12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Понакшина Валентина Ивановна483
Россия, Самарская обл., Ст.Клявлино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
17

Разработка урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число имён существительных»



Технологическая карта урока

Автор урока

Понакшина Валентина Ивановна

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино

Образовательная программа по предмету

В.П.Канакина «Русский язык 2 класс». М: Просвещение. УМК «Школа России»

Предмет

Русский язык

Класс

2

Описание урока

Тема

Единственное и множественное число имён существительных

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Вид урока

Комбинированный

Цель урока

Дать понятие об изменении имён существительных по числам

Задачи урока

создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам;

формировать умения определять число имён существительных;

развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные цели

Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки, сотрудничества

Планируемые результаты

Предметные:

научатся:

определять число имён существительных;

употреблять в речи формы единственного и множественного числа

Метапредметные:

научатся:

осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию;

самостоятельно формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала;

оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Формируемые УУД

Личностные УУД: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы; развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему урока, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах работы в паре, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы и формы обучения

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная работа

Образовательные технологии

Игровая технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – окружающий мир

Оборудование

Авторская презентация, мультимедийный проектор.


Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе
PPTX / 703.19 Кб

Данный урок проводится в рамках темы «Части речи».

Учащиеся уже владеют понятием «имя существительное», умеют находить эту часть речи, знают, что она отвечает на вопросы кто? и что?, имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные, нарицательные. В рамках темы - это первый урок по имени существительному.

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса: В классе 8 учащихся, среди них 4 мальчика, 4 девочки. Все учащиеся класса участвуют в учебной деятельности, у большинства сформирована учебная мотивация, выраженная активность на уроках, стремление получить хорошую оценку от учителей в устной и письменной работе, похвалу от родителей. Все учащиеся хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех получается, т.к. у многих не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность, любознательность. Класс является достаточно способным, подготовленным к учебе. Стойкую привычку читать имеют половина учеников, все учащихся записаны в школьную и сельскую библиотеку, читают дома под наблюдением родителей. Коллектив учащихся доброжелательный.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Цель: Настроить на организованную и активную работу во время урока.

Эмоциональный настрой на урок. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем успеха в работе.

Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем успеха в работе.

У нас сегодня на уроке гости. Я думаю, сегодняшний день принесёт нам и нашим гостям радость, радость общения друг с другом.

Скажите, каким вы хотите видеть наш урок. А хотите узнать что-то новое?

Вспомним наш девиз. Слайд 1. Правила посадки, запись  числа.

Высказывают мнение по данному вопросу. Уточняют о грамотности относительно урока русского языка.

Вспоминают девиз:

Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко и всегда интересно!

Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: обобщить знания по теме, выявить затруднения.

Создаёт условия для активной деятельности учащихся на уроке при изучении нового материала.

1.Минутка чистописания. Слайд 2. Послушайте стихотворение, где есть слово, где вместо одной буквы стоит другая.

Какими буквами различаются слова дом- сом. В какую группу можно объединить эти два слова? (части речи). Какой частью речи является слово сом? дом? (сущ). Что обозначает эта часть речи? (предмет). На какие вопросы отвечает? (Кто, Что?).

2.Словарная работа Слайд 3.

Словарная работа.

Какой частью речи являются все слова?

Мы уже знакомились с «волшебным солнышком», которое зовут – «Имя существительное». Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами.

Вспомните, что знаете об имени существительном, я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь быстро давать на них правильные ответы.

1. Что такое имя существительное?

2. Что обозначает имя существительное?

3. На какие вопросы отвечает имя существительное

4. Отметьте несколько признаков имени существительного.

Сегодня на уроке имя существительное поможет раскрыть ещё один свой секрет.

Находят букву, которая сбежала.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Смотрят, как пишется строчная и заглавная буква Сс. Прописывают строчку буквы Сс.

Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы. Записывают словарные слова в тетрадь. Сравнивают с эталоном. Самооценка с помощью смайликов.

Игра «Угадай-ка»

Внимательно смотрят на слова, записанные на экране: ГД, ФМЛ, ЛЦ, ГРД, РСС, БРЗ, МСКВ, ДВЧК.

Записывают, проверяют.

Вспоминают, что знают об имени существительном, отвечают вопросы.

Обобщение знаний об имени существительном (составление кластера в виде солнышка)

1. Часть речи

2. Предмет

3. Кто? Что?

4. Одушевлённое или неодушевлённое,

собственное или нарицательное

Самооценка с помощью смайликов.

Познавательные

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение; Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

3. Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи

Цель: выявление причины затруднения. Постановка цели урока.

Создание проблемной ситуации.

Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Ребятки, какое время года наступило по календарю? Солнышко ярко светит, начинают появляться проталины? Слайд 4.

Посмотрите, солнце ярко светило и что же случилось? Что же делать?

Всё ли у вас получилось?

Какие возникли затруднения? Как поступим?

Слайд 5.

Какое новое открытие об имени существительном вы обнаружили?

