12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Левадняя Марина Алексндровна469
Россия, Краснодарский край, Ейск
0

Программа «Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

СОДЕРЖАНИЕ
 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Медико-биологические основы обучения и воспитания детей

с ограниченными возможностями здоровья

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью ОПОП ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1354 , зарегистрирован в Минюсте России от 27.11.2014 № 34958).

Программа учебной дисциплины может быть использована в ходе проведения курсов повышения квалификации и переподготовки по специальности «Специальное дошкольное образование».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к учебному циклу общепрофессиональных дисциплин ОП. 05.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У 1- применять знания по генетике, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности;

У 2- правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при совместной работе с медицинским персоналом;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З 1- основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;

З 2- основы генетики;

З 3- общее учение о здоровье и болезнях;

внешние и внутренние факторы болезней человека;

З 4- причины, условия возникновения болезней человека;

З 5- роль конституции и наследственности в патологии;

З 6- стадии и исходы болезней человека;

З 7- общую характеристику типовых патологических процессов;

З 8 - основы общей патологии;

З 9 - основы детской невропатологии;

З 10 - основы психопатологии детского возраста;

З 11 - основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 – организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 - оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6 – работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 10 - осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ПК 1.1 - планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья и физическое развитие детей.

ПК 1.2 – проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание).

ПК 1.3 - проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники).

ПК 1.4 – осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 1.5.- анализировать процесс и результаты проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.

ПК 2.1 – планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.5 – определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.1 - планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня.

ПК 3.5 - определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часа;

самостоятельной работы обучающегося 52 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:

 

лабораторные занятия

-

практические занятия

12

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

в том числе:

 

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Подготовка сообщений, эссе

Составление терминологического словаря

Разработка презентаций

Составление таблиц, ,схем

Подбор материала по темам, разработка карточек с заданиями по темам, составление коллажа

Подготовка к контрольным работам, дифференцированному зачету

16

6

7

12

4

7

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Медико-биологические особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, содержание лабораторных работ и практических занятий, тематика самостоятельной работы обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Основы общей патологии

Содержание учебного материала

1

2

1.

Основы общей патологии

Практические занятия

-

 

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2. Общее учение о здоровье и болезнях

Содержание учебного материала

2

2

1.

Общее учение о здоровье и болезнях. Общее учение о здоровье болезни. Определение понятий «здоровье» и «норма». Определение сущности болезни и ее основные признаки (краткая запись: общее учение о здоровье и болезнях).

2

Формы болезни: острейшая, острая, подострая, хроническая (краткая запись: формы болезни).

Практические занятия

-

 

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Составление терминологического словаря

1

Тема 3. Стадии и исходы болезней человека

Содержание учебного материала

1

2

1.

Стадии и исходы болезней человека. Принципы классификаций болезней (краткая запись: стадии и исходы болезней человека).

Практические занятия

-

 

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на тему: «Исходы болезней»

1

Тема 4. Причины, условия возникновения болезней человека

Содержание учебного материала

1

2

1

Причины, условия возникновения болезней человека. Этиология и патогенез (краткая запись: причины, условия возникновения болезней человека).

Практические занятия

-

 

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 5. Общая характеристика типовых патологических процессов

Содержание учебного материала

3

2

1

Общая характеристика типовых патологических процессов.

2

Расстройства кровообращения, воспаление, нарушения терморегуляции и др. (краткая запись: расстройства кровообращения и терморегуляции).

3

Формирование дефекта как результат развития стойкого патологического состояния (краткая запись: формирование дефекта у детей).

Практические занятия

-

 

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Составление схемы «Характеристика типовых патологических процессов»

Составление терминологического словаря

2

Тема 6. Внешние и внутренние факторы болезней человека

Содержание учебного материала

3

2

1

Внешние и внутренние факторы болезней человека.

2

Классификация причин болезней человека: внешние (механические, химические, физические, биологические, социальные и психогенные) и внутренние (наследственность, конституция, возраст, пол) (краткая запись: классификация причин болезней человека).

