Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики»
Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Академик Д.С.Лихачёв
Воспитание гражданина и патриота является одним из приоритетных направлений в системе образования, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Значение данной темы обосновано необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация в стране.
На эту проблему обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин. По мнению В.В. Путина «быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране».
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Задачи духовно-нравственного воспитания стоят перед учителем на каждом уроке вне зависимости от предмета или направления обучения. Но именно на уроках информатики можно сформировать новый тип мышления, характерный для члена информационного общества, ориентировать ученика на саморазвитие и самообучение, осознание своих информационных потребностей и выработку культуры потребностей.
Работа в этом направлении представляет собой систематическую, целенаправленную и скоординированную с воспитательной, правовой и образовательной программой школы деятельность учителя информатики.
Цель воспитания на уроках информатики — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституции, высокой ответственности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
формировать патриотические чувства, развивать чувство гордости за свою Родину, интернационализма и толерантности;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
активно использовать краеведческий материал;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельностный подход на уроках информатики;
обеспечить организационно-методическое сопровождение;
осуществить отбор оптимальных форм и методов работы, использовать инновационные технологии;
развивать правовое поле через уроки информатики;
формирование у учащихся активной жизненной позиции;
формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни.
Реализовать эти задачи можно по следующим основным направлениям:
Связь поколений.
Осознание учащимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Познание корней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, в его понимании особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого.
Правовое.
Формирование правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Формирование понимания конституционного долга, политических и правовых событий в обществе и государстве, политической системы общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, знание и интерес к государственным символам России.
Краеведческо-исследовательское.
Воспитание у учеников любви к родному краю, к своей малой Родине. Изучение истории родного края.
Я и семья.
Осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
Физкультурно-спортивное.
Пропаганда здорового образа жизни.
Все эти направления взаимосвязаны между собой. Они должны быть объединены в практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными основами.
Необходимо, чтобы у учащихся было желание изучать компьютер и прикладные науки, закладывая при этом кроме теоретических и практических знаний, знания общечеловеческие, приобщая учащихся к культурным традициям, нравственным основам.
Говоря о реализации духовно-нравственного воспитания на уроках информатики, необходимо следовать структуре образовательного стандарта. Проследим возможные связи с тематическими разделами программ по предмету:
1. Информация и информационные процессы.
2. Представление информации.
3. Устройство компьютера.
4. Формализация и моделирование.
5. Алгоритмизация и программирование.
6. Информационные технологии.
Приведу лишь несколько примеров.
7 класс
Тема |
Вид деятельности |
Содержание |
История развития вычислительной техники. |
Объяснение нового материала |
Доклады: Российские создатели ЭВМ Компьютеры в СССР |
История развития программного обеспечения и ИКТ. |
Домашняя работа |
Прикладное программное обеспечение в различных сферах деятельности |
Создание презентаций. |
Практическая работа |
Создать презентацию « Моя семья», «Я и мои увлечения», «Дети и ВОВ», «Животный и растительный мир нашего края», «Достопримечательности Республики Марий Эл» |
Текстовый редактор Ввод и редактирование текста (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста) |
Практическая работа |
Изобразить генеалогическое древо семьи в ТР Редактирование заметки «Нашей школе – 25!» |
Графический редактор. Создание и редактирование изображений |
Практическая работа Домашняя работа |
Подготовить поздравительную открытку маме (папе), подготовить плакат «Мы за чистый город», «Здоровый образ жизни!» Создание коллажа « Мой класс» |
8 класс
Тема |
Вид деятельности |
Содержание |
Табличный процессор |
Практическая работа |
Создание диаграммы успеваемости ученика, класса. |
Моделирование |
Практическая работа |
Построить компьютерную модель генеалогического древа своей семьи |
|
|
|
Поиск информации в компьютерных сетях (основные способы поиска, поисковые серверы, формулирование запросов). |
Интернет - марафон |
Вопросы для поиска структурированы по темам: «Российские спортсмены-герои Великой Отечественной войны», «Символика России» |
Базы данных |
Практическая работа |
Создание БД «Города-герои России», «Реки РФ». |
9 класс
Тема |
Вид деятельности |
Содержание |
Типы алгоритмов. Способы записи алгоритмов (словесный, блок-схема, программа). |
Домашняя работа |
Составить линейный алгоритм уборки кабинета. Составить блок-схему алгоритма «Сбор макулатуры» |
Информационное общество, его особенности и основные черты. Информационные ресурсы общества |
Диспут |
«Является ли наше общество информационным?» |
10-11 класс
Тема |
Вид деятельности |
Содержание |
Моделирование |
Практическая работа |
«Создать план известного исторического сражения», Создание табличной модели «Водохранилища России» |
Текстовый процессор |
Практическая работа |
Создание брошюру по теме «Памятники г. Йошкар-Олы» |
Табличный процессор |
Практическая работа |
«Исследование массива температур воздуха в городе за неделю», «Достижения Российских спортсменов на олимпиадах», Подготовить тест по теме Состав правительства РФ» |
Создание, редактирование и форматирование растровых графических изображений |
Домашнее задание |
Создание коллажа «Мой класс », «Моя семья» |
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. |
Практическая работа |
Поиск информации по теме «Высшие учебные заведения нашего края» |
Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов |
Практическая работа |
Разработка веб-сайта «Народы России», «Достопримечательности родного края», «Мой любимый город» |
Социальная информатика. |
Диспут Доклады |
«Информационно-культурный человек, кто он?» «Основные направления информационной безопасности Российской федерации», Обзор информационных ресурсов РФ, Электронный документооборот в РФ, Новые профессии. |
Учебная деятельность обладает большими воспитательными возможностями. Очень важно использовать на занятиях разнообразный дидактический материал. Это могут быть компакт-диски, статьи, файлы, содержащие высказывания великих людей, стихи, фото- и видеоматериалы, используя которые ученики не только получают определенные знания, умения, навыки, но и приобщаются к сокровищам мировой культуры.
По мнению А.В. Елисова, существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках:
1) Методы формирования сознания личности (методы убеждения);
2) Методы организации деятельности учащихся;
3) Методы стимулирования деятельности и поведения (оценочные методы).
№ п/п |
Группа методов |
Методы |
Свойства методов |
|
Методы формирования сознания личности |
Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера |
Постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
II. |
Методы организации деятельности учащихся |
Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов |
Необходимо создавать ситуации, в которых учащийся упражнялся бы в патриотической деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость патриотической деятельности учащихся для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения. |
III. |
Методы стимулирования деятельности и поведения |
Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха |
Необходимо побуждать ученика корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает учащегося к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. |
По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока, нужно действовать в 3-х направлениях:
- через самого педагога;
- через содержание учебного материала;
- через форму подачи материала.
Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока.
Главенствующую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен показывать все свои положительные стороны. Так учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, уважать традиции и нравы всех народов нашей Родины, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины. Такая работа требует от учителя выхода за рамки урока, школы, умения связать свой предмет с жизнью, практикой.
Мы можем говорить о сформированности нравственного сознания ученика лишь тогда, когда данные учителем знания помогли ему определить свою жизненную позицию, и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь. Большие возможности для этого дают предметы школьной программы, в частности, уроки информатики ИКТ.