12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шибанкова Юлия Александровна611
Россия, Башкирская респ., Ишимбай
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
4

Повторительно–обобщающий урок по теме «Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»



Конспект урока русского языка в 6 с (к) классе VIII вида

Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме «Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа».

Цель: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи.

Образовательные:

1. Закреплять умение выделять имена прилагательные из текста;

2. Развивать умения употреблять имена прилагательные в речи;

3. Развивать умения распознавать падеж имен прилагательных;

4. Закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных;

5. Расширять словарный запас учащихся;

6. Способствовать расширению речевых умений и навыков.

Коррекционно-развивающие:

1. Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость обучающихся;

развивать все виды памяти, мышление, внимание, воображение;

2. Формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, учить связно излагать свои мысли;

3. Активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы;

        4. активизировать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

1. Повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

2. Воспитывать любовь к родному языку;

3. Воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, интерес к учёбе.

Планируемые результаты:

Предметные: распознают число, род, падеж, имён прилагательных; правильно пишут окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Личностные: проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; проявляют готовность слушать собеседника.

Оборудование: мультимедийный комплекс, ЭОР «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс», презентация, учебник, рабочая тетрадь без печатной основы.

Методы и формы проведения урока: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

 

Ход урока

I. Организационное начало

Открываем тетради.

- Записываем дату (двенадцатое марта).

- Назовите время года. Какой по счету весенний месяц? Перечислите все весенние месяцы.

II. Актуализация опорных знаний

- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи)

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь (из слов)

- Сегодня мы отправимся в страну под название «Речь». В этой стране живут разные жители. А к кому отправимся в гости мы, вы узнаете из стихотворения.

III. Целеполагание

Какая, какое, какой и какие?

Скажите, пожалуйста, кто вы такие?

Мы - разные, нужные, обязательные,

Прекрасные, дружные …! (слайд)

- Среди огромного количества слов русского языка прилагательное занимает особое место. Прилагательные делают нашу речь ярче, красивее. Они «раскрашивают» любой текст и помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

- Cегодня на уроке мы обобщим знания об имени прилагательном, о его значении и употреблении в нашей речи, о правилах правописания.

IV. Повторение изученного об имени прилагательном

- Каждому жителю страны необходим дом. И сегодня этот дом мы построим, а жить в этом доме будут грамматические признаки имени прилагательного. Любой дом начинают строить с фундамента. И для того, чтобы нам его заложить, нужно ответить на вопросы и выбрать правильный ответ.

- Что такое прилагательное? (часть слова, часть предложения, часть речи)

- Что обозначает имя прилагательное? (предмет, признак предмета, действие предмета)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Что? Что делать?)

- С какой частью речи связаны в предложении? (с глаголом, с существительным)

(Проверка по слайду)

Замечательно. Фундамент мы с вами заложили. (на доске появляется фундамент с надписью «Имя прилагательное»)

Работа по теме урока

И чтобы этот фундамент был крепким, необходимо выполнить упражнение, которое называется «Найди имя прилагательное». Ваша задача указать в квадратиках порядок предложений так, чтобы получился рассказ, и подчеркнуть имена прилагательные.

Весна

Проснулся дремучий лес.

Наступила ранняя весна.

 Стали птички вить гнезда.

 Оделся он зеленой листвой.

Всюду слышны веселые голоса птиц

(проверка по слайду)

- Поднимите веселого смайлика, если подчеркнули все прилагательные правильно. Грустного, если допустили ошибку.

Обобщение знаний о грамматических признаках имени прилагательного

- А теперь мы будем укладывать кирпичи. Каждый кирпич будет указывать грамматический признак имени прилагательного.

- Расскажите, как изменяются имена прилагательные?

Об: Имена прилагательные изменяются по числам (ответивший ученик выходит к доске). Прилагательные единственного числа отвечают на вопросы какой? какая? какое? Прилагательные множественного числа отвечают на вопрос какие?

- Совершенно верно. (обучающаяся выбирает необходимые «кирпичи» и прикрепляет над фундаментом)

- Как еще изменяются прилагательные?

Об: Прилагательные изменяются по родам. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? (прикрепляется кирпичик)

- От чего зависит род и число имени прилагательного? (Род и число имени прилагательного зависит от имени существительного, к которому это прилагательное относится)

- Чтобы кирпичи держались крепко, необходимо наши знания закрепить.

- Давайте повторим алгоритм определения рода и числа имени прилагательного.

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное;

2. Определить род и число имени существительного;

3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного

Упражнение у доски.

Напиши род и число прилагательных.

Тяжёлая сумка ...... число .....род

Вкусное мороженое .......число .......род

Весёлых игр .......число ....... род

(род имен прилагательных определяется только в ед.ч.)

Глубокий сугроб ......число .......род

Почтовый ящик...... число .....род

Зимние забавы...... число .....род

Веселая мелодия...... число .....род

Летнее солнце...... число .....род

- Молодцы. Кирпичи установили крепко.

Физминутка

Прилагательное ж.р.- руки вверх, м.р. – приседаем, ср.р – руки в стороны

 

- Какой грамматический признак не назвали? (Изменение имени прилагательного по падежам)

- Совершенно верно. А как другим словом можно назвать это действие? (склонение).

Работа в группах

- Следующая наша задача занести падежные вопросы окончания имен прилагательных в таблицу. 1 группа заносит вопросы и окончания имен прилагательных мужского рода, 2 группа – среднего рода.

 

Им.п.

Какое?

-ое, -ее

Р.п.

Какого?

-ого, -его

Д.п.

Какому?

-ому, -ему

В.п.

Какое?

-ое, -ее

Т.п.

Каким?

-ым, -им

П.п.

(о) каком?

-ом, -ем

 

 

 

 

 

 

 

 

Им.п.

Какой?

-ой, -ый, -ий

Р.п.

Какого?

-ого, -его

Д.п.

Какому?

-ому, -ему

В.п.

Какой?

-ой, -ый, ий

Т.п.

Каким?

-ым, -им

П.п.

(о) каком?

-ом, -ем

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 

 


 


 

- Скажите, пожалуйста, как определить число, род и падеж имени прилагательного? (По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится).

Карточки  

1 Задание.

Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Д.п.

На лесном пригорке

Красивым узором

Сильному морозу

Дремучего леса

 2 Задание.

Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Т.п.

На острой верхушке

Интересной книгой

Пушистого воробья

Красивый класс

3 Задание.

Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ср.р., ед.ч., Р.п.

На быстром коне

Резным крылечком

Трескучему дереву

Белоснежного покрывала

 4 Задание

Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ср.р., П.п.

На  синем море

Цветным лугом

На мягкое одеяло

Ярким солнцем

- Итак, последний кирпич прочно закрепили. Теперь можно закрыть наш дом крышей.

И чтобы она крепко держалась на домике, выполним следующее задание.

Работать будем в компьютерах. Открываем на рабочем столе папку «Начальная школа» (Уроки Кирилла и Мефодия)

Находим задание № 7 «Укрась текст прилагательными»

Для более сильных обучающихся задание № 24: вставить пропущенные окончания в текст.

Задание для слабой обучающейся №1: выделить глаголы в тексте.

- Итак, поднимите веселый смайлик, кто с заданием справился. Грустный - у кого были ошибки.

Ну вот, теперь дом для имени прилагательного построен и стоит очень крепко.

- Сегодня на уроке вы все хорошо работали, и за ваше старание я хочу вам подарить весеннее настроение и весенний первоцвет, а какой вы узнаете, выполнив упражнение. Ваша задача определить падеж имени прилагательного и открыть пазлы. https://learningapps.org/display?v=pmu3e35f318

VI. Итог урока. Рефлексия

- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

- Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные.)

- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? (Описывают предметы, делают текст более ярким.)

 

Обучающимся предлагается небольшая анкета.

 

1. Своей работой на уроке я              доволен / не доволен

2. Урок для меня показался           легким / трудным

интересным / скучным

3. За урок я                                           не устал / устал

4. Мое настроение стало                     лучше / стало хуже



Имя прилагательное. Обобщение
PPT / 1.86 Мб

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.