Публикация «Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами игровых технологий на уроках истории»

2
0
Материал опубликован 15 April 2023

Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами

игровых технологий на уроках истории.



Для многих учеников история не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому одной из главных задач обучения истории является необходимость заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучении прошлого. Процесс изучения истории должен быть доступным, интересным и предполагает использование разнообразных методических приемов творческого и игрового характера.

Игра – одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший результат. Игра повышает мотивацию учащихся. Даже те ученики, которые не интересуются историей, с удовольствием участвуют в играх на уроках.

Усвоение материала по истории школьниками может осуществиться более успешно при использовании игровых технологий, может качественно изменить усвоение учебного материала, повысить познавательную активность и интерес к предмету история, если игры:

- имеют дидактическую, развивающую, воспитательную ориентацию;

- проводятся с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся;

- развивают познавательный интерес к истории;

- созданы условия для самовыражения личности;

- способствуют повышению творческого потенциала учащихся;

- использованы при разумном пропорциональном сочетании с другими этапами урока.

Тщательно изучив дидактические игры, нами подобраны такие игры как “Восстановление хронологии” – игра для проверки заний, “Хабылык” – игра на словарную работу, “Соберем цепочку” – игра для закрепления, “Из уст в уста” – игра на изучение нового материала, “Верю - не верю” – игра на повторение, и т.д.



Варианты игр, которые использую в своей педагогической практике:

Игра «Хабылык» (Лучинка).

Эта игра основана на якутскую настольную игру «Хабылык». Суть игры в том, что каждая лучинка пронумерована, а под номерами зашифрованы исторические термины или выражения. Ученик, из нескольких лучинок должен поймать одну. И дает определение термину или объясняет значение выражения. Эту игру можно провести при проверке и закреплении знаний учащихся. Игра интересна тем, что ее можно провести вместо физминутки.

Игра «Восстановление хронологии».

Эта игра применяется при повторении или закреплении материала. Класс делится на 2 или 3 группы, если в классе мало детей могут играть коллективно. Каждой группе даются чистые листы бумаги. Задание для всех групп одинаковое: на листочках написать события из какого-нибудь определенного периода времени. Притом одно событие пишется на одном листочке. 2-е задание: ученики, каждый с листочком на руках, должны встать в хронологический ряд. Игру также можно провести вместо физминутки.



Игра «Соберем цепочку».

На доске пишется цепочка цифр. Дети должны выделить даты и назвать события, связанные с этими датами. Игра дается на этапе закрепления. Помимо занимательности, при регулярном использовании данной игры заметно улучшается зрительная память учащихся.

Игра “Верю – не верю”.

Это интеллектуальная игра, известная многим. Правила игры «верю – не верю» очень просты – ведущий задаёт вопросы, а игрок решает, верить ли информации, которая в них содержится или нет.

Игра «Реставрация».

Игра поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз, необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его.

«Зашифруй текст».

Так же можно проводить обратную игру - «Зашифруй текст», в которой требуется сократить текст насколько это возможно, чтобы потом воспроизвести первоначальный текст - работа по составлению конспекта. Успешность отработки данного умения в игровой форме очевидна.

Игры- головоломки, ребусы, кроссворды.

Игры- головоломки, ребусы, кроссворды так же могут использоваться на уроках изучения нового материала. Чаще эти задания выполняются по ходу рассказа учителя или сразу после него.

Преимущества данных игр:

особой подготовки не требуют;

продолжительность игр не более 5-10 минут;

многократность;

охват большого количества обучающихся;

меняется микроклимат на уроке;

появляется взаимопонимание, взаимопомощь.



Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что ученику по своей природе нравится играть.

Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа.

Необходимо отметить, что дидактические игры при разных этапах урока истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации