Единственное и множественное число имен прилагательных

1
0
Материал опубликован 29 May









Конспект урока по русскому языку на тему:

«Единственное и множественное число имен прилагательных»

УМК «Школа России», 2 класс





















Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Цель: организация деятельности обучающихся по освоению и первичному закреплению знаний о единственном и множественном числе имени прилагательного в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

Дидактическая: формировать знания о единственном и множественном числе имени прилагательного; умение  определять число имени прилагательного в процессе выполнения учебных упражнений.

Развивающая: развивать словесно-логическое мышление и восприятие в процессе объяснения учителя и решения проблемы.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка в процессе беседы.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, уметь определять число имени прилагательного.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей; сотрудничать в диалоге с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: будут уметь осуществлять поиск информации в учебнике; будут уметь использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.

Регулятивные УУД: будут уметь формулировать и сохранять цель на протяжении всех этапов урока; планировать свою деятельность на урок; контролировать и оценивать результаты деятельности.

Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: беседа с элементами исследования.

Принципы: психологической комфортности, деятельности, целостного представления о мире.

Методы, приемы: словесный (объяснение, комментирование), наглядный (работа с учебником, тетрадью на печатной основе, раздаточным материалом, демонстрация презентации), практический (выполнение учебных упражнений).

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, раздаточный материал; презентация к уроку.

Литература: учебник по русскому языку УМК «Школа России», Горецкий В.Г. и др., 2 класс 2 часть, стр. 92-93.


Технологическая карта


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Мотивационный


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, поприветствуйте друг друга улыбкой, не забудьте проверить свою готовность к уроку.

- Обратите внимание на доску, пожалуйста.

Давайте все вместе прочитаем высказывание.

- Как вы понимаете его?

Как высказывание связано с нашим уроком?

- Конечно же, знания в некотором смысле делают нас сильнее, так давайте же настроимся на работу и узнаем что-то новое!

Слушают учителя.

Приветствуют друг друга.

Проверяют готовность к уроку.


Хором читают высказывание.

«Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь!»

Учащиеся высказывают свое мнение.

Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку.



Метапредметные:

Коммуникативные: будут сотрудничать в диалоге с учителем.

Актуализация знаний и целеполагание




Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение.

- Ребята, посмотрите, у вас на партах есть карточки со словами, прочитайте их про себя.



- Как вы думаете, какое задание мы можем выполнить с этими словами?

- Хорошо. Давайте разделим их на группы, можете начинать выполнять задание.


Работаем по поднятой руке.




Назовите, пожалуйста, к какой части речи вы отнесли слова дерево, орехи и белка? Почему?


К какой части речи вы отнесли слова: прыгает и кушает? Почему?



К какой части речи вы отнесли слово рыжая? Почему?




- Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание. Отлично!

Похвалите друг друга!

(Сл.1)

- Скажите, на какие еще вопросы может отвечать имя прилагательное?

- Кто помнит, какие признаки может обозначать имя прилагательное?



- Хорошо, давайте вернемся к нашим словам, я предлагаю вам составить предложения из них, но при этом добавьте слова, которые будут обозначать какой-нибудь признак.

- Молодцы.

Я составила для вас такое предложение: Маленькая, рыжая белочка с пушистым хвостиком прыгает по высоким, красивым деревьям и кушает вкусные орешки.

(Сл.2)

- Давайте запишем на доску прилагательное с существительным, которое связано с ним по смыслу из этого предложения, например, маленькая белочка.

(если дети назовут свой пример, записывает его)

- Какой вопрос мы зададим?

Правильно, потому что белочка одна.

А если белочек будет много?


- Как мы можем определить число у имен существительных?



- Что вы можете сказать об именах прилагательных?

- Умеете ли вы определять число у имен прилагательных?

- Как вы думаете, какова тема урока?



- Попробуем поставить цель нашего урока, посмотрите на слайд и продолжите предложения.

(Сл.3)


Учащиеся про себя читают слова:

дерево прыгает, орехи, рыжая, белка.



Мы можем разделить слова на группы.


Распределяют слова по группам.



Несколько учащихся отвечают, остальные проверяют, правильно ли выполнили задание.

- Они относятся к имени существительному, обозначают предмет, отвечают на вопросы (кто?) белка, (что?) орехи, дерево.

- Они относятся к глаголам, обозначают действие предмета, отвечают на вопрос (что делает?) прыгает, кушает.

- Это слово относится к имени прилагательному, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (какая?) рыжая.






- Может отвечать на вопросы какой? какое? какие?

- Имя прилагательное может обозначать цвет, размер, форму, вкус, запах, внутренние и внешние качества.

Составляют предложения.

Желающие озвучивают предложения, которые придумали.





Слушают учителя.






Слушают учителя.

Предлагают свои варианты.







- Белочка (какая?) маленькая.


- Белочки (какие?) маленькие.

- Если существительное обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число.

- Они тоже изменяются.


- Нет!


- Тема урока – единственное и множественное число имен прилагательных.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, мы научимся определять число имени прилагательного.

Метапредметные:

Коммуникативные: будут сотрудничать в диалоге с учителем.



Познавательные: будут уметь использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.



Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку.


Регулятивные УУД: будут контролировать и оценивать результаты деятельности.
















































Коммуникативные УУД: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей











Регулятивные: будут уметь формулировать и сохранять цель на протяжении всех этапов урока; планировать свою деятельность на урок.




ОНЗ


Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия.



- Кто ответит, на какой вопрос отвечает имя прилагательное в первом словосочетании? и что обозначает?

- А во втором словосочетании, на какой вопрос отвечает прилагательное? и что обозначает?

- Какой делаем вывод?





- Где мы можем проверить, правильно ли мы сделали вывод?

- Правильно, давайте откроем учебники на странице 92 и найдем правило.

Прочитайте его про себя.




- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу.

Демонстрирует таблицу.

Найдите упражнение 158.

- (имя ученика), прочитай словосочетания.




- Какая часть речи указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное в единственном числе, во множественном числе?




- Ваша задача записать словосочетания и вопросы к ним в правильные колонки.

- Как вы будете определять число имен прилагательных? Составим алгоритм.






- Начинаем выполнять задание.








- Давайте проверим. Сравните таблицу, которая представлена на экране со своей таблицей. Если вы выполнили задание правильно, поставьте плюс на карточках, если задание выполнено неправильно, подумайте еще раз и исправьте ошибки.

(Сл. 4)

Учащиеся отвечают по поднятой руке.

- Прилагательное отвечает на вопрос какая? Обозначает признак одного предмета.

- Прилагательное отвечает на вопрос какие? Обозначает признак нескольких предметов.

- Прилагательные тоже могут быть единственного и множественного числа, это зависит от числа предметов (от существительного).

- Мы можем проверить в учебнике.


Открывают учебники, находят правильно и читают про себя.

t1716966837aa.png

Один учащийся читает словосочетания, остальные слушают.

t1716966837ab.png


- Имя существительное.



- В единственном числе имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? Во множественном числе на вопрос какие?





Ученики предлагают алгоритм.

- Определим число имени существительно;

- Поставим вопрос к имени прилагательному;

- Определим число имени прилагательного.

Выполняют задание, заполняют таблицу в парах.

t1716966837ac.png

Оценивают правильность выполнения задания.

Ставят «+», если задание выполнено правильно, если задание выполнено не так, исправляют ошибки.





Метапредметные:

Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей.






Предметные: будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного.





Познавательные: будут уметь осуществлять поиск информации в учебнике, использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.
























Регулятивные: будут уметь планировать свою деятельность на урок.






Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку.






Регулятивные: будут контролировать и оценивать результаты деятельности.







Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи


Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила).


- Вернемся к учебнику. Найдите упражнение 160.

(имя ученика), прочитай, пожалуйста, текст.




- Попробуем определить число у прилагательных.

Работаем по поднятой руке!





- Какое число у имени прилагательного «прекрасное»?

- Какое число у слова «добрые», а какое у слова «ласковые»?

- Кто скажет, какое число у прилагательного «верное»?


- К какому числу отнесем слово «чуткое»?


- Отлично, вы большие молодцы!


- Давайте откроем тетради, запишем дату и Классная работа.



Ваша задача записать текст, подчеркнуть имена прилагательные и указать их число.

Если у вас нет вопросов, можете приступать к выполнению задания.

Переворачивают страницу, находят упражнение 160.

Один учащийся читает текст, остальные слушают.

t1716966837ad.png



По выработанному алгоритму ученики определяют число имен прилагательных.


- Слово – это ед.ч.

(какое?) прекрасное – единственное число.

- Руки – это мн.ч. (какие?) добрые, ласковые – множественное число.

- Сердце – это ед.ч. (какое?) верное – единственное число.