Слайд 6.

Учитель предлагает детям дать название темы урока и поставить цели урока, закончив предложения:

Сегодня на уроке мы

узнаем … (о единственном и множественном числе)

научимся … (определять число имён существительных)

попробуем … (изменять имена существительные по числам)

Как называются группы?

Где это можно узнать?

Пытаются объяснить, что такое проталина, значение слова могут посмотреть в толковом словаре С.И. Ожегова.

Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.

Слова в предложениях исчезли.

Нужно восстановить предложения, вставить слова и записать.

Малина – очень вкусная … (ягода).

….(Девочки) нашего класса собирали её в лесу.

Вокруг росли кудрявые …. (берёзы).

Используют свой жизненный опыт.

Нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов.

Проверяем предложения.

Узнали о том, что имена существительные могут

обозначать один и много предметов.

Формулируют тему и цель урока.

Читают с. 61 Единственное и множественное число имён существительных.

Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

4. Этап усвоение новых знаний.

Что изображено на первой карточке?

Что изображено на второй карточке?

Какая часть речи понадобиться, чтобы записать эти слова?

Как думаете, где имена существительные употреблены в единственном числе, а где во множественном числе. Подпишите столбики.

Правильно ли мы с вами выполнили задание? Куда обратимся?

Прочитайте правило. Расскажите друг другу.

Докажите, правильно ли мы подписали группы.

Имя существительное. Записывают Шар – шары.

Составляют два других пары слова, записывают, объясняют:

В чём сходство слов в разных столбиках?

В чём различие слов?

Конфета Конфеты

Альбом альбомы

Книга книги

ед. ч мн.ч

правила Мудрой Совы с. 61

работа в парах

Самооценка с помощью смайликов.

К: определять общую цель и пути ее достижения, взаимодействовать в паре.

5. Физкультми нутка. Цель: здоровьесбере жение, умение заботиться о своём здоровье.

Имена существительные: например, сова, реки, друг, торт, сапоги, дороги, море,

корабли, кот, пёс. Учитель организует подвижную физкультминутку с мячом.

Ведущий- учащийся называет слово- существительное в единственном числе, дети в ответ называют это слово во множественном числе и наоборот.

К:определять общую цель и пути ее достижения

Регулятивные УУД

Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты деятельности сверстников.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

6.Первичная проверка понимания

Цель: Организация практической работы.

Применим полученные знания на практике. Выполним упр. 107 (1) стр. 62.

Обратите внимание на сокращённую запись числа (ед. ч., мн. ч.). Как в данном случае изменяются имена существительные?

Подчеркни в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам.

Что меняется в имени существительном при изменении числа? Ответить на вопрос поможет правило Мудрой Совы с. 62 , Прочитайте

Что нового мы узнали об имени существительном?

Проговаривают какие знания нужно знать, чтобы правильно записать эти слова, подчёркивают орфограммы на эти слова.

Самооценка с помощью смайликов.

Изменяются по числам

правило Мудрой Совы с. 62 ,

Меняется его форма

имена существительные изменяются по числам, при изменении числа меняется форма

7. Закрепление нового знания.

Цель: Организация ситуации выбора в соответствии с возможностями

Игра «Найди слово»

Помогите братьям лосям спуститься на землю.

Слайд 7.

Проверка. Слайд 8.

Игра «Да или нет»

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет» (Приём верные – неверные рассуждения)

Я буду произносить какое либо высказывание, если вы с ним согласны, то показываете зелёный смайлик, если нет, красный.

Слайд 9.

Правильно распределяют мешочки по корзинкам. Проверка.

Дети отвечают на вопросы:

Имена существительные изменяются по числам.

В единственном числе имена существительные обозначают несколько предметов.

При изменении существительного по числам меняется его форма.

Существительное «мышка» употреблено в единственном числе. Существительное «кактус» употреблено во множественном числе.

Самооценка с помощью смайликов.

Познавательные

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку, вычленять лишнее)

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

8.Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний.

Учитель задаёт вопросы и даёт задания.

Какие цели мы ставили на уроке?

Достигли ли мы целей?

Можем мы теперь сказать, по какому ещё принципу можно разделить имена существительные?

Выберите смайлик и покажите, какое настроение было у вас на уроке.

Анализируют деятельность.

Какие новые знания об имени существительном открыли.

Оценивают свои знания

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке

9.Итог урока

Информация о домашнем задании

Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися

По выбору.

Выучить правила на стр. 61, 62.

Упр.106 с.62

Или по карточкам

Просматривают задание, по необходимости задают вопросы

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено,

осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

Проверка усвоения учебного материала, построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Гришина Татьяна Анатольевна, 19.03.18 в 12:06 1Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна,спасибо за урок!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 10.04.18 в 19:08 2Ответить Пожаловаться
Поздравляю с 3 местом по популярности уроков за месяц (март)!
Понакшина Валентина Ивановна, 13.04.18 в 19:05 2Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна, большое спасибо, я только что увидела.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.