Статья «Проектная деятельность как средство формирования и развития коммуникативных компетенций обучающихся»

4
0
Материал опубликован 30 July 2018 в группе

Н.М. Солоникова

учитель русского языка и литературы,

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Вичугская коррекционная школа-интернат № 1»,

Вичуга, Россия
 

Проектная деятельность как средство формирования и развития коммуникативных компетенций обучающихся

Аннотация: В статье описывается применение метода проектов в компьютеризированной образовательной среде, продемонстрировано формирование и развитие речевых умений на каждом этапе работы.

Ключевые слова: русский язык; проект; коммуникативные компетенции.

Стремительные перемены в информационно-коммуникационной сфере привели к тому, что общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет человек в этих процессах.

Современные образовательные процессы не могут проходить без включения в процесс обучения широкого спектра информационных ресурсов, без развития умений обработки и представления информации.

Для среднего образования первостепенную актуальность имеет задача использования возможностей компьютерных технологий в моделировании исследовательской и познавательной деятельности.[1,с.20]

Основываясь на методе личностно-ориентированного обучения и педагогического стимулирования, приоритетным становится проектно-исследовательский метод. На основе данного метода строится любая исследовательская работа учащихся в компьютеризированной образовательной среде. Проектный метод предполагает формирование и развитие многих речевых умений.[3,с.38]

В своей практике я широко применяю проектно-исследовательский метод. В первую очередь, очень важно научить ученика видеть проблему, осознавать ее актуальность. Во время реализации проекта в 6 классе «Молодёжный интернет-жаргон» ребятам было предложено на занятии пообщаться друг с другом с помощью программы ICQ. Обучающиеся, сидящие за соседними партами, спрашивали друга о настроении и погоде, используя интернет - ресурсы. Проанализировав смс-сообщения, мы увидели, что они пресыщены символами, обозначающими эмоции (смайликами), неологизмами и жаргонными выражениями. Перед нами возник вопрос: «Зачем мы так часто употребляем жаргон при общении?» Удачно сформулированная проблема – первый шаг к ее решению. В процессе формулирования проблемы ребята лучше понимают, чего хотят достичь. Процесс составления словарика интернет - жаргонизмов (один из продуктов данного проекта) заинтересовал учеников и помог осознать бедность, скудность и невыразительность сленга.

Надо учить задавать вопросы: «как?», «что?», «где?», «почему?» и самостоятельно аргументированно отвечать на них. В процессе изучения творчества Н.В. Гоголя с учениками 8 классов формулируем вопрос: «Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?» Для более наглядной демонстрации не просто анализируем произведения, но перерабатываем авторский текст в киносценарий (данная композиционная форма сочинений «очень кстати» рассматривается на уроках развития речи), снимаем видеофильмы, для того чтобы прочувствовать особенности портрета каждого персонажа (заостряем внимание на речи героя). Результатом этого проекта стало осознание приемов организации образов пьесы, осмысление таких литературных приемов, как ирония, сарказм, гиперболизация. Ученики смогли реализовать свои творческие способности в литературе – создать сценарий, проявить актерское мастерство, исполнить роли костюмеров, гримеров, кроме того осуществить техническую сторону съемок – снять видео, смонтировать, добавить спецэффекты, наложить закадровый текст, оформить пояснительные надписи и титры. Участники проекта «Чиновничья Россия в пьесе Гоголя «Ревизор»» создали короткометражные ленты «К нам едет ревизор» и «Разоблачение», а затем на «конференции кинокритиков» съемочные группы раскрывали секреты реализации своих замыслов.

После постановки проблемы – переходим к этапу планирования. Например, проект «Лингвистические мультфильмы» подразумевал создание видеосюжетов по изучению правил русского языка для ребят младшего школьного возраста. Шестиклассники определили этапы работы (сочинение сказки, иллюстрирование эпизодов, сканирование рисунков, озвучивание), распределили обязанности. Этот творческий проект позволил не только повторить в игровой форме правила русского языка, проявить себя начинающим сказочникам и художникам, но и стать источником знаний и образцом грамотной, правильной речи для младших школьников. Выступление в роли мультипликационного персонажа (при озвучивании) давало ребятам чувство защищенности и какие-либо неудачи (речевые недочеты) воспринимались не столь остро, а безусловный успех таких «ПРАВИЛ» у аудитории определил повышение мотивации, интереса к речевой деятельности.

Сбор и обработка информации является следующей фазой реализации проекта. Сегодня каждый школьник умеет ориентироваться в информационном пространстве, быстро находить необходимый материал. Поиск информации по определенным вопросам превращается в самостоятельное задание – это обеспечивает активную индивидуальную работу, коррекцию речевых пробелов конкретного ученика. Обработка информации для сообщения по теме «Ономастика. Антропонимика. Происхождение имен и фамилий одноклассников» помогла узнать территориальную принадлежность своей фамилии и расширить знания о ее значении, происхождении. Многие заинтересованные ребята 6 класса подключили к работе над проектом родителей, изучили дополнительно исторические сведения о своей родословной. Таким образом, проект оказался междисциплинарным, затронул русский язык, географию и историю.

Каждая творческая и исследовательская работа не является узкоспециализированной, даже краткосрочная и на первый взгляд ограниченная рамками предметной области. Проект в 6 классе «Диалектизмы в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой»» наряду с лингвистическими задачами: уточнение понятия «диалект», составление словаря диалектных слов рассказа, понимание роли диалектной лексики в литературном произведении, помог многим учащимся увидеть взаимосвязь биографии и творчества автора. Заинтересовали ребят особенности быта, природы далекой Сибири. Работая по теме «Разряды имен прилагательных», одна группа учащихся использовала географических названиях именно местностей Сибири (Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Барабинская низменность, Русская равнина). Другая группа сосредоточилась на творчестве В.П.Астафьева и искала прилагательные в названиях произведений «Васюткино озеро», «Последний поклон», «Медвежья кровь», «Трофейная пушка», «Мальчик в белой рубахе», «Ясным ли днем». Инициатива привести примеры из данной сферы показывает высокую познавательную активность учащихся, их умение отбирать и классифицировать информацию.

Создание проектного продукта, безусловно, наиважнейший момент исследования. На этом этапе использую творческие задания: театрализация, пересказ от имени героя, словесная дуэль литературных персонажей, иллюстрирование, составление диафильма, написание сочинений-миниатюр, создание киносценария, составление словариков, мини-энциклопедий, кроссвордов, брошюр, агитационных листков, оформление книжек-малышек, создание презентаций. Оформление и анализ собранного материала способствует развитию осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров и письменных речевых умений.

Одним из наглядных результатов проекта по развитию речи «Официально-деловой стиль речи» стали брошюры для первоклассников «Соблюдай правила дорожного движения». Ученикам во время создания пособия было нужно сформулировать требования к пешеходу, придерживаясь официально-делового стиля речи.

Фоторепортажи по теме «Профессии», созданные совместно с родителями учащихся, стали прекрасным пособием для уроков развития речи. Красочно оформленные «Дневники читателя» с использованием фотографий, рисунков, содержащие сжатые изложения по произведениям, отзывы ребят о прочитанном, стали итогом проекта «Читающая семья». Данный проект предполагал повышение интереса к семейному чтению, способствовал укреплению отношений в семье.

Кульминацией проекта является его представление, «защита». Именно на данном этапе наиболее ярко проявляются речевые умения: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), адекватно передавать прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), отражать в устной форме результаты своей деятельности.

Защита проекта «Образ природы в стихотворениях Тютчева» прошла в нетрадиционной форме – интервью с автором. Ребята задавали вопросы о творческом пути поэта и его видении стихотворений, были вынуждены выбирать, использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Для ребят шестого класса роль автора показалась настолько привлекательной, что теперь мы используем прием интервью и пресс-конференции при знакомстве с биографией писателей регулярно. Весьма интересной и эффективной формой представления проекта является дуэль литературных персонажей. Исследовательскую работу по литературе «Три преступления Германна» (по повести «Пиковая дама» А.С.Пушкина) учащиеся 8 класса завершили словесной дуэлью Лизы и Германна. Ребята постарались понять точку зрения персонажа и представить аргументы в защиту позиции героя. Правда, Германн (в нашей интерпретации) не нашел достойного оправдания алчности, лжи и убийству. Надо отметить, что исполнение роли персонажа 19 века придало речи ребят изысканность, а интонации преобладали вежливые, уважительные. Умение уважать мнение оппонента - необходимый опыт.

В отличие от Германна, другой персонаж, подвергшийся нашей оценке, получил снисхождение. «Суд над Пугачевым», с участием присяжных заседателей, был итогом проекта «Кто главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?». Прокурор-обвинитель приводил устрашающие воображение цифры погибших во время восстания, примеры зверств беглого каторжника, а адвокат демонстрировал доброту, отзывчивость, великодушие, душевное благородство самозванца. Свой вклад внес свидетель защиты – Гринев П.И. и признанная потерпевшей Миронова М.И.. В итоге голоса присяжных разделились, высокое жюри к единому мнению не пришло, оставив подсудимого «под подпиской о невыезде».

Переосмысление продуктов собственной активности, самооценка деятельности необходимый элемент проектной деятельности. Форма круглого стола позволяет учащимся высказать собственное мнение по поводу практической значимости проекта и оценить свой вклад в работе группы. Бесспорно, словесная рефлексия требует формирования и развития. Регулярная самооценка, начиная с приемов «Выбери близкое для тебя утверждение» (я доволен своей работой; я мог бы быть активнее…), «Дополни предложение» (я смог….; у меня не получилось….) и, заканчивая составлением письменного отзыва-рассуждения о проекте, стимулирует учеников, заставляет критически мылить, анализировать каждый этап своей деятельности. Важность перенесения знаний полученных во время работы в практическую область нельзя переоценить. Например, проект «Профессии» помог ребятам расширить горизонты профессионального самоопределения. Работа над монтажом кинофильма «Разоблачение» увеличила число учеников посещающих кружок информатики. Костюмеры и гримеры съемочной группы в дальнейшем представили проект по технологии «История женского костюма в 19 веке». Анкетирование после работы над проектом «Молодёжный интернет-жаргон» показало снижение использования сленга учащимися. Несомненно, одно, каждый проект – это ступень, развивающая речевые и языковые навыки, а значит коммуникативную компетенцию.

В заключение необходимо сказать, что вопрос путей формирования коммуникативной компетенции школьников в условиях компьютеризации образовательного процесса на сегодняшний день является актуальным, конкретные технологии и методы позволяют успешно развивать коммуникативную компетенцию в условиях информационной среды.

Литература

1. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24

2. Мулярчик, Н. Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка // Начальная школа. – 2013. - № 2. – С. 28-31

3. Охрименко, М. П. Учебный проект // Литература в школе. – 2013. - № 4. – С. 38-39

4. Подругина И. А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А. Подругина, О.В. Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам)

N.M. Solonikova

Project activity as a means of formation and development of communicative competences of students

Abstract: the article describes the application of the method of projects in a computerized educational environment, demonstrates the formation and development of speech skills at each stage of work.

Key words: Russian language; project; communicative competences.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации