текст] / Е.В. Шестун. – М.: Педагогика. – 2006., № 4. – С. 53–62. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.