12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калёнова Светлана Васильевна941
Окончила Балашовский педагогический институт в 1994 году по специальности учитель русского языка и литературы
Россия, Саратовская обл., Пугачёв
Материал размещён в группе «Наш Бессмертный полк»

Два письма из короткой жизни…

В середине марта краеведческий музей Ивантеевской школы пополнился ещё одной дорогой находкой из прошлого: в преддверии Дня Победы переданы копии двух фронтовых писем и свидетельства о рождении Свиридова Ивана Пантелеевича.

Рождённый в Ивантеевке 1 января 1926 года он стал солдатом последнего призыва на Великую Отечественную. Многих из них в этот период война пожалела, не приняв на передовую. Прослужив немного в резервных частях, молодые ребята вернулись домой – к жёнам и детям, если уже успели обзавестить семьями в довоенное время. Иван Свиридов не успел, и эти пожелтевшие треугольники были адресованы любимой матери Свиридовой Нине Трофимовне и брату Михаилу.

Пока была жива, она берегла дорогие весточки с фронта, потом их хранила до самой смерти сестра Ивана – Надежда, и теперь её дочь – Валентина Васильевна Воробьёва. Достать из маминой старой сумочки семейные реликвии её заставила не только память.

Её родной дядя Иван ушёл на войну в 44-м и навеки остался восемнадцатилетним. Десятки лет, передавая от поколения к поколению эти два письма из короткой жизни, в семье отказывались верить в столь раннюю смерть Ивана. Да, его имя высечено на стеле памятника погибшим ивантеевцам. Да, в семью приходило извещение о том, что Иван пропал без вести. Но ведь это не похоронка?!? А может у него была жизнь после войны, была и жена, и дети? Абсурдно, конечно, предполагать такое спустя 70 лет после Победы.

Такие мысли, словно вызов судьбе и времени. И всё-таки они давно мучают родных по той простой причине, что до сих пор никто из них не знал, где похоронен Иван. А вдруг он всё-таки жил после войны, и так заставляет думать ещё один факт, уже из писем. Иван писал, что воюет в Прибалтике, а сколько воинов потом остались там, главной частью только из-за того, чтоб избежать проверок семьи на предмет «враг народа»!?! Хотя Прибалтику тогда считали своей, но вопрос службы на её территории проверялся органами НКВД тщательным образом. А вдруг Иван остался там, дабы не навредить родным в России?

В истории отечественной почтовой связи солдатские треугольники – изобретение находчивых воинов - занимают особое место.  Треугольник – обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо, вместе с тем, – это бесценный источник, который позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства. Письма, написанные короткими карандашами в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.

В них отражаются судьбы людей, их чувства и мысли. Многие из этих посланий не доходили до адресатов, терялись на фронтовых дорогах и изымались военной цензурой. Родственникам Ивана ещё повезло: на обоих письмах штамп «Просмотрено военной цензурой», а значит, ничего лишнего солдат не написал. Полевая почта 28665. Две долгожданные весточки от солдата пришли в сентябре 44-го точно по указанному адресу: «Саратовская область, Ивантеевский район, село Ивантеевка, улица Свободы, дом 37».

«Здравствуйте, дорогие мама и брат Михаил! Шлю вам свой горячий красноармейский привет и желаю всего хорошего в вашей семейной жизни. В первых строках своего письма сообщаю, что я жив и здоров. Нахожусь в дороге из города Вильно. Маме больше писать нечего, адреса пока нет, так что писем не пишите. Мама, передай привет дяде Семёну, Егору, тёте Кате, Тане, Клавдии, Хавронье, Марфе и всем остальным сродникам – сестре Шуре, Раисе, Маруси, Вере, Наталье, брату Владимиру, Анатолию, Николаю. Друзьям – Алаксину Виктору, Алаксиной Марии, Свинуховой Марии и Шуре, Прохоровой Клавдии, Фурсовой Александре, Петровой Жене, Комарову Николаю, Стягунину Н., Бабкину Вале, Попову Ивану и всем знакомым. С тем до свидания. 18 сентября 1944 года».

И ещё одно письмо, написанное с разницей всего лишь в несколько дней, получила семья:

«Здравствуйте, дорогие мама и брат Михаил! Я шлю вам свой горячий, пламенный привет. В первых строках своего письма сообщаю, что я жив и здоров, того и вам желаю в вашей семейной жизни. Я уже писал, что нахожусь на фронте, освобождаю последние пяди советской земли в Прибалтике. Мама, пишите письма, как живёте»

… А дальше в последнем письме от Ивана тот же самый длинный список имён и фамилий родственников, выведенный карандашом красивым аккуратным почерком. Этот ряд дорогих и любимых солдатскому сердцу людей сегодня напоминает заказ церковной службы за здравие, которую мы пишем в храме с самыми чистыми и добрыми помыслами в эти минуты. Словно наставление, с которым не поспоришь, оно звучит, как завет: «Живите долго и счастливо, дорогие! Цените и любите жизнь!» Больше вестей от Ивана не было.

Нет уж в живых многих родственников, кому передавал привет в письмах молодой боец, а значит, спустя более 70-ти лет после Победы, его вправе получить их потомки…

Итак, сестра отца Шура в письме – это Александра Васильевна Сахнова, которая учительствовала до войны в Ивановской школе. Дядя Семён, дядя Егор Свиридовы – родные братья отца. Тётки: Катя – жена Семёна, Клавдия Свинухова (в девичестве Свиридова) – родная сестра Свиридова Пантелея Максимовича. Анатолий и Николай – сыновья дяди Егора. Тётя Нюра Попова – соседка, с сыном которой Иван дружил. Тёте Вере Свиридовой уже за 80, она живёт в Самаре.

Современные возможности сети Интернет позволяют сегодня заняться основательным поиском военнослужащих времён Великой Отечественной. Специальные сайты содержат документы, подтверждающие или опровергающие тот или иной факт, с которым родные погибших или пропавших без вести жили десятилетия.

Так оказалось и с нитями судьбы Ивана Свиридова. Его родной сестре Надежде, которая была на три года старше и в военные годы работала на окопах, сообщили, что брат погиб во время бомбёжки поезда, в котором везли раненых, в том числе и его.

За справкой мы обратились к электронным данным Центрального архива Министерства обороны России.

Именной список безвозвратных потерь офицерского, сержантского и рядового состава 47 стрелковой ордена Ленина и Суворова дивизии сообщил нам следующие сведения: младший сержант Иван Пантелеевич Свиридов, член ВЛКСМ, убит в бою 2 ноября 1944 года и похоронен в 100 метрах сев.-восточнее деревни Карнапелуты уезда Грамзда Латвийской ССР.

В 49-м все уезды Латвии стали районами, причём многие получили другие названия. Сегодняшнее название места захоронения Ивана Пантелеевича пока неизвестно, но соответствующий запрос направлен на специализированный сайт, располагающий сведениями о воинских захоронениях. Есть надежда узнать, на каком же кладбище похоронен молодой боец из Ивантеевки с точными координатами расположения могилы.

Следует отметить, сайты о воинских захоронениях располагают богатейшим архивом фотоснимков мест, где похоронены советские воины. И это большая помощь для родственников, которые, возможно, никогда не смогут приехать и поклониться праху родных павших. Но увидеть, благодаря компьютеру, где покоятся их геройски погибшие предки, сродни бальзаму для души. Судя по фотографиям, воинские захоронения в Латвии содержатся очень достойно. В интернете случайно нашла интересный снимок у памятника в Латвии. Это 9-е мая в Риге! Чем больше правительство Латвии прижимает этот праздник, тем больше людей приходят поклониться погибшим воинам. Тронуло до глубины души от гордости за тех кто сюда пришёл, особенно в такое время, когда нагло и безосновательно переворачиваются идеалы, с которыми в последний бой шли советские солдаты. Но есть упрямые свидетели настоящей правды – фронтовые письма бойцов. Мы будем верить им всегда.

Светлана Васильевна Калёнова,

учитель русского языка и литературы

Опубликовано в группе «Наш Бессмертный полк»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.