Игра как средство формирования положительной мотивации к познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Игра - как средства формирования положительной мотивации к познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский.
В Отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинскийй, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин. В их трудах исследована и обоснована роль игры в развитии личности, в развитии основных психических функций в самоуправлении и саморегулировании личности. А так же исследования Л. А. Венгера, Н. Я. Михайленко, К. С. Егоркиной, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой, которые составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе.
Характеризуя, обучающихся с умственной отсталостью, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, лёгкую отвлекаемость, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Как уже отмечалось ранее, наибольшую силу для школьников с нарушением интеллекта имеет интерес к игровой деятельности, следовательно, на уроках необходимо включать игровой и занимательный материал.
Незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. В этой связи большое значение в работе с детьми с умственной отсталостью приобретает игровая деятельность.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра для детей с интеллектуальной недостаточностью, имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности.
В игровой деятельности — дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционный образовательный процесс. Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре.
Учить, играя. Известные психологи А. Н Грабов, Г. Я. Трошин высоко ценили игру в деле воспитания и обучения детей с интеллектуальной. Игру они считали точным показателем проявления детских способностей, возможностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре развивается память, мышление, воображение.
Занятия для учащихся с интеллектуальной недостаточностью должны быть построены ярче и эмоциональнее, чем для нормальных сверстников. Игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:
— Соответствие игры возрасту ребенка;
— Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
— Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
— Учет структуры дефекта;
— Соответствие коррекционной цели занятия;
— Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);
— Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
— Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Из-за неустойчивого эмоционального состояния детей, недостаточно выбрать один вид игры для поддержания активности детей на занятиях, у педагога должно быть несколько игр разных по корригирующему действию на детей. Время и место игры в плане занятия зависит от выбранной темы и задач занятия. Игра может быть быстрой для стимулирования познавательного интереса, хорошего настроения, развития моторики и подготовки к практической работе, и занимать более продолжительное время при проведении диагностики знаний, практических умений детей. Игровые приемы применяются во всех возрастных группах детей, ими можно начинать и заканчивать занятие, встраивать в ход занятия, оно становится более интересным, способствует творческому развитию ребенка.
В организации игры необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, которые наиболее важны для конкретного ребёнка или группе детей. Например, повышать активность застенчивого ребенка или совершенствовать самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного. Только тогда в работе с ребенком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.
Широкое использование игр и различных занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки и т. д.) не только предупреждает появление у ребят пассивного отношения, но и способствует активизации интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения. Если игра интересна ребенку, она создает ему радостное бодрое настроение, отвлекает от проблем здоровья, пробуждает любознательность и потребность к активной деятельности.
Как познакомить ребенка с окружающим миром? Как развивать мелкую моторику? Как адаптировать его к социуму? Конечно же, через систематические занятия, как правило, в игровой форме. Желание играть и потребность в игре у детей, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных, не игровых условиях этого не удается добиться.
С целью интеллектуального развития детей, их воспитания, обучения и коррекции занятиях используются различные игры. Смекалки, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Так формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Ребусы — один из видов деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, он способствует развитию воображения, остроумия, находчивости. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число, реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. («Поиск недостающих в ряду фигур»; «Головоломки с палочками»; «Преобразование одной фигуры в другую»; «Изменение количества квадратов в фигуре»; «Составление фигур из треугольников, квадратов»). Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, желание и умение учиться.
Необычная игровая ситуация с проблемными элементами, присуща занимательной задаче, развитию интереса детей. Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, головоломки — предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов. Игры на планирование: лабиринты, логические квадраты — направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Игры на формирование умения анализировать: «Найди пару»; «Найди лишнее»; «Продолжи ряд»; «Загадки»; «Занимательные таблицы» — предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает?»
