12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Ивановна95
Россия, Смоленская обл., Сафоново
Материал размещён в группе «Математика - наука великая»

Егорова Елена Ивановна,

учитель математики и информатики

МКОУ «Барановская СОШ»

Сафоновского района Смоленской области


 

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики.

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания. Поэтому на духовно-нравственное воспитание надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и математике. Духовно-нравственное воспитание формирует у человека: нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм); нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость); нравственную позицию (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

На уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.  Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Но это все несет скрытый характер.

  Я на уроке математики духовно-нравственное воспитание осуществляю посредством четырех факторов:

через содержание образования;

через методы и формы обучения;

через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, подготовке к олимпиадам.

Я на своих уроках реализую данное направление через решение практических задач. Найти или составить такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны. В этом существенную помощь оказывает решение задач следующего содержания: Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей.  Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова высота Мамаева кургана?

Задача 2: - В октябре 1941 г. враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, их них сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве? и т.п.

Уместно рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

Задачи.

1.     Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

2.     Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).

Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

Для примера можно рассмотреть такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте: а) площадь зелёных насаждений школьной территории?

б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

         Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

     В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

Также на своих уроках провожу работу по борьбе с вредной привычкой подростков - курением. В содержание уроков я включаю специальные интересные вставки с фактами, статистическими и научными данными, иллюстрирующими опасность курения. Эту информацию, взятую из различных источников, подаю учащимся, "преломляя" ее математикой.

1. После курения сигареты в кровь поступает 3мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет?

2.Сердце нормального тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за урок?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Если кто-то из ваших близких курит, выясните, сколько сигарет они выкуривают в день, какую сумму мог бы сэкономить человек, бросивший курить только за один год, если стоимость одной пачки сигарет 56 рублей, а выкуривает он ее за два дня?

Используя описанные приёмы на своих уроках, можно достичь определённых результатов:

Воспитание у детей гордости за великих соотечественников и за свою страну,

воспитание патриотизма.

Воспитание интереса к истории своей малой Родины.

Формирование у детей здорового образа жизни.

Повышение интереса учащихся к математическим наукам.

Использование учениками и учителем информационных технологий

Подводя итог вышесказанному, мы можем вынести следующие рекомендации по реализации задач духовно-нравственного воспитания на уроке:

- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;

- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;

- осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;

- использовать инновационные технологии;

- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;

- применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, и в случае неудач;

- проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Опубликовано в группе «Математика - наука великая»


Комментарии (1)

Белянина Светлана Николаевна, 24.07.19 в 09:45 0Ответить Пожаловаться
Интересная статья!Тема в настоящее время очень актуальна!Не учителям математики наверное трудно себе представить , как можно на математике уделять внимание духовно-нравственному воспитанию.А вот и мы математики этому тоже уделяем большое внимание!Только мы больше изощряемся, придумывая различные задачи и примеры!Спасибо за статью!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.