Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»

4
0
Материал опубликован 9 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока русского языка в 6 с (к) классе VIII вида

Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме «Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа».

Цель: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи.

Образовательные:

1. Закреплять умение выделять имена прилагательные из текста;

2. Развивать умения употреблять имена прилагательные в речи;

3. Развивать умения распознавать падеж имен прилагательных;

4. Закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных;

5. Расширять словарный запас учащихся;

6. Способствовать расширению речевых умений и навыков.

Коррекционно-развивающие:

1. Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость обучающихся;

развивать все виды памяти, мышление, внимание, воображение;

2. Формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, учить связно излагать свои мысли;

3. Активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы;

        4. активизировать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

1. Повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

2. Воспитывать любовь к родному языку;

3. Воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, интерес к учёбе.

Планируемые результаты:

Предметные: распознают число, род, падеж, имён прилагательных; правильно пишут окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Личностные: проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; проявляют готовность слушать собеседника.

Оборудование: мультимедийный комплекс, ЭОР «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс», презентация, учебник, рабочая тетрадь без печатной основы.

Методы и формы проведения урока: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

 

Ход урока

I. Организационное начало

Открываем тетради.

- Записываем дату (двенадцатое марта).

- Назовите время года. Какой по счету весенний месяц? Перечислите все весенние месяцы.

II. Актуализация опорных знаний

- При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи)

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь (из слов)

- Сегодня мы отправимся в страну под название «Речь». В этой стране живут разные жители. А к кому отправимся в гости мы, вы узнаете из стихотворения.

III. Целеполагание

Какая, какое, какой и какие?

Скажите, пожалуйста, кто вы такие?

Мы - разные, нужные, обязательные,

Прекрасные, дружные …! (слайд)

- Среди огромного количества слов русского языка прилагательное занимает особое место. Прилагательные делают нашу речь ярче, красивее. Они «раскрашивают» любой текст и помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

- Cегодня на уроке мы обобщим знания об имени прилагательном, о его значении и употреблении в нашей речи, о правилах правописания.

IV. Повторение изученного об имени прилагательном

- Каждому жителю страны необходим дом. И сегодня этот дом мы построим, а жить в этом доме будут грамматические признаки имени прилагательного. Любой дом начинают строить с фундамента. И для того, чтобы нам его заложить, нужно ответить на вопросы и выбрать правильный ответ.

- Что такое прилагательное? (часть слова, часть предложения, часть речи)

- Что обозначает имя прилагательное? (предмет, признак предмета, действие предмета)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Что? Что делать?)

- С какой частью речи связаны в предложении? (с глаголом, с существительным)

(Проверка по слайду)

Замечательно. Фундамент мы с вами заложили. (на доске появляется фундамент с надписью «Имя прилагательное»)

Работа по теме урока

И чтобы этот фундамент был крепким, необходимо выполнить упражнение, которое называется «Найди имя прилагательное». Ваша задача указать в квадратиках порядок предложений так, чтобы получился рассказ, и подчеркнуть имена прилагательные.

Весна

Проснулся дремучий лес.

Наступила ранняя весна.

 Стали птички вить гнезда.

 Оделся он зеленой листвой.

Всюду слышны веселые голоса птиц

(проверка по слайду)

- Поднимите веселого смайлика, если подчеркнули все прилагательные правильно. Грустного, если допустили ошибку.

Обобщение знаний о грамматических признаках имени прилагательного

- А теперь мы будем укладывать кирпичи. Каждый кирпич будет указывать грамматический признак имени прилагательного.

- Расскажите, как изменяются имена прилагательные?

Об: Имена прилагательные изменяются по числам (ответивший ученик выходит к доске). Прилагательные единственного числа отвечают на вопросы какой? какая? какое? Прилагательные множественного числа отвечают на вопрос какие?

- Совершенно верно. (обучающаяся выбирает необходимые «кирпичи» и прикрепляет над фундаментом)

- Как еще изменяются прилагательные?

Об: Прилагательные изменяются по родам. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? (прикрепляется кирпичик)

- От чего зависит род и число имени прилагательного? (Род и число имени прилагательного зависит от имени существительного, к которому это прилагательное относится)

- Чтобы кирпичи держались крепко, необходимо наши знания закрепить.

- Давайте повторим алгоритм определения рода и числа имени прилагательного.

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное;

2. Определить род и число имени существительного;

3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного

Упражнение у доски.

