12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семенова Жанна Борисовна56
Россия, Иркутская обл., п.Бозой

Конспект урока по теме «Движение вод Мирового океана» учителя МОУ Бозойская ВСОШ Семеновой Жанны Борисовны.

Дата проведения: 06.10.2022 г.

Предмет: география

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Педагогические технологии: исследовательская технология, технология сотрудничества, технология личностно - ориентированного обучения.

Методы и приёмы обучения: частично - поисковый, устный, печатно-словесный, формулирование выводов, обобщение, установление причинно-следственных связей, чтение карты, схемы.

Средства обучения: физическая карта материков и океанов, учебник «География» 5-6 классы, А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, атласы 6 класса, компьютер, проектор, экран, презентация.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о разных видах движения вод в Мировом океане и их причинах.
Образовательные задачи:

Сформировать у учащихся представление о волнах, приливах и отливах, океанических течениях, цунами. Выявить причины возникновения волн, приливов и отливов, океанических течений, цунами;

Определить крупнейшие океанические течения и их виды, анализируя физическую карту атласа;

Выделять существенные признаки объектов, развивать умения, высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе составления фактической, картографической информации.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между типами движения и причинами его вызывающими;

Развивать способности правильно формировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации.

Воспитательные задачи:

Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.

Ход урока

I.Организационный момент

Здравствуйте, девушки. Я очень рада снова вас видеть на уроке географии. Но прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, нам нужно будет проверить те знания, которые получили на прошлом уроке.

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос.

Сколько существует океанов?   Покажите по карте

Сколько существует материков?   Покажите по карте.

Самый глубокий океан, самый холодный, самый теплый. Покажите по карте.

Что такое море? Виды морей. Покажите по карте.

Гидросфера – это водная оболочка Земли?

III. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать Мировой океан. Предлагаю отгадать ребусы (течения, волны, цунами, приливы и отливы). Приложение (ребусы)

Учащиеся отгадывают ребусы.

Где все это происходит? Что общего у всех отгадок: приливы, цунами, волны, течения?

Ответы учениц.

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о волнах).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит «Движение вод Мирового океана».

Наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами его возникновения, географией его действия.

Кино Цураюки (средневековый японский поэт) писал о волнах в океане:

«Подует ветер – и встаёт волна.

Стихает ветер – и волна спадает.

Они, должно быть, старые друзья,

Коль так легко друг друга понимают».

Приходилось ли вам наблюдать волны на поверхности моря? Что вы можете о них вспомнить и рассказать?

Ответы учениц.

Наш класс делится на 4 группы специалистов, целью работы которых является изучение волн Мирового океана. Вам сейчас предстоит провести исследования с помощью параграфа учебника, атласа, дополнительной информации, схем, рисунков и иллюстраций. Ключевой вопрос ваших исследований - «Движение воды в океане и их причины».

Каждая группа получит для исследования свое задание.

Учащиеся получают пакеты с заданиями и направлениями работы, на выполнение работы 10-12 мин, с отче­том выступает от группы либо делегат, либо вся группа. В пакетах вопросы и описание ветров.

1 группа «Волны ветровые»

Отрывок из стихотворения А. Толстого

Вздымаются волны как горы,
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.

О какой волне идёт речь?

Видеоролик «Движение волны» (просмотр и обсуждение).

Какая причина образования волны в океане?

Какое строение имеет волна?


2 группа «Волны цунами»

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот… О чем идет речь в отрывке?

Видеоролик «Цунами» (просмотр и обсуждение)

Причины образования цунами.

Роль и характер.


3 группа «Приливы и отливы»

По отрывку стихотворения И. Бунина попробуйте догадаться, о каком движении воды в океане идет речь.

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила –

Её уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.


Видеоролик «Приливы и отливы» (просмотр и обсуждение)

Установить причину приливов и отливов, их периодичность.

Значение приливов и отливов для человека.

Территории с самыми высокими приливами и отливами.


4 группа «Течения»

В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Через 150 лет эту бутылку выловили на берегу в родной деревне моряка. Как такое возможно?

Открыть физическую карту атласа и найти вид движения воды, который перенес бутылку, в условных знаках карты.

Вопросы:

Причины образования течений. Виды течений.

Закономерности размещения теплых и холодных течений.

Итоговая работа групп.

Каждая группа выступает с мини- проектом.

Выводы

1 группа: волны образуются под действием ветра, от силы ветра зависит высота ветровых волн.

2 группа: движение воды может возникнуть от землетрясения или извержения вулканов под водой.

3группа: приливы и отливы связаны с притяжением океанской воды с массой Луны и Солнца. Средняя продолжительность прилива или отлива 6 часов.

4 группа: Причины образования (постоянные ветры).

Виды течений (теплые и холодные).

Подведём итог наших исследований.

Закончите на карточках схему «Виды движения воды в океане».

Указать причины образования движения вод океана.

t1679328813aa.jpg


IV. Закрепление изученного материала.

Выполните задание на заполнение таблицы в карточке (поставить + в нужном квадрате).

Теперь проверьте ответы на слайде, оцените себя.

Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы. Проверяют заполненную таблицу по эталону, выставляют себе оценку, исходя из критериев.

Признаки

Цунами

Приливы и отливы

Ветровые волны

Течения

1.Образуются под влиянием лунного притяжения

 

 

 

2.Периодически повторяются 2 раза в сутки

 

 

 

3.Образуются в результате подводных землетрясений

 

 

 

4.Распространены в сейсмически активных зонах

 

 

 

 

5.Обладают большой разрушительной силой

 

 

 

6.Образуются под влиянием ветра

 

 

 

 

7.Образуются под влиянием постоянного ветра

 

 

 

 

8.Бывают теплые и холодные

 

 

 

9.Используются человеком для получения энергии





Эталон для проверки

Признаки

Цунами

Приливы и отливы

Ветровые волны

Течения

1. Образуются под влиянием лунного притяжения


+



2. Периодически повторяются 2 раза в сутки


+



3. Образуются в результате подводных землетрясений

+




4.Распространены в сейсмически активных зонах

+




5.Обладают большой разрушительной силой

+




6.Образуются под влиянием ветра



+


7.Образуются под влиянием постоянного ветра




+

8.Бывают теплые и холодные




+

9.Используются человеком для получения энергии


+




V. Рефлексия.

Теперь подведем итоги урока! Какой была тема нашего урока? Какие задачи мы перед собой ставили? Решили ли мы их?

Ответы учениц. Обобщающий вывод.

На партах у вас лежат стикеры, на них вам нужно будет написать свои впечатления от урока на одной стороне, а на другой стороне оценить свою работу на уроке по 5 бальной системе.

VI. Выставление оценок: аргументирование оценок.

Домашнее задание: §30. Нанести на контурную карту течения:

Западных ветров, Гольфстрим, Североатлантическое, Северное и Южное Пассатные.




Приложение

t1679328813ab.png

t1679328813ac.png



ВОЛНЫ ЦУНАМИ

t1679328813ad.gif




ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫt1679328813ae.gif





ТЕЧЕНИЯ


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.