3

Определение понятия «патогенез» как учения о механизмах возникновения, развития и исхода болезни (краткая запись: определение понятия «патогенез»).

Практические занятия

-

 

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

 

Составление таблицы «Классификация причин болезней человека»

1

Тема 7. Роль конституции и наследственности в патологии

Содержание учебного материала

3

2

1

Роль конституции и наследственности в патологии. Учение о конституции. Классификация типов конституции (Гиппократ, Галей, Кречмер, Черноруцкий) (краткая запись: роль конституции и наследственности в патологии).

2

Значение возраста в возникновении и развитии болезней. Детский возраст и болезни (краткая запись: детский возраст и болезни).

3

Старение и болезни. Понятия геронтологии, гериатрии, педиатрии (краткая запись: понятия геронтологии, гериатрии, педиатрии).

Практические занятия

1

 

1.

Изучение связи типов конституции с болезнями (Пр.1).

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

1

1

Основы общей патологии (Кр.1).

 

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка презентации «Учение о конституции»

Составление терминологического словаря, подготовка к контрольной работе № 1.

Подготовка доклада на тему: «Основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения».

3

Тема 8. Основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения.

Содержание учебного материала

1

2

1.

Основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения (краткая запись: основные термины генетики, детской невропатологии).

Практические занятия

-

 

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 9. Основы генетики

 

Содержание учебного материала

11

2

1.

Основы генетики. Основные термины и понятия. Клеточный цикл. Митоз. Мейоз. Гаметогенез (краткая запись: основы генетики)

2.

Закономерности менделевского наследования. Моно- и полигенное наследование Явление сцепленного наследования. Генетика пола и сцепленное с полом наследование (краткая запись: законы менделевского наследования)

3.

Закономерности изменчивости. Особенности фенотипической изменчивости.

Особенности генотипической изменчивости. Мутационная теория (краткая запись: закономерности изменчивости).

4.

Человек как объект генетических исследований.

Современные методы исследования генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, иммуногенетический, биохимический, популяционно-генетический, молекулярно-генетический (краткая запись: человек как объект генетических исследований)

5

Наследственность и патология. Врожденная и наследственная патология (краткая запись: наследственность и патология).

6

Наследственные болезни, причины и характер протекания.

7

Наследственно обусловленные формы дизонтогенеза у детей. Наследственные формы интеллектуальных нарушений (краткая запись: наследственно обусловленные формы дизонтогенеза).

8

Роль генетических факторов в возникновении расстройств речи

9

Наследственные формы тугоухости и глухоты, слабовидения и слепоты (краткая запись: наследственные формы глухоты и слепоты)

10

Наследственные формы нарушений опорно-двигательного аппарата (краткая запись: наследственные формы нарушений ОДА).

11

Генетика эмоционально-личностных расстройств, девиантного поведения в детском возрасте. Диагностика, лечение и профилактика наследственных болезней. Стадии и исходы болезней человека. (краткая запись: генетика эмоционально-личностных расстройств)

Практические занятия

2

 

 

1

Решение генетических задач (Пр.2).

2

Составление и анализ родословных. Анализ наследования групп крови и резус-фактора (Пр.3) (краткая запись: составление и анализ родословных).

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

1

1

Основы генетики (Кр.2).

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка диагностических карточек по теме: «Основы генетики»

Составление коллажа "Влияние факторов среды на развитие плода"

Составление терминологического словаря

Разработка таблицы «Наследственность и патология»

Составление таблтцы «Наследственно обусловленные формы дизонтогенеза»

Разработка презентации «Наследственные формы глухоты и слепоты»

Подготовка к контрольной работе № 2.

7

Тема 10. Основы детской невропатологии

Содержание учебного материала

20

2

1

Основы детской невропатологии. Формирование невропатологии как самостоятельной науки. Исторические сведения о формировании и развитии невропатологии. Предмет и задачи невропатологии. Методы исследования нервной системы. Значение невропатологии для специальной педагогики (краткая запись: основы детской невропатологии).

