Единственное и множественное число имен прилагательных
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Единственное и множественное число имен прилагательных»
УМК «Школа России», 2 класс
Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Цель: организация деятельности обучающихся по освоению и первичному закреплению знаний о единственном и множественном числе имени прилагательного в процессе смены видов учебной деятельности.
Задачи:
Дидактическая: формировать знания о единственном и множественном числе имени прилагательного; умение определять число имени прилагательного в процессе выполнения учебных упражнений.
Развивающая: развивать словесно-логическое мышление и восприятие в процессе объяснения учителя и решения проблемы.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка в процессе беседы.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, уметь определять число имени прилагательного.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей; сотрудничать в диалоге с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД: будут уметь осуществлять поиск информации в учебнике; будут уметь использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.
Регулятивные УУД: будут уметь формулировать и сохранять цель на протяжении всех этапов урока; планировать свою деятельность на урок; контролировать и оценивать результаты деятельности.
Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: беседа с элементами исследования.
Принципы: психологической комфортности, деятельности, целостного представления о мире.
Методы, приемы: словесный (объяснение, комментирование), наглядный (работа с учебником, тетрадью на печатной основе, раздаточным материалом, демонстрация презентации), практический (выполнение учебных упражнений).
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, раздаточный материал; презентация к уроку.
Литература: учебник по русскому языку УМК «Школа России», Горецкий В.Г. и др., 2 класс 2 часть, стр. 92-93.
Технологическая карта
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, поприветствуйте друг друга улыбкой, не забудьте проверить свою готовность к уроку. - Обратите внимание на доску, пожалуйста. Давайте все вместе прочитаем высказывание. - Как вы понимаете его? Как высказывание связано с нашим уроком? - Конечно же, знания в некотором смысле делают нас сильнее, так давайте же настроимся на работу и узнаем что-то новое! | Слушают учителя. Приветствуют друг друга. Проверяют готовность к уроку. Хором читают высказывание. «Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь!» Учащиеся высказывают свое мнение. | Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку. Метапредметные: Коммуникативные: будут сотрудничать в диалоге с учителем. |
Актуализация знаний и целеполагание Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение. | - Ребята, посмотрите, у вас на партах есть карточки со словами, прочитайте их про себя. - Как вы думаете, какое задание мы можем выполнить с этими словами? - Хорошо. Давайте разделим их на группы, можете начинать выполнять задание. Работаем по поднятой руке. Назовите, пожалуйста, к какой части речи вы отнесли слова дерево, орехи и белка? Почему? К какой части речи вы отнесли слова: прыгает и кушает? Почему? К какой части речи вы отнесли слово рыжая? Почему? - Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание. Отлично! Похвалите друг друга! (Сл.1) - Скажите, на какие еще вопросы может отвечать имя прилагательное? - Кто помнит, какие признаки может обозначать имя прилагательное? - Хорошо, давайте вернемся к нашим словам, я предлагаю вам составить предложения из них, но при этом добавьте слова, которые будут обозначать какой-нибудь признак. - Молодцы. Я составила для вас такое предложение: Маленькая, рыжая белочка с пушистым хвостиком прыгает по высоким, красивым деревьям и кушает вкусные орешки. (Сл.2) - Давайте запишем на доску прилагательное с существительным, которое связано с ним по смыслу из этого предложения, например, маленькая белочка. (если дети назовут свой пример, записывает его) - Какой вопрос мы зададим? Правильно, потому что белочка одна. А если белочек будет много? - Как мы можем определить число у имен существительных? - Что вы можете сказать об именах прилагательных? - Умеете ли вы определять число у имен прилагательных? - Как вы думаете, какова тема урока? - Попробуем поставить цель нашего урока, посмотрите на слайд и продолжите предложения. (Сл.3) | Учащиеся про себя читают слова: дерево прыгает, орехи, рыжая, белка. Мы можем разделить слова на группы. Распределяют слова по группам. Несколько учащихся отвечают, остальные проверяют, правильно ли выполнили задание. - Они относятся к имени существительному, обозначают предмет, отвечают на вопросы (кто?) белка, (что?) орехи, дерево. - Они относятся к глаголам, обозначают действие предмета, отвечают на вопрос (что делает?) прыгает, кушает. - Это слово относится к имени прилагательному, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (какая?) рыжая. - Может отвечать на вопросы какой? какое? какие? - Имя прилагательное может обозначать цвет, размер, форму, вкус, запах, внутренние и внешние качества. Составляют предложения. Желающие озвучивают предложения, которые придумали. Слушают учителя. Слушают учителя. Предлагают свои варианты. - Белочка (какая?) маленькая. - Белочки (какие?) маленькие. - Если существительное обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число. - Они тоже изменяются. - Нет! - Тема урока – единственное и множественное число имен прилагательных. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, мы научимся определять число имени прилагательного. | Метапредметные: Коммуникативные: будут сотрудничать в диалоге с учителем. Познавательные: будут уметь использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения. Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку. Регулятивные УУД: будут контролировать и оценивать результаты деятельности. Коммуникативные УУД: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей Регулятивные: будут уметь формулировать и сохранять цель на протяжении всех этапов урока; планировать свою деятельность на урок. |
ОНЗ Задача: создание условий для изучения нового знания, применения нового способа действия. | - Кто ответит, на какой вопрос отвечает имя прилагательное в первом словосочетании? и что обозначает? - А во втором словосочетании, на какой вопрос отвечает прилагательное? и что обозначает? - Какой делаем вывод? - Где мы можем проверить, правильно ли мы сделали вывод? - Правильно, давайте откроем учебники на странице 92 и найдем правило. Прочитайте его про себя. - Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу. Демонстрирует таблицу. Найдите упражнение 158. - (имя ученика), прочитай словосочетания. - Какая часть речи указывает на то, что число имени прилагательного изменилось? - На какой вопрос отвечает имя прилагательное в единственном числе, во множественном числе? - Ваша задача записать словосочетания и вопросы к ним в правильные колонки. - Как вы будете определять число имен прилагательных? Составим алгоритм. - Начинаем выполнять задание. - Давайте проверим. Сравните таблицу, которая представлена на экране со своей таблицей. Если вы выполнили задание правильно, поставьте плюс на карточках, если задание выполнено неправильно, подумайте еще раз и исправьте ошибки. (Сл. 4) | Учащиеся отвечают по поднятой руке. - Прилагательное отвечает на вопрос какая? Обозначает признак одного предмета. - Прилагательное отвечает на вопрос какие? Обозначает признак нескольких предметов. - Прилагательные тоже могут быть единственного и множественного числа, это зависит от числа предметов (от существительного). - Мы можем проверить в учебнике. Открывают учебники, находят правильно и читают про себя. Один учащийся читает словосочетания, остальные слушают. - Имя существительное. - В единственном числе имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? Во множественном числе на вопрос какие? Ученики предлагают алгоритм. - Определим число имени существительно; - Поставим вопрос к имени прилагательному; - Определим число имени прилагательного. Выполняют задание, заполняют таблицу в парах. Оценивают правильность выполнения задания. Ставят «+», если задание выполнено правильно, если задание выполнено не так, исправляют ошибки. | Метапредметные: Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей. Предметные: будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного. Познавательные: будут уметь осуществлять поиск информации в учебнике, использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения. Регулятивные: будут уметь планировать свою деятельность на урок. Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку. Регулятивные: будут контролировать и оценивать результаты деятельности. |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила). | - Вернемся к учебнику. Найдите упражнение 160. (имя ученика), прочитай, пожалуйста, текст. - Попробуем определить число у прилагательных. Работаем по поднятой руке! - Какое число у имени прилагательного «прекрасное»? - Какое число у слова «добрые», а какое у слова «ласковые»? - Кто скажет, какое число у прилагательного «верное»? - К какому числу отнесем слово «чуткое»? - Отлично, вы большие молодцы! - Давайте откроем тетради, запишем дату и Классная работа. Ваша задача записать текст, подчеркнуть имена прилагательные и указать их число. Если у вас нет вопросов, можете приступать к выполнению задания. | Переворачивают страницу, находят упражнение 160. Один учащийся читает текст, остальные слушают. По выработанному алгоритму ученики определяют число имен прилагательных. - Слово – это ед.ч. (какое?) прекрасное – единственное число. - Руки – это мн.ч. (какие?) добрые, ласковые – множественное число. - Сердце – это ед.ч. (какое?) верное – единственное число. - Сердце – это ед.ч. (какое?) чуткое – единственное число. Открывают тетради, записывают: марта. Классная работа. Выполняют задание. Записывают текст, подчеркивают волнистой линией имена прилагательные, указывают их число. | Метапредметные: Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей. Предметные: будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, уметь определять число имени прилагательного. Познавательные: будут использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения. |
Физминутка | - Давайте отдохнем, перед тем, как вы поработаете самостоятельно. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняют физминутку. Встают с мест, делают вдох-выдох. Разводят руки в стороны, вперед. Поворачиваются влево, вправо. Выполняют наклоны, выпрямляются. Опускают и поднимают руки. Улыбаются, садятся на места. | |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Задачи: закрепление способа действия в самостоятельной деятельности с самопроверкой, взаимопроверкой. | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме - У каждого из вас есть вот такая карточка. Демонстрирует карточку. - Сейчас вы поработаете самостоятельно. Ваша задача, подумать и соединить имя прилагательное с именем существительным и указать его число. Если у вас нет вопросов, можете приступать! - Вижу, что все закончили выполнять задание. Скажите, в каких словосочетаниях, прилагательные употреблены в прямом, а каких в переносном значении? - Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки ручку с зеленой пастой. Обратите внимание на экран, здесь представлено правильно выполненное задание. Сравните записи на экране с записями на карточке, которую вы проверяете. (Сл.5) - Если вы обнаружите ошибки, исправьте их. Если ошибок нет и задание выполнено аккуратно, поставьте в правом нижнем углу знак «+». | Синтез. Самостоятельное выполнение упражнений с самопроверкой или взаимопроверкой Слушают инструкцию. Самостоятельно выполняют задание: красная лента (ед.ч) золотое кольцо (ед.ч) высокий человек (ед.ч) красные шары (мн.ч) золотые руки (мн.ч) высокие горы (мн.ч) - В словосочетаниях красная лента, золотое кольцо, высокий человек, красные шары, высокие горы прилагательные употреблены в прямом значении. - В словосочетании золотые руки прилагательное употреблено в переносном значении. Оценивают правильность выполненного задания. При наличии ошибок – исправляют их. Если задание выполнено правильно – в правом нижнем углу ставят «+». | Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку. Предметные: будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, уметь определять число имени прилагательного Метапредметные: Познавательные: будут уметь использовать логические операции сравнения, анализа. Метапредметные: Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей. Регулятивные: будут контролировать и оценивать результаты деятельности.
|
Рефлексия Задачи: рефлексия учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся - Ребята, давайте подведем небольшой итог. Работаем по поднятой руке. - Что нового вы сегодня узнали об именах прилагательных? - Чему вы научились? - Какое задание понравилось выполнять больше всего? - А какое задание показалось сложным? - Чью работу на уроке вам бы особенно хотелось отметить? - А теперь оцените свою работу. Если на уроке у вас было хорошее настроение и получилось выполнить все задания – похлопайте в ладоши! Если на уроке вам было скучно, а задания вызывали затруднения, вы можете поднять руку вверх, тогда я или ваши одноклассники поможем вам избавиться от трудностей. | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. - Сегодня на уроке мы узнали, что имена прилагательные изменяются по числам. - Прилагательное может быть единственного и множественного числа. - Мы научились определять число у имен прилагательных. Высказывают свое мнение. Оценивают деятельность своих одноклассников. Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. | Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку. Предметные: будут знать, что такое единственное и множественное число имени прилагательного, уметь определять число имени прилагательного Метапредметные: Коммуникативные: будут уметь строить речевые высказывания в соответствии с задачей; будут сотрудничать с учителем. Познавательные: будут уметь использовать логические операции обобщения. Регулятивные: будут контролировать и оценивать результаты деятельности. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо выполнить упражнение 159. Нужно записать текст и определить число имен прилагательных. - Если у вас нет вопросов, можете быть свободны. Спасибо за работу, до новых встреч! | Открывают дневник, записывают домашнее задание. Слушают инструкцию по выполнению. | |
красная руки
золотое горы
высокий кольцо
красные человек
золотые лента
высокие шары
белка
рыжая
орехи
прыгает
дерево