Эффективные методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ по информатике в современных условиях
Роенко Марина Александровна,
учитель математики и информатики, МБОУ гимназия №1
Новосибирская область, г. Карасук
Эффективные методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ по информатике в современных условиях
Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться.
Альберт Эйнштейн
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, дать знания, которые помогут ученикам подготовиться к профессиональному самоопределению и найти свое место в условиях современного информационного общества. ЕГЭ по информатике — это экзамен по выбору, который сдают абитуриенты IT-направлений. На сегодняшний день специалисты данных направлений достаточно востребованы.
Каждый вариант экзаменационной работы по информатике состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Задания базового уровня сложности составляют 44%, повышенного уровня – 41% и высокого – 15%.
С какими же проблемами приходится сталкиваться педагогу при подготовке учащихся к ЕГЭ? Во-первых, из-за существенного разрыва между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий подготовить обучающихся непрофильных классов к ЕГЭ по информатике весьма сложно. Необходимы спецкурсы, элективные курсы и другие формы дополнительных занятий.
Во-вторых, если посмотреть содержание программы и содержание ЕГЭ, то нетрудно заметить, что многие темы образовательного стандарта вообще не представлены на ЕГЭ, поэтому стоит выделять больше времени на изучение таких тем, как «Логика», «Алгоритмизация и программирование».
Главная задача, стоящая перед учителем - выбор наиболее эффективных форм и методов работы, сочетающих как усвоение программы, так и подготовку к ЕГЭ.
Подготовку к ЕГЭ я реализую как в очной форме на учебных занятиях, дополнительных консультациях, так и дистанционно.
Задания базового уровня, включенные в экзаменационную работу по информатике, рассматриваю в рамках урока в ходе изучения соответствующей темы. Дополнительные консультации выстраиваю по следующему плану: теоретический материал, практикум, «Проверь себя», работа над ошибками. После нескольких занятий провожу контроль знаний в форме зачёта.
В своей работе активно использую технологии дистанционного обучения, которые на практике доказали свою эффективность.
Дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доступность обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие учеников и преподавателя, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению материала.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем через интернет-ресурс, электронную почту, а также очно.
Я использую в своей работе Образовательный портал по подготовке к экзаменам «Решу ЕГЭ» https://ege.sdamgia.ru/. На сайте представлены около 3000 заданий для подготовки к ЕГЭ по информатике.
Ресурс позволяет составить варианты для проверки знаний обучающихся, используя случайное генерирование вариантов системой, подобрав конкретные задания из каталога или добавив собственные задания. Установить настройки: показывать или скрывать правильные решения заданий после выполнения работы, задать дату и время выполнения работы, установить параметры выставления отметок. Проверив вариант, созданный в разделе «Учителю» и заданный учащимся, есть возможность задать ученику «работу над ошибками».
После формирования группы на портале создаю собственный курс в разделе «Школа». Это позволяет вести диалог с ребятами, размещать методические материалы, сообщать номера работ для контроля знаний. Создав курс, сообщаю обучающимся его номер. Нажав кнопку «Записаться на курс», они будут автоматически получать уведомления о каждом моём сообщении, оставленном на странице курсе. Сводные результаты по группам система автоматически заносит в «Классный журнал». Если обучающиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут внесены все их результаты. В процессе работы ученик может видеть статистику своих выполненных работ, что удобно для самостоятельной подготовки учащегося.
Использование дополнительных ресурсов позволяет:
Планировать материалы уроков, рассматривая наиболее важные аспекты программы, вынесенные на ЕГЭ. Отводить на них больше времени;
Дать возможность обучающимся к усвоению максимального объема необходимых знаний, которые не могут быть включены в привычные классно-урочные формы и формы подготовительных курсов;
Увидеть уровень подготовки каждого обучающегося;
Выстраивать индивидуальную траекторию «успешности» каждого обучающегося.
Для успешной сдачи ЕГЭ по информатике выделяю следующую «формулу успеха». Первое правило — это труд: необходимо решать как можно больше задач и отдельно отрабатывать те задания, которые вызывают наибольшие трудности при выполнении. Второй секрет — работа над ошибками, ее необходимо выполнять в обязательном порядке. И третье — при выполнении задания внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок по невнимательности.
В заключении хочу отметить, что комплексное использование электронных образовательных ресурсов, в дополнение к основным материалам, позволяет мне добиться высоких результатов ЕГЭ у учеников в классах с базовым уровнем изучения информатики. Средний балл, набранный моими учениками на едином государственном экзамене выше среднего по району и области. А это в свою очередь повышает уровень «доверия» к предмету. У родителей и детей пропадает страх перед ЕГЭ по информатике.