2

Общие принципы строения нервной системы

Общий обзор строения и функций нервной системы человека: центральная, периферическая и вегетативная нервная система. Нервная клетка и нервное волокно. (краткая запись: общие принципы строения нервной системы)

3

Механизм передачи нервного импульса. Функции черепно-мозговых нервов (краткая запись: механизм передачи нервного импульса)

4

Основные физиологические процессы в центральной нервной системе

Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга и обратная связь. Понятие об анализаторах и их виды. нервной деятельности (краткая запись: Основные физиологические процессы в ЦНС).

5

Основные нервные процессы в коре головного мозга: возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация и взаимная индукция, их значение. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность и уравновешенность. Типы высшей (краткая запись: основные нервные процессы в коре головного мозга).

6

Развитие нервно-психических функций в условиях патологии Нейрофизиологические основы механизмов обучения и воспитания

(краткая запись: развитие нервно-психических функций в условиях патологии Компенсаторные возможности головного мозга

7

Критические периоды развития нервной системы у детей

8

Методы исследования нервной системы. Анамнез неврологический и его схема (краткая запись: методы исследования нервной системы).

9

Исследование рефлекторно-двигательных функций

Исследование чувствительности (краткая запись: исследование рефлекторно-двигательных функций).

10

Неврологические симптомы и синдромы. Определение понятия синдром и симптом. Основные неврологические синдромы. Синдромы двигательных нарушений (краткая запись: неврологические симптомы и синдромы).

11

Периферический паралич. Центральный паралич. Патологические синкинезии (краткая запись: периферический паралич).

12

Сидром зрительных нарушений

13

Синдром нарушений слуха

14

Синдромы нарушения высших корковых функций. Агнозии зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Апраксии – моторная, зрительно-пространственная и кинестетическая (краткая запись: синдромы нарушения высших корковых функций)

15

Синдромы речевых нарушений.

16

Болезни нервной системы.

Общие данные о патологии нервной системы (краткая запись: болезни нервной системы).

17

Наследственно-органические заболевания нервной системы (краткая запись: наследственно-органические заболевания НС).

18

Поражения нервной системы ребёнка, связанные с патологией внутриутробного развития. Родовая черепно-мозговая травма (краткая запись: родовая черепно-мозговая травма)

19

Инфекционные заболевания нервной системы. Нарушение мозгового кровообращения (НМК) (краткая запись: инфекционные заболевания нервной системы).

20

Травматические поражения нервной системы. Значение возрастного аспекта. Минимальные мозговые дисфункции (ММД) (краткая запись: травматические поражения нервной системы).

Практические занятия

3

 

1

Дискуссия по теме «Нейрофизиологические основы воспитания и обучения» (Пр.4).

2

Сравнительный анализ течения и проявления нейроинфекций у детей (Пр.5).

3

Наблюдение и анализ процедуры обследования нервной системы детским невропатологом (Пр.6) (краткая запись: наблюдение за обследованием НС (Пр.6).

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

1

1

Основы детской невропатологии (Кр.3).

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений о деятельности ученых-невропатологов А.Я. Кожевникове, В.К. Роте, В.А. Муратове, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтереве (по выбору)

Заполнение таблицы «Структуры нервной системы человека»

Подбор примеров проявления динамического стереотипа в образовательном процессе

Написание эссе «Каким я буду воспитателем» с учетом нейрофизиологических основ воспитания и обучения

Подготовка сообщений о возможностях развития детей, имеющих двигательные нарушения.

Подготовка сообщения на тему: «Периферический и центральный параличи»

Составление терминологического словаря

Разработка презентации на тему: «Синдромы речевых нарушений».

Подготовка сообщений о хромосомных /генетических нарушениях.

Составление схемы патогенеза генетических расстройств

Подготовка к контрольной работе № 3.

11

Тема 11. Основы психопатологии детского возраста

Содержание учебного материала

20

2

1

Основы психопатологии детского возраста. Формирование психопатологии как самостоятельной науки. Исторические сведения формирования и развития психопатологии. Предмет и задачи психопатологии. Cвязь психопатологии и специальной психологии (краткая запись: основы психопатологии детского возраста).

2

Общая психопатология. Этапы развития психики.

Изучение психических расстройств с позиций эволюционно-динамического и сравнительно-возрастного подхода.

Общие сведения о психических заболеваниях. Этиология психических расстройств: экзогенные и эндогенные факторы болезни (краткая запись: этапы развития психики).

3

Течение и исход психических расстройств. Понятия "преморбид", "продром", "манифест", "период обратного развития", "ремиссии", "рецидив". Типы течения заболеваний (краткая запись: течение и исход психических расстройств).

4

Симптомы и синдромы психических расстройств у детей

Значение нормы и патологии в психическом развитии. Психомоторные расстройства. Перцептивные расстройства. Эмоциональные расстройства. Идеаторные расстройства. Особенности проявления симптомов и синдромов у детей. Этапы развития психического заболевания: дебют, инициальный период, развернутая клиническая картина, период стабилизации, исход (краткая запись: симптомы и синдромы психических расстройств у детей).

5

Особенности психических расстройств в детском возрасте.

6

Симптомы психических расстройств

Нарушение чувственного познания: агнозии, галлюцинации

7

Расстройства мышления: нарушений нейродинамики, навязчивые мысли, бред и бредовые идеи, бредоподобное фантазирование

8

Расстройства памяти: амнезия, гипомнезия, гипермнезия, парамнезия.

Количественные нарушения.

9

Нарушения эмоционально-волевой сферы: эйфория, депрессия, неадекватность эмоций, эмоциональная тупость, патологический аффект, детские страхи, негативизм.

10

Нарушения двигательно-волевой сферы: возбуждение, ступор, патология влечений

11

Синдромы психических расстройств. Синдромы расстройств сознания: оглушение, делирий, аменция, онейроидный синдром, сумеречгные расстройства сознания.

12

Синдромы расстройств сознания: оглушение, делирий, аменция, онейроидный синдром, сумеречгные расстройства сознания.

13

Астенический синдром. Гипертензионный синдром.

14

Астения и ее проявления у детей. Сущность астении. Этиология астенических расстройств. Проявления астении у детей. Коррекционно-оздоровительная помощь ребенку с астенией. Роль педагога в выявлении и профилактике астенических состояний у детей (краткая запись: астения и ее проявления у детей).

15

Психопатии и их проявления у детей

Сущность психопатии. Патогенез возникновения психопатии. Этиология. Виды психопатий. Роль педагога в выявлении психопатических расстройств и особенности работы с детьми данной категории. Синдром ранней детской невропатии (краткая запись: психопатии и их проявления у детей).

16

Судорожный синдром (эписиндром)

Другие синдромы психопатологических расстройств Синдром ранней детской расторможенности(краткая запись: судорожный синдром (эписиндром).

17

Неврозы и их проявления у детей. Сущность неврозов. Этиология возникновения неврозов. Проявления неврозов в детском возрасте. Роль педагога в выявлении астенических состояний и работе с ребенком с астенией (краткая запись: неврозы и их проявления у детей).

18

Эпилепсия и ее проявления у детей. Сущность эпилепсии. Этиология возникновения эпилепсии. Проявления малого и большого припадков. Прогноз развития эпилепсии. Особенности проявления эпилепсии у детей. Методы коррекционного воздействия и профилактики эпилепсии у детей (краткая запись: эпилепсия и ее проявления у детей).

19

Шизофрения и ее проявления у детей. Сущность шизофрении. Этиология и патогенез шизофрении. Виды шизофрении. Роль педагога в выявлении шизофрении и особенности работы с детьми данной категории (краткая запись: шизофрения и ее проявления у детей).

20

Психические расстройства при соматических заболеваниях, интоксикациях, инфекциях, травмах черепа.

Особенности психосоматических расстройств в детском возрасте. Значение витаминов и углеводно-кальциевого обмена в этиологии психосоматических расстройств. Значение детских инфекций обмена в этиологии психических расстройств. Особенности психических расстройств после перенесенных инфекционных заболеваний. Интоксикации (алкоголизм и наркомания). Нарушения психической деятельности, обусловленные травмами черепа (краткая запись: психические расстройства при соматических заболеваниях).

Практические занятия

3

 

1

Обсуждение методов коррекционного воздействия и профилактики психопатий у детей. Семинар по теме «Астения и ее проявления у детей» (Пр.7).

2

Обсуждение вопросов воспитания и семейных отношений при неврозах у детей (Пр.8).

3

Обсуждение вопросов о возможности умственного развития детей, страдающих эпилепсией (Пр.9).

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

1

1

Основы психопатологии детского возраста (Кр.4)

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по истории развития психопатологии (по выбору):

Первые сведения о душевных болезнях.

История создания психиатрических клиник.

История развития психиатрии в России.

История развития детской психиатрии в России.

Медицинская педагогика семьи Маляревских.

Современное состояние развития детской психиатрии в России.

Составление схемы «Типы течения психических заболеваний у детей»

Разработка презентации на тему: «Особенности психических расстройств»

Составление таблицы «Виды расстройств мышления»

Составление таблицы «Виды расстройств памяти»

Составление терминологического словаря

Составление таблицы «Синдромы расстройств сознания»

Подготовка сообщения на тему: «Роль педагога в выявлении и профилактике астенических состояний у детей»

Составление таблицы «Синдромы психопатологических расстройств»

Подготовка сообщений по вопросам воспитания и семейных отношений при неврозах у детей.

Подготовка сообщение на тему: «Неправильное воспитание детей как одна из причин нарушения их психического здоровья»

Подготовка сообщений об особенностях психических расстройств после перенесенных инфекционных заболеваний (детские инфекции, менингит, энцефалит).

Подготовка к контрольной работе № 4.

13

Тема 12. Основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения

Содержание учебного материала

19

2

1

Основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения. Этапы развития слуха у детей (онтогенез). Анатомо-физиологическая характеристика органа слуха (краткая запись: этапы развития слуха у детей (онтогенез).

2

Патология органа слуха. Заболевания и аномалии наружного уха (краткая запись: патология органа слуха).

3

Заболевания и аномалии среднего уха.

Заболевания и аномалии внутреннего уха Заболевания и аномалии проводящих путей и слуховых центров (краткая запись: заболевания и аномалии среднего уха).

4

Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей. Причины стойких нарушений слуха (краткая запись: причины стойких нарушений слуха).

5

Глухие дети. Глухие дети без речи (глухонемые). Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие) (краткая запись: глухие дети).

6

Слабослышащие (тугоухие) дети. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей (краткая запись: слабослышащие (тугоухие) дети).

7

Методы компенсации нарушений слуховой функции.

8

Анатомия, физиология и патология органов речи. Анатомия органов речи (краткая запись: анатомия, физиология и патология органов речи).

9

Физиология органов речи.

10

Этапы развития речи у детей (онтогенез). Неврологические основы патологии речи у детей дошкольного возраста (краткая запись: анатомия, физиология и патология органов речи).

11

Патология органов речи: полости рта, глотки, гортани

Анатомия, физиология и патология органов зрения. Этапы развития зрения у детей (онтогенез). Основные заболевания органов зрения у детей дошкольного возраста (краткая запись: анатомия, физиология и патология органов зрения).

12

Патология органа зрения: аномалии и заболевания век

13

Аномалии и заболевания слезных органов.

Аномалии и заболевания коньюктивы (краткая запись: аномалии и заболевания слезных органов).

14

Аномалии и заболевания преломляющих оптических сред глаза (роговая оболочка, хрусталик, стекловидное тело) (краткая запись: аномалии преломляющих оптических сред глаза).

15

Аномалии и заболевания сосудистого тракта.

16

Аномалии и заболевания сетчатки и зрительного нерва.

17

Патология глазодвигательного аппарата органа зрения. Поражение органа зрения в целом.

18

Дифференцированный зачет по теме «Медицинские основы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

(краткая запись: дифференцированный зачет по теме «Медицинские основы обучения детей с ОВЗ).

Практические занятия

3

 

1

Изучение методов обследования речи у детей дошкольного возраста (Пр.10) (краткая запись: изучение методов обследования речи у детей (Пр.10).

2

Применение знаний по генетике, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности. Методы обследования зрения у детей дошкольного возраста (Пр.11) (краткая запись: методы обследования зрения у детей (Пр.11).

3

Правильное интерпретирование и применение основных понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при совместной работе с медицинским персоналом (Пр.12) (краткая запись: применение изученных понятий при работе с медицинским персоналом (Пр.12).

Лабораторные работы

-

Контрольные работы

1

1

Основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения (Кр.5).

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка презентации «Анатомо-физиологическая характеристика органа слуха»

Подготовка сообщения на тему: «Заболевания и аномалии среднего уха»

Подбор информации о методике обследования слуха у детей дошкольного возраста с помощью речи, камертона, аудиометра

Подготовка сообщения на тему: «Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха»

Разработка презентации «Анатомия органов речи»

Составление схемы «Этапы развития речи у детей»

Подготовка сообщения на тему: «Этапы развития зрения у детей»

Разработка презентации «Патологии органа зрения»

Подготовка сообщения на тему: «Аномалии и заболевания преломляющих оптических сред глаза»

Составление терминологического словаря

Подготовка к контрольной работе № 5

13

Всего

156

 

К
 

3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализация программы учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет биологии.

Оборудование учебного кабинета: ученические столы, стулья, маркерная доска, шкафы книжные.

Технические средства обучения: мультимедийная установка, компьютер.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Асанов А.Ю., Демикова Н.С. Основы генетики: - М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 224 с.

. Зайчик А.Ш. Основы общей патологии: -М.: Чайковский, 2013. – 312 с.

Ляпидевский С.С. Невропатология: - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2014. – 384 с.

Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2015.- 224 с

Дополнительные источники:

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология: -М.: Издательство Московского психолго-социального института, 2002.-512 с.

Бочков Н.П. Медицинская генетика: - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 192 с.

Интернет – ресурсы (ИР):

http://doctorkids.ucoz.ru/

http://ganat-sv.ucoz.ru/load/19-1-0-53

http://www.studmed.ru/docs/document14765?view=1

http://kursak.net/shvecov-aleksandr-georgievich-anatomiya-fiziologiya-i-patologiya-organov-sluxa-zreniya-i-rechi

http://www.studfiles.ru/preview/6211790/page:5/

http://vse-pro-geny.ru/

 


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 – организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 1.1 - планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья и физическое развитие детей.

ПК 1.4 – осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 1.5.- анализировать процесс и результаты проведения мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.

ПК 3.1 - планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня.

ПК 3.5 - определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

У 1- применять знания по генетике, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности;

У 2- правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при совместной работе с медицинским персоналом;

З 1- основные термины и понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;

З 2- основы генетики;

З 3- общее учение о здоровье и болезнях;

внешние и внутренние факторы болезней человека;

З 4- причины, условия возникновения болезней человека;

З 5- роль конституции и наследственности в патологии;

З 6- стадии и исходы болезней человека;

Контроль выполнения практических работ.

Индивидуальный устный опрос в ходе оперативного контроля; контроль внеаудиторной самостоятельной работы.

Письменный опрос в ходе оперативного контроля Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

ОК 3 - оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6 – работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 10 - осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ПК 1.2 – проводить режимные моменты (умывание, одевание, питание).

ПК 1.3 - проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники).

ПК 2.1 – планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.5 – определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

У 1- применять знания по генетике, общей патологии, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности;

У 2- правильно интерпретировать и применять основные понятия генетики, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения при совместной работе с медицинским персоналом;

З 7- общую характеристику типовых патологических процессов;

З 8 - основы общей патологии;

З 9 - основы детской невропатологии;

З 10 - основы психопатологии детского возраста;

З 11 - основы анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения;

Контроль выполнения практических работ.

Индивидуальный устный опрос в ходе оперативного контроля; контроль внеаудиторной самостоятельной работы.

Письменный опрос в ходе оперативного контроля Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.