Публикация «Эффективные средства формирования познавательной деятельности обучающихся»
Формирования познавательной деятельности обучающихся.
Интеллект- карта (mindmap)— это метод, который позволяет структурировать большой объем информации, наглядно показывает связи между объектами, помогает генерировать новые идеи и выделять главное.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Интеллект-карты позволяют учащимся самостоятельно «добывать знания».
Разберем использование интеллект-карт на уроках литературы в старших классах на реальных примерах.
Интеллект-карта по стихотворению Цветаевой «Тоска по Родине!Давно.» (рисунок 1)
На уроке литературы, класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа выбирает понравившееся им произведение.
Выбирается ключевая идея, которая располагается в центре листа А4. Лист должен быть без разлиновки, чтобы она не отвлекала внимание от основной структуры карты. В этом примере, ученики в центре расположили название стихотворения. Размещение в центре листа позволяет “расти” карте по всем направлениям - влево, вправо, вверх, вниз. Добавлять новые ветки во время обсуждения.
Также, центральная идея может быть выражена графически, с помощью рисунка, наклеек, символов.
Ученики на отдельном листочке составляет список ассоциаций, ключевые цитаты, которые несут основную смысловую нагрузку стихотворения, выписывает жизненные события поэтессы, которые повлияли на создание произведения.
Далее, этот список группируется по основным блокам. Здесь это:
а) история создания стихотворения;
б) об авторе;
в) средства выразительности;
г) философский смысл стихотворения, заложенный Цветаевой;
д) информация о теме, жанре, композиции стихотворения.
4. Название блоков толстыми ветвями присоединяются к центральной теме работы, как ключевые ассоциации. Поясняющие надписи находятся над стрелками.
5. Далее добавляется второй уровень ассоциаций. Слова и изображения, которые связаны с центральными ветвями. Например, блок “Средства выразительности” делится на эпитеты, метафоры, сравнения.
6. Добавляется третий уровень, где уже, например, от блока “эпитеты” отходит стрелка к примерам эпитетов из самого стихотворения.
С помощью рамок и цветов можно выделить разные блоки, чтобы информация была более структурирована.
7. Ученики в группе распределяют задание, соответствующее поставленной задаче. Один ученик выразительно читает стихотворение всему классу, второй рассказывает об истории создания стихотворения, другой учащийся представляет информацию об авторе и так по каждому блоку.
8. Ребята слушают выступления своих одноклассников и во время презентации ставят баллы в оценочный лист (приложение 1).
9. Переходим к групповому обсуждению работы. Ученики аргументируют баллы, которые выставили работе своих одноклассников и выставляется общая оценка.
Рисунок 1. Интеллект -карта по стихотворению Цветаевой «Тоска по Родине! Давно».
Рисунок 2. Интеллект - карта по биографии Владимира Маяковского.
Рисунок 3. Карта по стихотворению «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» В. Маяковский.
Рисунок 4. Карта по стихотворению «Ли́личка! Вместо письма» В. Маяковский.
Приложение 1. Оценочный лист.
Критерий | Баллы (от 1 до 5) | ||
1 | Яркость и понятность центральной темы | | |
2 | Четкость структуры карты (разветвление, группировка по блокам) | | |
3 | Наполненность карты (количество ключевых слов) | | |
4 | Разнообразие ассоциаций | | |
5 | Символы, фигуры, рисунки | | |
6 | Указание связей между элементами | | |
7 | Наличие эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты | | |
| Итого | |