Использование различных мячей на занятиях, дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребёнка (так как ребенок думает, что он играет). Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений. Игровые действия с мячом, бусинами, шариками, одно из любимых средств организации школьников. Шар рассылает оптимальную информацию ко всем анализаторам. Совместная работа двигательного вестибулярного, зрительного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметами круглой формы, усиливает эффект занятия («Верю, не верю»; «Съедобное, не съедобное» и т. д.).
Положительным результатом игр с мячом является то, что педагогу с коррекционными приемами удается включиться в жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей. Игра и активные движения. Интеграция физических упражнений, игровых действий. Речевого сопровождения, копирования действий педагога, способствует повышению эмоционального тонуса, что побуждает ребенка к общению. У учащихся во время таких игр поднимается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Подчинение движений тела определенному темпу, определяет амплитуду движений и их выразительность, тем самым координируя движения и речь.
(Игра с мячом «Чего не стало» — попасть маленьким мячом в картинки, назвать их и сказать «чего не стало»; «Назови с разной интонацией» — с воздушными шариками; «катать мяч по парте и проговаривать чисто говорку»; «Физкультминутка», «Я знаю»; «Взять шарф за концы мяч посредине, перекатывать мяч и называть имена»; «Собери бусы» — собрать из предложенных слов предложение при этом нанизывая бусы на шнурок; «Намотай на клубочек» — намотай нитки на клубок и расскажи стихотворение; «Бросать большой мяч об пол, ловить его и считать»; «Посчитаем слова» — бросать большой мяч друг другу и называть слова противоположные по значению).
Таким образом, внедрение в учебный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
3.2 Система игр для формирования положительной мотивации к познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Игровые технологии я использую с тех пор, как начала работать, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а занятия не были скучными и обыденными, а радостными и интересными. Я убедилась, что на таких занятиях учащиеся работают более активно. Особенно радует, что те, которые имеют затруднения, на таких занятиях работают с большим увлечением.
Значение игры в коррекции и велико и выполняет следующие функции:
— обучающая (помогает в овладении знаниями);
—развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал);
— коррекционная (исправляет недостатки);
— коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого);
— терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении)
— занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).
В своей работе определяю цели:
1.развитие познавательных процессов воспитанников (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);
2. коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников;
3. овладение воспитанниками здоровьесберегающими технологиями;
4. формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация.
И формулирую задачи:
• корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
• коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной, способы запоминания и воспроизведения);
• коррекция и развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного восприятия;
• коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
• коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
• коррекция и развитие личностных качеств , эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;
• воспитывать умение работать в паре, в команде;
• воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать нравственные качества.
Кроме того, игра способствует созданию позитивного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, для этого создаю соответствующие условия проведения игр:
• игровые элементы (занятия должны быть разнообразны, эмоционально и наглядно насыщены);
• объем заданий должен быть умеренный;
• совмещение элементов игры и учения; переход от игр забав к познавательной деятельности;
• использование имеющихся сильных сторон личности;
• терпение, спокойный тон, доверие;
• не сравнивать воспитанника с другими;
• предоставление возможности хоть в чем-то реализовать себя;
• по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение.
Игры, можно использовать в готовом или изменённом виде на занятиях. Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
• соответствие игры учебно-воспитательным целям занятий;
• доступность для воспитанников данного возраста;
• умеренность в использовании игр на занятиях.
5. Краткая характеристика применяемых игр.
Применяю следующие виды игр:
• дидактическая игра;
• терапевтическая игра ( релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика);
• сюжетно-ролевая игра.
С большой эффективностью на занятиях я использую упражнения для снятия напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи, которые особо напрягаются при длительном сидении и чтении, на расслабление голосовых связок – дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз. Это упражнения вида: «Сова», «Энергетическая зевота», «Сладкий сон», «Надуй шарик». А для развития концентрации внимания и обеспечения, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение использую гимнастику для глаз. Любимое упражнение воспитанников «Сладкий сон» – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.
На уроках применяю « Игры- путешествия», как для изучения новой темы, так и на закрепления. Очень интересен игровой приём «Оживление» при изучении, например темы «Жилище». Зашифровано слово «Теремок», детям предлагается найти слово и «оживить» это работа в коллективе, дети находят слово-теремок, изображают. Вспоминаем сказку «Теремок» её жителей, для чего нужен был теремок, и так в виде диалога, подходим к теме «Жилище». На занятиях использую игровую форму « Путь к успеху» («само изобретение»), обычно для закрепления.
Например, математика, готовлю задания на каждого учащегося, допустим по пять заданий, укладываю каждое задание в конверт. Перед началом урока разлаживаю конверты на парты – рядами (1,2,3,4,5) и так пять заданий на каждого, по рядам. Выдаю маршрутный лист. Дети начинают двигаться с последней парты, выполнив 1 задание, переходят ко 2- ому, соответственно на следующую парту, и так до последней парты, где лежит 5- ый конверт, выполняют задание.
А результат игры для каждого в 6- ом конверте прикреплён на доске, учащийся, закончив задание, сравнивает с результатом в 6- ом конверте, и если результат совпал- это победа. Здесь же применяю приём «Позвони другу», смысл его заключается в том, что если ребёнок затрудняется, он звонит «другу» т.е. мне и просит о помощи, примерный текст разговора напечатан у телефона. В классе телефон, дети учатся набирать номер и разговаривать по телефону. Использую это и на других уроках - ЗОЖ. СБО. Интересен приём «шапка - перевёртыш», бывает трудно вывести на разговор. Предлагается написать вопросы каждому положить в «шапку» и потом пустить её по второму разу, и доставать вопросы и отвечать, получается очень интересно. Особенно продуктивно применять этот приём на родительском собрании.
Примеры приёмов, которые можно использовать для повышения интереса к учебному материалу:
1. Приём «Фантастическая добавка». Дети любят фантазировать, нужно дать им такую возможность и на уроке.
Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/
2. Приём «Удивляй». Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Можно найти такое, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример. «Натуральные числа». Попросить детей назвать самое большое число. Дети после ряда попыток и рассуждений с удивлением обнаруживают, что это сделать невозможно.
3. Приём «Лови ошибку». Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку, но и доказать почему ошибка и как её исправить. На уроках письмо обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы.
4. Прием “Свобода выбора”. На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из учебника. Прием безотказный – дети довольны тем, что вправе сами сделать выбор.
5. Прием “Драматизации и театрализации”
В учебниках много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Можно разыграть сценки на учебную тему по любому предмету.
6. Прием “Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга. Дети отгадывают персонажа сказки, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование. Прием “Найди красивые…” Например: Найди у себя самую красивую букву, самую красивую цифру,…
Очень интересен приём «ТРИЗ»
Прием ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
«Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать».
Дж. Родари.
ТРИЗ - новая отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции и других. ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах ученым, инженером, изобретателем, организатором и преподавателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания. Появилось самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ.
На своих уроках я применяю приёмы ТРИЗ:
"Отсроченная отгадка"
Был предложен А. Гином и в ряде методических разработок получил свое прочтение. По сути, этот прием — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения "отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
Итак, прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно.
Предмет: окружающий мир.
Тема: Время: год, неделя, сутки
Необычный факт: Ваш возраст это просто количество раз, которые вы пролетели вокруг Солнца.
«Я беру тебя с собой»
Приём направлен на формирование умения объединять объекты по общем признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Он направлен на формирование и личностных, и познавательных УУД: особенно хорошо отрабатывается классификация. Этот приём можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.
Например:
1) на уроке математики умение различать чётные и нечётные числа (взять с собой только чётные числа).
2) на уроке окружающего мира: задание на классификацию объектов, например, деревья и кустарники (взять с собой только деревья).
3) на уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. 1 ряд берёт глаголы прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд - глаголы будущего времени.
Ребёнок задаёт вопрос, по вопросу определяет и говорит: «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с..
Окружающий мир
У: Я решила разбить красивый сад и выбираю, что же в нём посадить. Угадайте, по какому признаку я выбираю растения. Для этого предлагайте мне различные растения, а я скажу, могу ли я их взять.
Я беру с собой яблоню. А что у вас?
Д: Я беру с собой тюльпан.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой малину.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой грушу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берёте все деревья? У: Да!
Итак, признак, по которому я выбираю предметы — группа растений - деревья.
Пример
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»?
У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна.
Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
Вывод: действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. Говоря общими словами, это означает его применять, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
3. «Хорошо – плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует личностные УУД: - обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
-устанавливают причинно-следственные связи;
-строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
-умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
-умение разрешать противоречия;
-умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например: на уроке окружающего мира учитель задаёт ситуацию: семья переехала в другой город это хорошо или плохо?
4.Связи.
Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.
Пример
У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.
У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.
Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.
5. "Цветные поля"
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю.
Красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»,
синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
можно добавить жёлтые поля, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно»
Этот приём удобен и детям, и учителю. Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребёнка на улучшение собственного результата труда. Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Такой приём удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. Ведь по ФГОС за текущий контроль ребёнок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5. У обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.
6. «Плюс-минус-интересно»
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
___«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.
Например, тот кто передаёт, называет:
на математике: любое число, а кто принимает — число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше);
на русском языке: существительное — прилагательное (глагол) к нему;
на литературе: название сказки, рассказа, повести — одного из персонажей этого произведения.
Я на своих уроках использую этот приём в начале урока, при помощи «волшебной палочки» мы вспоминаем, о чём шла речь на прошлом уроке.
Систематическое использование интересных приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведёт к хорошим предметным результатам. В результате использования приёмов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) у обучающихся формируются положительна мотивация к познавательному процессу.
Успешная социализация детей с умственной отсталостью неотъемлемо связана с умением использовать полученные знания в жизни, способностью применять коммуникативные умения и навыки в любой жизненной ситуации.
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно неумение четко и последовательно высказывать свои мысли. Бедный словарный запас не даёт возможности подобрать слов для выражения своих мыслей, нужное слово они могут заменить местоимением «такой», «как этот» и так далее. В речи употребляют простые, нераспространенные предложения, часто неуместные слова и выражения. Также у учащихся с умственной отсталостью бедный жизненный опыт, скудные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Чтобы скорректировать эти недостатки детской речи особое значение приобретает умение учителя создавать для учеников условия, способствующие высказыванию суждений,
в общении с учениками необходимо чередовать монологические и диалоговые взаимодействия.
Одним из таких приёмов является «Ассоциативный куст» (круг, ряд). Учитель определяет ключевое слово и предлагает учащимся называть слова – ассоциации, которые у них возникли. На доске фиксируется ответы в виде своеобразного «куста», разделяя их на стойкие ассоциации и второстепенные, благодаря чему куст постепенно «разрастается». Данный приём успешен на темах, связанных с временами года, явлениями природы, растительным и животным миром. Универсальность приёма заключается в его использовании на любой учебной дисциплине и возможность применения на всех этапах урока: на этапе актуализации, в основной части, как средство проверки знаний.
Приём «Да - нет» или «Черный ящик»
Название будет зависеть от того, что угадывают дети. Если угадывают задуманное и написанное учителем на карточке слово, обозначающее предмет или явление, связанное с темой урока, и он отвечает, либо да, либо нет – приём «да - нет». Если слово заменено натуральным предметом, положенным в коробочку - «Черный ящик». Эти приёмы развивают как образное, так и логическое мышление, учат связывать разрозненные факты в единую картину, позволяют систематизировать информацию, слушать и слышать товарищей, расширяют словарный запас.
Приём «Снежный ком».
Как снежный ком растёт в ребячьих руках, так и этот приём, привлекает к активной работе всё больше участников. Приём не потерял актуальности, несмотря на свой солидный возраст. Предусматривается два варианта. В первом варианте, учитель подаёт ученику мяч (ком) и предлагает сказать предложение по заданной теме. Следующий ученик, получая мяч, называет своё предложение. Во втором варианте ученики создают общий сюжет рассказа. Первый ученик начинает, второй повторяет то, что сказал первый, и называет своё предложение, третий пересказывает услышанное и продолжает рассказ. Это может быть рассказ о животном, растении, теле неживой природы и тому подобное. Возможно применение опорных схем, рисунков, фотографий. Важно, чтобы «снежный ком»- рассказ- не распался, «был крепким» и содержал интересные события. Для детей с умственной отсталостью, он должен состоять из трёх-четырёх предложений, иначе ребёнку трудно удержать мысль. Этот приём способствует развитию связной речи, правильному построению предложений, развивает логическое мышление.
Постановка проблемной ситуации также играет немаловажную роль, как в решении коммуникативных задач, так и в развитии мыслительных функций. Л. Выготский говорил: «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете». В зависимости от темы урока, это могут быть просто проблемные вопросы, например, - Что случится, если на Земле исчезнут все растения? Или описание проблемной ситуации и поиск путей выхода из неё. Создание игровой ситуации. Организация ролевых игр на уроке способствует формированию умений следовать правилам игры, уметь договариваться, выполнять заданные роли, работать с учебным материалом, делать выводы и представлять полученные факты. Например, сюжетно-ролевая игра: «Следствие ведут знатоки» позволяет рассмотреть объект с разных сторон, выявить его положительные и отрицательные стороны. При изучении темы: «Движение воздуха» следственные группы ведут расследование в 2-х направлениях: ветер – разбойник, ветер - помощник. По теме: «Вода» также её значение можно рассмотреть с двух сторон: вода – есть жизнь и вода - разрушитель. Прием «Рассказ от первого лица»: составление рассказа от имени животного, растения, предмета. Здесь очень важно умение войти в роль объекта, предмета, может быть даже неодушевлённого, и выразить чужие чувства. Приём способствует развитию самовыражения, расширению сферы социального взаимодействия и формирования адекватного отношения, как к себе, так и к окружающим. Для умственно отсталых детей это очень сложно, но выполнимо при неоднократном и регулярно повторяющемся применении этого приёма. С этими приёмами я только ознакомилась, ещё не применяла на практике, они очень интересны и я уверена, дадут положительный результат.
Таким образом, применяя выше изложенные формы работы, на каждом уроке появляется возможность организации речевой практики, умственной деятельности. Подобные дидактические приёмы гарантируют активную работу у учащихся на уроке при систематическом их применении. Хотя есть факт, что посильны они не каждому ребёнку. Трудности в подборе слов, составлении предложений, возникают у слабых обучающихся. Для них это и будет являться «зоной ближайшего развития»
Проведение игр на уроках даёт положительный результат.
1. У обучающихся повысился интерес, повысилась мотивация к урокам .
2. Учащиеся научились рассуждать, используя информацию.
3. Улучшилось воображение, память, мышление.(игра «Да и нет», игр «Третий лишний»).
4. Улучшились качества речи: содержательность, логичность, богатство речи, умение отвечать на вопросы, стиль речи.
5. Учащиеся научились действовать сообща, наблюдать за ответами товарища, стремиться к совместной цели.
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью которого можно повысить интерес. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создаёт такой эмоциональный фон занятий, который помогает воспитанникам лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу, а также развивать личностные качества, например: взаимопомощь, взаимовыручку, поддержку, чувство товарищества. Игра развивает и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение. Опираясь на выше изложенное, можно сделать вывод, что игры необходимы на процессах воспитания, их надо использовать на разных этапах занятий, включать в них разные виды деятельности. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определённым темам, для более эффективного их использования.
Следовательно, игра является эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у школьников с умственной отсталостью.
Игры, представленные в работе, можно рекомендовать учителям и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, их эффективность проверена на практике. В формировании положительной мотивации к обучению у обучающихся с задержкой интеллектуального развития.