Современные технологии при подготовки
к ЕГЭ по физике
Учитель физики МОУ «Лицей №7»
Фисенко Ирина Николаевна
2017 год
В своей статье я хочу рассказать, в чем состоит сущность технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по физике, которая основывается на качественном усвоении учебного материала учащимися.
Цель моей работы учителя – подготовить обучающихся, знающих процедуру экзамена, умеющих правильно оформить результаты выполнения заданий, имеющих собственную оценку своих знаний и умений и готовых психологически к такому сложному периоду их жизни как сдача ЕГЭ.
Я работаю в профильных классах и уровень подготовки учащихся, решивших сдавать ЕГЭ по физике в 11 классе разный. Как я не стараюсь готовить детей к экзамену с 7 класса - всё равно есть дети, которые и не думали сдавать физику в будущем и не уделяли ей должного внимания ни в 7-м ни в 8-м классах, а потом вдруг поняли, что физика им жизненно необходима и без ЕГЭ в выпускном классе не обойтись.
Моя методика подготовки основана на подаче теоретического материала и закреплении его на задачах в письменной и интерактивной форме, которая позволяет обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. Казалось-бы всё как у всех, и все так делают. Однако, я глубоко уверена, что теоретический материал по физике должен даваться только учителем, который глубоко и качественно объяснит суть физических явлений, законов, понятий и т. д., поэтому я практикую лекционную систему подачи материала, усвоение которого поверяю при индивидуальных беседах на зачётах.
Свой курс лекций для подготовки к ЕГЭ я сформировала, обращаясь к множественным источникам, уделяя особое внимание базовым знаниям 7-9 классов. В каждой лекции обращаю внимание учащихся на важность хорошего знания теоретического материала, приводя по ходу лекции примеры заданий ЕГЭ, которые просто невозможно решить , не применив теоретические знания. Ведь нам известно как изменились задания КИМов за последние годы. Если раньше можно было только подставить в формулу данные и вычислить задачу, да к тому же и варианты ответов присутствовали, то теперь решение почти каждой задачи требует глубоких знаний теории. Нет вопросов и задач, характерных для ЕГЭ, необходимо вникать в суть физических законов и понятий, понимать смысл формул, а не бездумно их вызубривать.
Главное – это многоступенчатость, как в изучении нового материала , так и в повторении. При подаче нового материала я сначала сообщаю основное, легко принимаемое к пониманию, затем повторяюсь и добавляю более сложные, но необходимые знания. По новым стандартам учащиеся должны добывать знания сами, и мы к этому идём. Но, всё же, базовые знания должны быть правильно сформированы на уроке. А уже впоследствии необходимо скорректировать знания, добытые самим учеником.
Именно поэтому большое внимание я уделяю зачётам. Причём требую высокого уровня подготовки к зачетам и выслушиваю каждого учащегося индивидуально, корректируя знания.
Примерный график зачётов
Теория |
Практика |
Примерная дата |
10 класс |
||
Материал 7-9 класса. Математические основы |
Разбор КИМов ГИА. Анализ ошибок экзамена по физике в 9 классе. Отработка математических навыков |
1 четверть |
Механика |
Тематические тесты по механике |
2 четверть |
Молекулярная физика и термодинамика |
Тематические тесты по молеку -лярной физике и термодинамике |
3 четверть |
Электростатика и постоянный ток |
Тематические тесты по электро –статике и постоянному току |
апрель |
Большой зачёт по формулам 7-10 класса |
Разбор КИМов ЕГЭ предыдущих лет |
1-12 мая |
Итоговое тестирование по КИМам ЕГЭ |
Индивидуальные КИМы ЕГЭ |
15-20 мая |
11 класс |
||
Механика |
Тематические тесты по механике |
сентябрь |
Молекулярная физика и термодинамика |
Тематические тесты по молеку –лярной физике и термодинамике |
октябрь |
Электростатика. Постоянный ток |
Тематические тесты по электро - статике и постоянному току |
ноябрь |
Магнитное поле |
Тематические тесты по магнитному полю |
декабрь |
Колебания и волны. Переменный ток |
Тематические тесты по колебани- ям и волнам, переменному току |
декабрь |
Оптика. Квантовая и ядерная физика |
Тематические тесты оптике и квантовой ядерной физике |
январь |
Зачёт по формулам 7-11 класса |
февраль |
С февраля 11класса начинается новый виток зачётов, на котором учащиеся должны иметь знания теории на высоком уровне. Перед проведением зачётов мы вместе с учащимися (на дополнительных занятиях) ещё раз прорабатываем теорию с использованием презентаций, напоминаем важные моменты, вспоминаем задания, которые выполняли и разбираем новые.
На каждом этапе необходим оценочный самоконтроль, чтобы на выходе не разочароваться. Каждый учащийся должен твёрдо знать сколько реально баллов он может получить в данный момент. На основании этого вырабатывается стратегия получения максимального балла. Для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план, в котором указываются темы, плохо усвоенные учащимся (по итогам тестирований по КИМам, материалам СтатГрадов) и составляется график индивидуальных (возможно парных) консультаций.
Большая трудность при подготовке к ЕГЭ по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике: не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат. — нужно уверенно владеть математическими знаниями. Знать действия над векторами, выразить нужную величину из формулы, найти сторону треугольника, применить теорему Пифагора, теоремы синусов и косинусов и т. д. Именно поэтому, необходимо повторять основные математические знания и отрабатывать их на практике.
И всё же, овладение учащимися основными физическими и математическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике является необходимым, но не достаточным условием успешной сдачи ЕГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без опыта выполнения тестов. Решать нужно много, обосновывая своё решение и применяя теорию.
А вот далее предоставляется свобода ученику в самостоятельной деятельности – повторении и воспроизведении теоретического материала, решении задач. На этом этапе могут использоваться интернет-ресурсы. Именно самостоятельная деятельность позволяет ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал, научит применять теоретическую базу при решении различных задач.
Рекомендации по решению задач
Общий метод решения задач базового уровня
1. Установить, какому явлению соответствует ситуация задачи.
2. Выделить элемент знаний об этом явлении, указанный в вопросе задачи.
3. Дать словесную формулировку выделенного элемента знания или записать соответствующую формулу.
4. Применить формулировку или формулу к конкретной ситуации.
5. Сформулировать ответ.
Общий метод решения задач повышенного и высокого уровня
1. Установить, какому явлению соответствует ситуация задачи.
2. Построить графическую модель явления с учетом условий задачи.
3. Составить уравнения, описывающие модель.
4. Вывести из уравнений расчетную формулу.
5. Рассчитать значение искомой физической величины по формуле.
Основные принципы подготовки к ЕГЭ:
1. Многократное повторение учебного материала.
2. Выделение главного при изучении темы.
3. Развитие чувства реальности, ориентирование в величинах.
4. Самостоятельная деятельность учащихся.
5. Систематический опрос и проверка усвоения материала.
6. Собственная оценка каждым учащимся своего уровня подготовки к ЕГЭ.
Литература для подготовки
КабардинО.Ф «Физика. Справочные материалы».,М., «Просвещение» (любой год издания)
Кабардин О.Ф., «Физика. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы»., М., «АСТ-пресс. Школа» (любой год издания).
ЕГЭ-2017. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
ЕГЭ-2017. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
ЕГЭ-2017. Физика: актив-тренинг: решение заданий А и В / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
ЕГЭ-2017 Физика / ФИПИ авторы-составители: В.А.Грибов – М.: Астрель, 2017
Интернет- поддержка
http://phys.reshuege.ru/?redir=1 сайт «Решу ЕГЭ» (физика)
http://interneturok.ru/ru сайт «Интернет урок»
http://vk.com/ege_physics группа «Подготовка к ЕГЭ по физике» социальной сети «В контакте»
Личный сайт учителя