Доклад «Эффективные приёмы и методы в подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»
Эффективные приёмы и методы в подготовке обучающихся к ЕГЭ
по русскому языку.
(Из опыта работы учителя русского языка высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 5 г.Беслана Тедеевой С.И.).
Русский язык - один из обязательных предметов, который сдают обучающиеся школ в формате Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Каждый учитель старается найти наиболее эффективные методы преподавания предмета, ведь, не секрет, подготовка обучающихся - это результат работы не только выпускника, но и учителя. С годами, которые сопровождались и успехами, и неудачами, я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий, методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену, свой подход.
Курс русского языка считается завершенным в 9 классе. Изучены все школьные орфограммы, пунктограммы. Но в старших классах встает проблема повторения правил русского языка, ведь что-то уже забыто, что-то не до конца усвоено. Необходимо повторить изученное. Часов на уроки русского языка отводится очень мало (1 – 2 урока в неделю). А ещё нужно уделить внимание тестам ЕГЭ, потому что в заданиях есть вопросы по стилям речи, культуре речи, изобразительным средствам языка и т.п.
Бесспорно, подготовка к экзамену должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием связной речи, культурой общения. Анализируя художественный текст, узнают изобразительные средства языка. Поэтому уже в 5 классе мои ученики заводят тетради по подготовке к ЕГЭ. На протяжении 7 лет в них заносится необходимый материал. Например, часть тетради отводится под орфоэпические нормы, другая – под тропы и стилистические фигуры. Где-то заносится теоретический материал в виде алгоритмов, схем, правил с примерами и т.п. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. На промежуточных этапах учебной деятельности можно дать ученикам возможность решать задания ЕГЭ с учётом изучения последовательности учебного материала. Это помогает детям систематизировать свои знания по предмету, даёт возможность избежать подготовки к сдаче ЕГЭ на стадии завершения. Много внимания уделяю на уроках русского языка в среднем звене обучению сочинению – рассуждению. Важно знать, что структура такого сочинения состоит из трех частей: тезиса, доказательства и вывода. Ученик должен понимать, что такое проблема текста, сколько проблем может быть в тексте, как приводить веские аргументы к той или иной проблеме и подводить итог своим рассуждениям.
Опыт работы выявил, какие задания ученикам даются легче, какие вызывают определённые затруднения, поэтому на такие задания отвожу больше времени. Если в самостоятельной работе допущены ошибки, провожу дополнительную работу под названием «По следам моих ошибок». Затем аналогичные задания опять включаю в самостоятельные или контрольные работы. В кабинете на полке стоят словари разного рода: орфографические, фразеологические, орфоэпические, антонимов и синонимов и т.п. Они бывают в общем доступе и весьма популярны у учащихся.
Очень важна высокая мотивация к изучению предмета, поэтому стараюсь разнообразить формы и методы их проведения. Хороший урок – повышенный интерес и хорошая результативность. В 10-11 классах составляю план по подготовке к ЕГЭ и провожу факультатив один раз в неделю. На таких занятиях работаем по тренировочным материалам, составленным И.П. Цыбулько или Н.А.Сениной.
В старших классах оформляю стенд по подготовке к ЕГЭ. На нём обязательно обозначены демоверсия ЕГЭ, бланки ответов, правила поведения на экзамене и т.п. Конечно же, более ответственно нужно подойти к подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Необходимо познакомиться с процедурой прохождения экзамена, с демоверсией, с понятиями первичный и тестовый балл, дать перечень пособий, которые помогут выпускникам более глубоко подготовиться к предмету. Знакомлю также с критериями оценивания части «В». Больше внимания уделяю критерию «2» при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Поэтому в планирование включаю достаточное количество уроков по развитию речи как устной, так и письменной.
Как известно, есть высокомотивированные дети, а есть и слабые, которым сложнее даётся предмет. Тогда я делю класс на группы для проведения факультативных занятий по подготовке к ЕГЭ и чередую эти дополнительные уроки.
Когда я провожу полугодовые и годовые срезы знаний, стараюсь, чтобы варианты не повторялись. У каждого свой вариант. На подготовку этих заданий уходит много времени, зато я могу увидеть истинную картину, уровень подготовки.
Стараюсь не ограничивать выпускников только своими материалами по подготовке к ЕГЭ. Есть видеоролики уроков высококвалифицированных учителей, онлайн - тесты и прочее. Всё, что поможет выпускнику лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ, допускается. Важен конечный результат.