Напиши род и число прилагательных.

Тяжёлая сумка ...... число .....род

Вкусное мороженое .......число .......род

Весёлых игр .......число ....... род

(род имен прилагательных определяется только в ед.ч.)

Глубокий сугроб ......число .......род

Почтовый ящик...... число .....род

Зимние забавы...... число .....род

Веселая мелодия...... число .....род

Летнее солнце...... число .....род

- Молодцы. Кирпичи установили крепко.

Физминутка

Прилагательное ж.р.- руки вверх, м.р. – приседаем, ср.р – руки в стороны

 

- Какой грамматический признак не назвали? (Изменение имени прилагательного по падежам)

- Совершенно верно. А как другим словом можно назвать это действие? (склонение).

Работа в группах

- Следующая наша задача занести падежные вопросы окончания имен прилагательных в таблицу. 1 группа заносит вопросы и окончания имен прилагательных мужского рода, 2 группа – среднего рода.

 

Им.п.

Какое?

-ое, -ее

Р.п.

Какого?

-ого, -его

Д.п.

Какому?

-ому, -ему

В.п.

Какое?

-ое, -ее

Т.п.

Каким?

-ым, -им

П.п.

(о) каком?

-ом, -ем

 

 

 

 

 

 

 

 

Им.п.

Какой?

-ой, -ый, -ий

Р.п.

Какого?

-ого, -его

Д.п.

Какому?

-ому, -ему

В.п.

Какой?

-ой, -ый, ий

Т.п.

Каким?

-ым, -им

П.п.

(о) каком?

-ом, -ем

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 

 


 


 

- Скажите, пожалуйста, как определить число, род и падеж имени прилагательного? (По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится).

Карточки  

1 Задание.

Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Д.п.

На лесном пригорке

Красивым узором

Сильному морозу

Дремучего леса

 2 Задание.

Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Т.п.

На острой верхушке

Интересной книгой

Пушистого воробья

Красивый класс

3 Задание.

Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ср.р., ед.ч., Р.п.

На быстром коне

Резным крылечком

Трескучему дереву

Белоснежного покрывала

 4 Задание

Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ср.р., П.п.

На  синем море

Цветным лугом

На мягкое одеяло

Ярким солнцем

- Итак, последний кирпич прочно закрепили. Теперь можно закрыть наш дом крышей.

И чтобы она крепко держалась на домике, выполним следующее задание.

Работать будем в компьютерах. Открываем на рабочем столе папку «Начальная школа» (Уроки Кирилла и Мефодия)

Находим задание № 7 «Укрась текст прилагательными»

Для более сильных обучающихся задание № 24: вставить пропущенные окончания в текст.

Задание для слабой обучающейся №1: выделить глаголы в тексте.

- Итак, поднимите веселый смайлик, кто с заданием справился. Грустный - у кого были ошибки.

Ну вот, теперь дом для имени прилагательного построен и стоит очень крепко.

- Сегодня на уроке вы все хорошо работали, и за ваше старание я хочу вам подарить весеннее настроение и весенний первоцвет, а какой вы узнаете, выполнив упражнение. Ваша задача определить падеж имени прилагательного и открыть пазлы. https://learningapps.org/display?v=pmu3e35f318

VI. Итог урока. Рефлексия

- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

- Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные.)

- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? (Описывают предметы, делают текст более ярким.)

 

Обучающимся предлагается небольшая анкета.

 

1. Своей работой на уроке я              доволен / не доволен

2. Урок для меня показался           легким / трудным

интересным / скучным

3. За урок я                                           не устал / устал

4. Мое настроение стало                     лучше / стало хуже



Имя прилагательное. Обобщение
PPT / 1.86 Мб

Предварительный просмотр презентации

Презентация на тему «Имя прилагательное» (обобщение) 6 класс

Какая? какое? какой? и какие? Скажите, пожалуйста, кто вы такие? Мы разные, нужные, обязательные, Прекрасные, дружные… прилагательные

Часть слова Часть слова Часть речи предмет признак предмета действие предмета Часть предложения

Вопросы Что делать? Что делает? Что сделала? Кто? Какие? Какая? Что? Какой?

Пришла весна. Наступила ранняя весна. Проснулся дремучий лес. Оделся он зеленой листвой. Стали птички вить гнезда. Всюду слышны веселые голоса птиц.

https://learningapps.org/display?v=pmu3e35f318 https://learningapps.org/display?v=pmu3e35f318

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации