Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока русского языка в 6 с (к) классе VIII вида
Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме «Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа».
Цель: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи.
Образовательные:
1. Закреплять умение выделять имена прилагательные из текста;
2. Развивать умения употреблять имена прилагательные в речи;
3. Развивать умения распознавать падеж имен прилагательных;
4. Закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных;
5. Расширять словарный запас учащихся;
6. Способствовать расширению речевых умений и навыков.
Коррекционно-развивающие:
1. Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость обучающихся;
развивать все виды памяти, мышление, внимание, воображение;
2. Формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, учить связно излагать свои мысли;
3. Активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы;
4. активизировать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
1. Повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
2. Воспитывать любовь к родному языку;
3. Воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, интерес к учёбе.
Планируемые результаты:
Предметные: распознают число, род, падеж, имён прилагательных; правильно пишут окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Личностные: проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; проявляют готовность слушать собеседника.
Оборудование: мультимедийный комплекс, ЭОР «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс», презентация, учебник, рабочая тетрадь без печатной основы.
Методы и формы проведения урока: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.
Ход урока
I. Организационное начало
Открываем тетради.
- Записываем дату (двенадцатое марта).
- Назовите время года. Какой по счету весенний месяц? Перечислите все весенние месяцы.
II. Актуализация опорных знаний
- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи)
- Какая бывает речь? (устная и письменная)
- Из чего состоит наша речь (из слов)
- Сегодня мы отправимся в страну под название «Речь». В этой стране живут разные жители. А к кому отправимся в гости мы, вы узнаете из стихотворения.
III. Целеполагание
Какая, какое, какой и какие?
Скажите, пожалуйста, кто вы такие?
Мы - разные, нужные, обязательные,
Прекрасные, дружные …! (слайд)
- Среди огромного количества слов русского языка прилагательное занимает особое место. Прилагательные делают нашу речь ярче, красивее. Они «раскрашивают» любой текст и помогают лучше представить картину, нарисованную словами.
- Cегодня на уроке мы обобщим знания об имени прилагательном, о его значении и употреблении в нашей речи, о правилах правописания.
IV. Повторение изученного об имени прилагательном
- Каждому жителю страны необходим дом. И сегодня этот дом мы построим, а жить в этом доме будут грамматические признаки имени прилагательного. Любой дом начинают строить с фундамента. И для того, чтобы нам его заложить, нужно ответить на вопросы и выбрать правильный ответ.
- Что такое прилагательное? (часть слова, часть предложения, часть речи)
- Что обозначает имя прилагательное? (предмет, признак предмета, действие предмета)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Что? Что делать?)
- С какой частью речи связаны в предложении? (с глаголом, с существительным)
(Проверка по слайду)
Замечательно. Фундамент мы с вами заложили. (на доске появляется фундамент с надписью «Имя прилагательное»)
Работа по теме урока
И чтобы этот фундамент был крепким, необходимо выполнить упражнение, которое называется «Найди имя прилагательное». Ваша задача указать в квадратиках порядок предложений так, чтобы получился рассказ, и подчеркнуть имена прилагательные.
Весна
Проснулся дремучий лес.
Наступила ранняя весна.
Стали птички вить гнезда.
Оделся он зеленой листвой.
Всюду слышны веселые голоса птиц
(проверка по слайду)
- Поднимите веселого смайлика, если подчеркнули все прилагательные правильно. Грустного, если допустили ошибку.
Обобщение знаний о грамматических признаках имени прилагательного
- А теперь мы будем укладывать кирпичи. Каждый кирпич будет указывать грамматический признак имени прилагательного.
- Расскажите, как изменяются имена прилагательные?
Об: Имена прилагательные изменяются по числам (ответивший ученик выходит к доске). Прилагательные единственного числа отвечают на вопросы какой? какая? какое? Прилагательные множественного числа отвечают на вопрос какие?
- Совершенно верно. (обучающаяся выбирает необходимые «кирпичи» и прикрепляет над фундаментом)
- Как еще изменяются прилагательные?
Об: Прилагательные изменяются по родам. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? (прикрепляется кирпичик)
- От чего зависит род и число имени прилагательного? (Род и число имени прилагательного зависит от имени существительного, к которому это прилагательное относится)
- Чтобы кирпичи держались крепко, необходимо наши знания закрепить.
- Давайте повторим алгоритм определения рода и числа имени прилагательного.
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное;
2. Определить род и число имени существительного;
3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного
Упражнение у доски.
Напиши род и число прилагательных.
Тяжёлая сумка ...... число .....род
Вкусное мороженое .......число .......род
Весёлых игр .......число ....... род
(род имен прилагательных определяется только в ед.ч.)
Глубокий сугроб ......число .......род
Почтовый ящик...... число .....род
Зимние забавы...... число .....род
Веселая мелодия...... число .....род
Летнее солнце...... число .....род
- Молодцы. Кирпичи установили крепко.
Физминутка
Прилагательное ж.р.- руки вверх, м.р. – приседаем, ср.р – руки в стороны
- Какой грамматический признак не назвали? (Изменение имени прилагательного по падежам)
- Совершенно верно. А как другим словом можно назвать это действие? (склонение).
Работа в группах
- Следующая наша задача занести падежные вопросы окончания имен прилагательных в таблицу. 1 группа заносит вопросы и окончания имен прилагательных мужского рода, 2 группа – среднего рода.
Им.п. |
Какое? |
-ое, -ее |
Р.п. |
Какого? |
-ого, -его |
Д.п. |
Какому? |
-ому, -ему |
В.п. |
Какое? |
-ое, -ее |
Т.п. |
Каким? |
-ым, -им |
П.п. |
(о) каком? |
-ом, -ем
|
Им.п. |
Какой? |
-ой, -ый, -ий |
Р.п. |
Какого? |
-ого, -его |
Д.п. |
Какому? |
-ому, -ему |
В.п. |
Какой? |
-ой, -ый, ий |
Т.п. |
Каким? |
-ым, -им |
П.п. |
(о) каком? |
-ом, -ем |
- Скажите, пожалуйста, как определить число, род и падеж имени прилагательного? (По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится).
Карточки
1 Задание.
Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Д.п.
На лесном пригорке
Красивым узором
Сильному морозу
Дремучего леса
2 Задание.
Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Т.п.
На острой верхушке
Интересной книгой
Пушистого воробья
Красивый класс
3 Задание.
Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ср.р., ед.ч., Р.п.
На быстром коне
Резным крылечком
Трескучему дереву
Белоснежного покрывала
4 Задание
Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ср.р., П.п.
На синем море
Цветным лугом
На мягкое одеяло
Ярким солнцем
- Итак, последний кирпич прочно закрепили. Теперь можно закрыть наш дом крышей.
И чтобы она крепко держалась на домике, выполним следующее задание.
Работать будем в компьютерах. Открываем на рабочем столе папку «Начальная школа» (Уроки Кирилла и Мефодия)
Находим задание № 7 «Укрась текст прилагательными»
Для более сильных обучающихся задание № 24: вставить пропущенные окончания в текст.
Задание для слабой обучающейся №1: выделить глаголы в тексте.
- Итак, поднимите веселый смайлик, кто с заданием справился. Грустный - у кого были ошибки.
Ну вот, теперь дом для имени прилагательного построен и стоит очень крепко.
- Сегодня на уроке вы все хорошо работали, и за ваше старание я хочу вам подарить весеннее настроение и весенний первоцвет, а какой вы узнаете, выполнив упражнение. Ваша задача определить падеж имени прилагательного и открыть пазлы. https://learningapps.org/display?v=pmu3e35f318
VI. Итог урока. Рефлексия
- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)
- Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные.)
- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? (Описывают предметы, делают текст более ярким.)
Обучающимся предлагается небольшая анкета.
1. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
2. Урок для меня показался легким / трудным
интересным / скучным
3. За урок я не устал / устал
4. Мое настроение стало лучше / стало хуже
Имя прилагательное. Обобщение
PPT / 1.86 Мб