Сценарий постановки о няне А.С. Пушкина «Его сама Россия нянчила руками крепостной Арины»
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины
Сценарий постановки о няне А.С.Пушкина, о ее роли в становлении поэтического дара писателя, в появлении любимых всеми сказок
Цель постановки - сохранение культурного наследия, содействие популяризации творчества А. С. Пушкина, продвижение знаний об отечественной литературе и выразительных средствах театрального искусства.
Возраст исполнителей – 1-3 классы
В постановке звучит музыка Римского-Корсакова «Море» (фр.оперы «Садко»), Гуно «Фауст», финал (отрывок), Э.Грига «Рассвет», русская плясовая, восточные мотивы, аудиозапись отрывка из поэмы «Руслан и Людмила», сценические шумы. Лейтмотивом в сценарии проходит стихотворение Николая Доризо «Когда я в бронзе вижу Пушкина …»
Фонограмма музыки Э.Грига «Рассвет». Под музыку на сцену выходят А.Пушкин (ребенок), Няня Арина Родионовна (она же Автор), герои пушкинских сказок
Автор. Когда я в бронзе вижу Пушкина,
Стоящего в плаще крылатом,
Живое личико старушкино
Всегда мне видится с ним рядом,
Трудилась, господа не гневала,
Жила, как все. Вставала рано.
Но без неё, быть может, не было б
У нас Людмилы и Руслана.
Няня. Спать пора, Александр Сергеич, батюшка мой разлюбезный!
Хотите, расскажу вам сказку?
Пушкин. Хочу, хочу!
Няня. Слушайте…
У лукоморья дуб зелёный; (выпрямились, встали на носочки)
Златая цепь на дубе том: (развели руки в стороны)
И днём и ночью кот учёный
Всё бродит по цепи кругом; (ходьба на месте)
Идёт направо – песнь заводит, (поворот)
Налево – сказку говорит. (поворот)
Там чудеса: там леший бродит, (ходьба на месте)
Русалка на ветвях сидит. (сели на место)
Там царь Кащей над златом чахнет,
Там русский дух,
Там Русью пахнет…
Пушкин. Мне няни моей сказка помогает
Представить море...Как оно играет,
И как бурлит оно, И как хохочет ...
Сказать, как будто, море что-то хочет
И море это как живое,
Такое яркое, такое голубое…
Волнами ласково зовёт к себе, манит
И в сказку мудрую нам двери отворит.
Фонограмма музыки Римского-Корсакова «Море»(фр.оперы «Садко»). Выносится отрез голубой ткани, растягивается как море и волны
Автор. Вот у самого синего моря
Жил старик со своею старухой.
Старуха. Ой, корыто поломалось!
Ой, дворянкой стать мечталось…
Ох, хотелось бы одной
Быть владычицей морской!
Слишком много мне желалось…
Вот ни с чем я и осталась!
Дурачина ты, простофиля!
Ступай, поклонись рыбке!
Автор. Вот закинул старик в море невод –
Пришел невод с золотою рыбкой.
Старик закидывает невод. Из моря появляется Рыбка
Рыбка: Чего тебе надобно, старче?
Старик: (кланяется Рыбке)
Смилуйся, государыня рыбка,
Пуще прежнего бранит меня старуха!
Помоги попасть в другую сказку!
Рыбка: Не печалься, ступай себе с богом.
Будет тебе другая сказка (уплывает в море)
Пушкин. Няня, да ты уснула?
Другую сказку, няня! Другую…
Няня. Ну, слушайте…
Автор. Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И няня русская, старинная
Его, младенца, пеленала…
Фонограмма восточной музыки. Появляется Шамаханская царица, танцует
Автор. Мы сказку эту каждый день читаем,
Ее почти что наизусть мы знаем,
Но снова, снова книгу открываем
И Шамаханскою царицей стать мечтаем.
Пушкин. Мне няни моей сказка помогает
Представить царство...
Где великий царь Додон
Страною правил, Но случилось чудо,
И вот волшебным петушком владеет он…
Автор. История о власти и измене.
Все. Пусть сказка оживёт на этой сцене!
Автор. Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Знаем мы, что у Дадона,
Петушок есть, страж короны (появляется Петушок)
Коль концы своих владений,
Охранять от нападений –
Станет птица – петушок.
Закричит и встрепенётся –
Моментально враг уймётся!
Петушок. Куре ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!
Автор. Но влюбился царь в девицу,
Шамаханскую царицу…
Только ей одно лишь надо,
Посмеяться до упаду.
Впрочем, кое-что умела:
Танцевала, песни пела (Шамаханская царица танцует)
Автор. Но царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намёк,
Все. Добрым молодцам урок!
Пушкин. Что за прелесть эти сказки!
Каждая-есть поэма!
Другую сказку, няня!
Няня. Ну,слушайте…
Автор. Она о нас совсем не грезила,
Когда с хитринкой, по-крестьянски,
То вдруг задумчиво, то весело
Ему рассказывала сказки.
В душе звала сынком, кровиночкой,
А вслух – лишь Александр Сергеевич.
Водила в сутолоке рыночной
На праздники народных зрелищ!
Фонограмма народной плясовой. Герои танцуют на ярмарке
Яркий, шумный балаган
До чего приятен нам!
Сколько в нём веселья, смеха,
А герои – вот потеха!
Выходят Поп, Попадья и Балда
Поп, Балда и попадья,
Бес и вся его семья
В этой сказке поселились,
Чтобы мы повеселились.
Пушкин. Кто это, няня?
Балда: Я – Балда! У попа работник –
Повар, конюх и плотник.
Служу ему славно, усердно и очень исправно.
Пушкин. А куда ты идешь?
Балда: Иду к морю. Буду там веревку крутить,
Да конец ее в воде мочить.
Платить обязались черти
Попу оброк до самой смерти.
Лучше б и не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за 3 года!
Выходят Поп, Попадья и Балда. Фонограмма "волшебные превращения", под которую Поп получает щелчки, Поп качается от щелчков Балды, на третьем - уползает
Попадья. Ай да работник, ай да Балда!
Получил оброк и плату сполна!
Пушкин. Другую сказку, няня!
Все. Ну, слушайте…
Фонограмма текстовой части из песни Л.Сенчиной «Милая мама» «…Сел Иван-царевич на серого волка…» Герои обыгрывают текст пластически. В конце все герои пробегают под отрезом ткани, натянутым как шатер и выстраиваются на авансцене
Пушкин (в зал). Для вас души моей царицы, .
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых
Под шёпот старины болтливой,
Рукою Пушкин написал.
Ничьих, не требуя похвал.
Автор. С ним вы, Арина Родионовна,
В веках остались неразлучно.
Святое слово – слово «родина»
Так с вашим именем созвучно.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна