Эффективные методы обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья
Эффективные методы обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья
В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» и Профессиональному стандарту педагога одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Работая учителем английского языка в коррекционной школе-интернат, я пришла к выводу о том, что обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода и использования специальных методов, которые учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. В нашей школе обучаются дети с различными видами нозологий. В своей статье я хочу рассказать об основных методах и подходах обучения английскому языку для детей с ОВЗ, которые я использую в своей работе.
Прежде всего это адаптированные учебные материалы, использование которых является ключевым аспектом успешного обучения детей с особыми потребностями. Это могут быть:
Учебники с крупным шрифтом для слабовидящих;
Материалы с тактильными элементами для слепых и слабовидящих детей;
Интерактивные пособия, разработанные специально для детей с задержкой психического развития или аутизмом.
Каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать его способности и потребности при разработке учебного плана. Поэтому я использую в своей работе индивидуальный подход. Индивидуальные занятия позволяют мне сосредоточиться на конкретных задачах и целях обучаемого, а также своевременно корректировать процесс обучения.
Мультисенсорный подход в моей работе так же играет не маловажную роль. Он предполагает использование различных органов чувств для восприятия информации. Например:
Слуховые упражнения (аудирование);
Зрительные задания (чтение, просмотр видео);
Тактильные элементы (игры с карточками, рисование).
Этот метод помогает детям лучше усваивать материал, так как задействует несколько каналов восприятия одновременно.
Ну и конечно же как обойтись с детьми без игр? Игра – это естественный способ обучения для любого ребенка, но особенно важна она для детей с особенностями развития. Игровые методики помогают сделать мои уроки интересными и увлекательными, что способствует лучшему усвоению материала. Примеры игровых методик включают:
Ролевые игры;
Викторины;
Пазлы и головоломки на английском языке.
Использование современные технологии на уроках английского языка открывают новые возможности для обучения детей с ОВЗ. Например, специальные программы и приложения могут помочь:
Развить навыки чтения и письма;
Улучшить произношение;
Обеспечить доступ к образовательным ресурсам через интернет.
В своей работе я часто использую образовательный интернет ресурсы wordwall и twee, а также интерактивные игровые презентации, которые часто создаю сама.
В этой статье мне так же хотелось бы упомянуть о значении творческого подхода при обучении английскому языку детей с ОВЗ. Я считаю, что творческий подход играет ключевую роль в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Он позволяет не только улучшить качество образовательного процесса, но и создать условия для всестороннего развития личности ребёнка. Творчество открывает перед детьми с ОВЗ уникальные возможности для самовыражения и самореализации. Оно помогает преодолеть барьеры, связанные с физическими или умственными ограничениями, и даёт возможность ребёнку проявить себя в той области, где он чувствует себя уверенно. Кроме того, творчество стимулирует развитие когнитивных функций, улучшает моторику и координацию движений, а также развивает эмоциональную сферу. В своей работе я использую:
Арт-терапию
Арт-терапия включает в себя различные виды творческой деятельности, такие как рисование, лепка, музыка и театр. Этот метод помогает детям выразить свои эмоции и переживания, справиться с тревогой и стрессом. Для детей с нарушениями зрения я использую рельефные рисунки и скульптуры, а для детей с нарушением слуха — музыкальные инструменты и танцы.
Проектную деятельность
Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно выбирать темы и способы их реализации. Это может быть создание коллажей. Такой подход развивает у детей самостоятельность, критическое мышление и умение работать в команде.
Интеграцию искусства и науки
Сочетание художественных и научных дисциплин в одном проекте помогает детям увидеть взаимосвязь между различными областями знаний. Например, на моих уроках дети создавали модели планет солнечной системы из глины при изучении темы «Universe». Это сделало учебный процесс более интересным и запоминающимся.
Совместное творчество
Совместное творчество с родителями, учителями и сверстниками помогает детям чувствовать поддержку и уверенность в себе. Это могут быть групповые проекты, театральные постановки на английском языке или музыкальные выступления. Совместная работа учит детей сотрудничеству, взаимопониманию и уважению друг к другу.
Творческий подход при обучении детей с ОВЗ — это не просто методика, а философия образования, которая ставит во главу угла интересы и потребности каждого ребёнка. Он помогает раскрыть потенциал детей, развить их творческие способности и обеспечить успешную социализацию. Методы обучения английскому языку должны быть гибкими и адаптированными под нужды каждого конкретного ребенка с ОВЗ. Важно помнить, что успех зависит не только от выбранных методик, но и от терпения, внимания и поддержки со стороны педагогов и родителей.
Список использованной литературы
Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. – 1999. – №4.
Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.
Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. -Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.-46 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Школа, открытая для всех: пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми-инвалидами. Сост. Е.Н. Брешенкова; ред. А.И. Кардашина. – Тула, 2006.
Ульенкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы – 2008. – № 4.
Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии 2010. – № 3. 7. 8.
Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями– 2010. – № 3.
Работа с глухими и слабослышащими детьми
(совместно с сурдопедагогом)