Урок русского языка во 2 классе «Единственное и множественное число имен существительных»
Тема: «Единственное и множественное число имен существительных»
Цель: создание условий для формирования понятия об изменении имен существительных по числам
Задачи: - коррекционно-образовательная – учить определять число имен существительных
- коррекционно-развивающая – развивать устную и письменную речь учащихся
- коррекционно-воспитывающая – воспитывать познавательную активность
- специальная – соблюдать охранительный режим по зрению
Класс: 2
УМК: Школа России
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Форма урока: урок смешанного типа
Технологии и методики, примененные на уроке:
- технология личностно-ориентированного образования;
- технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
- технология игрового обучения;
- технология критического мышления;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии
Ход урока:
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
2. Минутка чистописания
ж
жираф
- Назовите записанную букву. Сколько звуков она обозначает?
- Гласный это звук или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Парный или непарный по звонкости-глухости? По твердости-мягкости?
- Прочитайте записанное слово. Объясните его лексическое значение.
- Что вам известно о жирафах?
- Жирафы – самые высокие млекопитающие на земле. Даже если поставить трех взрослых человек друг на друга, они все равно будут ниже жирафа.
На сегодняшний день признано 4 вида жирафов: южноафриканский, жираф-масаи, сетчатый и северный. Их классифицируют по цвету, по форме узоров на теле и по регионам, в которых они проживают.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Какой частью речи является слово жираф?
- Что можно сказать о слове жираф как об имени существительном? (одушевленное, нарицательное)
- Какие орфограммы встречаются в слове жираф?
- Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с парным согласным в корне? Запишите проверочное слово.
- Вы подобрали родственное слово или изменили форму слова?
- Чем различаются слова жираф-жирафы?
- При изменении числа имени существительного изменилось ли его лексическое значение? А что изменилось? (форма слова)
4. Постановка учебной цели
- Сегодня на уроке мы будем работать по теме «Единственное и множественное число имен существительных»
- Какие учебные цели поставим на уроке?
ПАЛЬМИНГ
- Откройте учебники на 61-й странице. Прочитайте сведения о языке. О чем говорится в этом правиле? Эта новая для вас информация?
5. Открытие нового знания
- Переверните страницу и прочитайте правило на 62-й странице. Что нового узнали?
- Как вы понимаете высказывание «Имена существительные изменяются по числам»?
Словарь: запись словарных слов под диктовку учителя.
Картина, стакан, березы, улица, классы, лисицы, тетради, отец.
- Что объединяет записанные слова?
- Назовите имена существительные, стоящие в единственном числе. Во множественном числе.
- Большинство существительных в русском языке имеют форму единственного и множественного числа.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА («По малину в лес пойдем»)
6. Первичное закрепление
- Прочитайте текст, записанный на карточке. Докажите, что это текс.
- Назовите заголовок текста. Он передает тему текста или главную мысль текста?
Весна
Весна. Стоят чудные деньки. Бежит ручей. Поют птицы. Кричит кукушка. Цветут ландыши. Прыгают воробьи. Девочки рвут ромашки.
- Найдите в тексте имена существительные и запишите их, распределяя по столбикам. В первый столбик запишите имена существительные, стоящие в форме единственного числа, во второй столбик – в форме множественного числа.
(Проверка – слайд)
Костя выписывает имена существительные без распределения по столбикам. Учитель контролирует и оказывает помощь.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторений
- Послушайте внимательно стихотворение.
Зонтик, пляж, песочник, дети.
Мамы, няни, крик, игрушки.
Речка, рыба, невод, сети.
Мухи, комары, лягушки.
- Что необычного в этом стихотворении?
- Прослушайте стихотворение еще раз и запишите: девочки – имена существительные, стоящие в форме единственного числа; мальчики – в форме множественного числа.
8. Итог
- По какой теме работали на уроке?
- Что вспомнили или узнали нового по этой теме?
Игра «Да – нет»
- Имена существительные изменяются по числам
В единственном числе имена существительные обозначают несколько предметов
- При изменении имени существительного по числам меняется его форма
- Существительное дерево употреблено в форме единственного числа
- Существительное птица употреблено в форме множественного числа
Домашнее задание (с предварительным разбором)
№105
9. Рефлексия
«Пантомима»
- Если вы считаете, что урок был полезен для вас, поднимите руки вверх. Если вы недовольны уроком – опустите голову, если вам безразлично – закройте лицо руками