- Сердце – это ед.ч. (какое?) чуткое – единственное число.





Открывают тетради, записывают:

t1716966837ae.gifмарта.

Классная работа.

Выполняют задание.

Записывают текст, подчеркивают волнистой линией имена прилагательные, указывают их число.

t1716966837af.png


Метапредметные:

Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей.

Предметные:

будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, уметь определять число имени прилагательного.























Познавательные: будут использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.






Физминутка

- Давайте отдохнем, перед тем, как вы поработаете самостоятельно.


Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,


Влево, вправо поворот.


Три наклона, прямо встать,


Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют физминутку.




Встают с мест, делают вдох-выдох.

Разводят руки в стороны, вперед.

Поворачиваются влево, вправо.

Выполняют наклоны, выпрямляются.

Опускают и поднимают руки.

Улыбаются, садятся на места.


Самостоятельная работа и проверка по эталону



Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой.

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

- У каждого из вас есть вот такая карточка.

Демонстрирует карточку.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Ваша задача, подумать и соединить имя прилагательное с именем существительным и указать его число.

Если у вас нет вопросов, можете приступать!










- Вижу, что все закончили выполнять задание.

Скажите, в каких словосочетаниях, прилагательные употреблены в прямом, а каких в переносном значении?





- Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки ручку с зеленой пастой.

Обратите внимание на экран, здесь представлено правильно выполненное задание. Сравните записи на экране с записями на карточке, которую вы проверяете. (Сл.5)

- Если вы обнаружите ошибки, исправьте их. Если ошибок нет и задание выполнено аккуратно, поставьте в правом нижнем углу знак «+».

Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой

Слушают инструкцию.









Самостоятельно выполняют задание:

красная лента (ед.ч)

золотое кольцо (ед.ч)

высокий человек (ед.ч)

красные шары (мн.ч)

золотые руки (мн.ч)

высокие горы (мн.ч)




- В словосочетаниях красная лента, золотое кольцо, высокий человек, красные шары, высокие горы прилагательные употреблены в прямом значении.

- В словосочетании золотые руки прилагательное употреблено в переносном значении.

Оценивают правильность выполненного задания.

При наличии ошибок – исправляют их. Если задание выполнено правильно – в правом нижнем углу ставят «+».






Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку.







Предметные: будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, уметь определять число имени прилагательного

Метапредметные:

Познавательные: будут уметь использовать логические операции сравнения, анализа.

Метапредметные:

Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей.









Регулятивные: будут контролировать и оценивать

результаты деятельности.



 

Рефлексия


Задачи: рефлексия учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся


- Ребята, давайте подведем небольшой итог.

Работаем по поднятой руке.

- Что нового вы сегодня узнали об именах прилагательных?






- Чему вы научились?



- Какое задание понравилось выполнять больше всего?

- А какое задание показалось сложным?


- Чью работу на уроке вам бы особенно хотелось отметить?


- А теперь оцените свою работу. Если на уроке у вас было хорошее настроение и получилось выполнить все задания – похлопайте в ладоши! Если на уроке вам было скучно, а задания вызывали затруднения, вы можете поднять руку вверх, тогда я или ваши одноклассники поможем вам избавиться от трудностей.

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.





- Сегодня на уроке мы узнали, что имена прилагательные изменяются по числам.

- Прилагательное может быть единственного и множественного числа.

- Мы научились определять число у имен прилагательных.

Высказывают свое мнение.





Оценивают деятельность своих одноклассников.


Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.










Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку.


Предметные: будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, уметь определять число имени прилагательного


Метапредметные:

Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей; будут сотрудничать с учителем.

Познавательные: будут уметь использовать логические операции обобщения.

Регулятивные: будут контролировать и оценивать результаты деятельности. 

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

Вам необходимо выполнить упражнение 159.

Нужно записать текст и определить число имен прилагательных.

- Если у вас нет вопросов, можете быть свободны. Спасибо за работу, до новых встреч!

Открывают дневник, записывают домашнее задание.

Слушают инструкцию по выполнению.


t1716966837ag.gif


красная             руки

золотое           горы

высокий      кольцо

красные             человек

золотые            лента

высокие            шары



Приложения

t1716966837ac.png



t1716966837ah.gift1716966837ai.gift1716966837aj.gift1716966837ak.gift1716966837al.gif

белка

рыжая





орехи

прыгает

дерево



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей