Доклад «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) способствует реализации принципа равных прав на среднее образование для всех граждан РФ.
Цивилизованные формы общественного устройства предполагают равные возможности в культурном, личностном и духовном росте для всех членов социума. Основные трудности, с которыми сталкиваются дети-инвалиды в современном мире, таковы:
- Замкнутость жизни, отсутствие нормального досуга, ограничение общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что мешает получить среднее, а затем и профессиональное образование и адаптироваться к условиям жизни в социуме.
- Дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении, получают среднее образование недостаточно высокого уровня, поскольку зачастую для них преподают учителя обыкновенных, а не специализированных школ.
- Как правило, обучение на дому не имеет достаточного материально-технического обеспечения образовательного процесса (специальных демонстрационных и наглядных пособий, оборудования для лабораторных работ и т. д.).
- Получение среднего образования в обычной школе в формате домашнего обучения занимает большую часть личного времени ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отбирает у него много сил, минимизирует перспективы самореализации.
Дистанционное обучение – особая форма специального образования детей-инвалидов, предполагающая существенные изменения подходов, организации и структуры системы общего и специального образования. Изменение состоит в создании электронной удаленной адаптированной системы социализации, образования, воспитания и развития всех детей, независимо от их психофизического состояния и уровня развития.
Положительные моменты, связанных с внедрением процесса дистанционного обучения, как наиболее приемлемой формы реализации Концепции непрерывного образования в регионе.
Новизна дистанционного обучения состоит в следующем:
- ориентированность на возможности удаленного обучения, развития и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих школу из-за медицинских ограничений;
- использование современных технологий и инноваций при решении проблем обучения, воспитания и развития детей;
- направленность мероприятий дистанционного обучения на достижение измеряемых результатов.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное обучение предоставляет возможность обучаться, выбирая не только место и темп обучения, но и время, что важно при соблюдении курса лечения с частой госпитализацией детей-инвалидов. Также каждому ребенку предоставляется возможность осваивать общеобразовательные программы по индивидуальному учебному плану или обучаться по программам специальных школ, отвечающих личным потребностям и диагнозу.
Цели, задачи и статус дистанционного образования детей с ОВЗ
Дистанционное обучение детей-инвалидов реализуется для того, чтобы несовершеннолетние граждане этой категории имели равные со сверстниками возможность получить среднее общее образование.
Удаленное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проводится согласно ФГОС с целью получения полноценного общего и среднего образования. Дистанционное образование детей-инвалидов организовывается так, чтобы процесс обучения проводился в соответствии с умственными и физическими способностями каждого учащегося, с учетом особенностей заболеваний и психофизического развития, специфичных в каждом отдельном случае.
В процессе реализации дистанционных программ среднего общего образования для детей с ОВЗ обеспечивается своевременное использование получаемых ими знаний и навыков в целях поддержания всестороннего развития личностных качеств каждого отдельного ребенка и повышения эффективности обучения.
Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Ученики с ограниченными возможностями здоровья и их родители (либо законные представители) могут выбирать способы получения образования самостоятельно. К таким способам относятся очная, очно-заочная и вечерняя формы обучения в образовательных учреждениях, домашнее, семейное обучение, экстернат и сочетания разных форм. Уточнить все подробности поможет Закон «Об образовании в Российской Федерации». Разберём подробно положительные и отрицательные стороны каждой формы обучения.
Инклюзия
Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат. Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:
Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.
Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях. Частичная форма обучения.
Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК). Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.
Плюсы
В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.
Минусы
Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ. Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе. Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.
Домашнее обучение
Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.
Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.
Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.
Плюсы
«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.
Минусы
Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома». Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации. Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.
Заочное семейное обучение. Экстернат
Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления. Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время. Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах. Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.
Плюсы
Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.
Минусы
К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка. Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.
Таким образом, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в системе специального образования при взаимодействии с общим образованием, службами психолого-медико-педагогического сопровождения, районными центрами информационных технологий имеет ряд преимуществ:
· эффективность – проявляется в улучшении соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение;
· гибкость – возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения в соответствии с условиями жизни, психофизиологическими и индивидуально-типологическими особенностям детей-инвалидов;
· модульность – возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, следовать индивидуальному коррекционно-образовательному маршруту, отвечающему личным потребностям, а также возможностям в соответствии с первичными и вторичными нарушениями;
· параллельность – возможность обучения одновременно с усвоением базовой программы и коррекцией нарушения развития
· новизну – использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу ребенка-инвалида;
· новую роль преподавателя выполняет тьютор-консультант.
· новая роль обучаемого – самоорганизация и самоконтроль учебного процесса.
Дистанционное обучение не является единственной формой проведения учебных занятий и не исключает непосредственного взаимодействия обучающегося с педагогом в процессе надомного обучения или посещения общеобразовательной школы. Соотношение дистанционного обучения с другими формами зависит от конкретных возможностей здоровья, социальной ситуации обучающегося, территориального местоположения.
Полезные ссылки
Ресурсы для дистанционных форм обучения:
http://www.vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://www.teachpro.ru - Образовательный сайт TeachPro.ru
http://www.oso.rcsz.ru - Обучающие сетевые олимпиады
http://www.college.ru - Открытый колледж
http://interneturok.ru/ - Более 3500 ведеоуроков по школьной программе от лучших учителей Санкт-Петербурга и Москвы в открытом доступе.
Образовательные порталы:
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал "Грамота.ru
http://www.ucheba.com – Образовательный портал "УЧЕБА”.
http://www.alledu.ru – "Всё образование в интернет". Образовательный информационный портал. Каталог ссылок, новости, детская общественная приёмная, информация о лидерах образования, анонсы, объявления о работе.
http://www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное образование»
http://college.ru – первый в России образовательный Internet-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.
Литература
https://rosuchebnik.ru/material/formy-obucheniya-detey-s-ovz/
https://edunews.ru/onlajn/info/distancionnoe-obrazovanie-detej-s-ovz.html
http://www.453spb.edusite.ru/vis_p1aa1.html
В. Н. Скворцов, М. И.Никитина, Л. М. Кобрина, Е.Т. Логинова Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе