«Эко-бум» или в чем заключается успех экологической работы в начальной школе
«Эко-бум» или в чем заключается успех экологической работы
в начальной школе.
НОЧУ СОШ «Юджин – Центр»
Учитель начального образования Рыжкова О. В.
Москва 2019 г.
Обдумывая содержание будущей статьи, я «столкнулась» с тем, что текстов подобной направленности на просторах интернета существует превеликое множество. Естественно, мне хотелось стать не просто членом данного множества, но попытаться предать актуальность этого направления в начальной школе и немного рассказать о накопленном лично мною опыте в рассматриваемой области.
Подбирая название, тоже задумалась. Почему то возникло словосочетание: «Эко-бум». Действительно, слово «Бум» – в переносном смысле – чрезмерное оживление вокруг какого-либо события (Толковый словарь С. И. Ожегова). Это вполне соответствует тому обилию мероприятий, которое наблюдается вокруг всех тех явлений, где фигурирует слово «экология».
Итак, «Эко-бум» – это комплекс экологических мероприятий, направленных на «оживление» повседневной школьной деятельности. Очевидно, что связано это с необходимостью поддержать лучшие (на мой взгляд) экологические инициативы и сделать рутинную работу более эффективной.
Целью является:
повышение уровня экологической культуры и экологической грамотности учащихся, достигаемое посредством различных технологий
Задачами комплекса «Эко-бум» представляются:
расширение, систематизация и закрепление знаний учащихся о локальных и глобальных экологических проблемах, обучение нахождению способов решения этих проблем;
развитие у учащихся познавательного интереса и сопереживания к проблемам экологии;
воспитание у учащихся любви к природе родного края и навыков её сбережения.
Основные мероприятия, поведённые мною в рамках комплекса «Эко-бум» на площадке НОЧУ СОШ «Юджин-Центр», представлены в Приложении 1.
Приложение 1.
Мероприятия, проведённые в рамках комплекса «Эко-бум» на площадке НОЧУ СОШ «Юджин-Центр».
Экоуроки:
Уроки помогают формированию навыков заботы о природе в самых разных сферах: сбережение воды и энергии, раздельный сбор отходов, новые технологии для экологии, «зеленые» профессии будущего и во многих других. Уроки имеют интерактивный игровой формат. Помимо увлекательной информации, уроки содержат творческие задания, настольные игры, необычные раздаточные материалы.
ЭКОКЛАСС Тема «Вода, ее использование и охрана», «Моря России. Сохранение морских экосистем», «Эковещи».
Экоакция «Покорми птиц 2018», «Птичкин дом. Зима 2019»
Цель - привлечь внимание обучающихся к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период. Воспитывать любовь к нашим пернатым друзьям, желание заботиться и помогать им.
На уроках окружающего мира ребята узнавали о птицах нашего региона, узнавали информацию о зимующих птицах, выполняли рисунки птиц, участвовали в викторине «Наши пернатые друзья». В итоге этой работы, ребята пришли к выводу о необходимости подкармливать птиц в зимний период.
Дети с удовольствием приняли участие в акциях «Покорми птиц 2018», «Птичкин дом. Зима 2019». Каждый ученик создал свою оригинальную кормушку. Свои работы мы отвозили в Природно-исторический парк «Битцевский лес». С ним мы сотрудничаем уже не первый год. В Битцевском парке проводятся мероприятия по сохранению численности животных и растений, восстановлению биоразнообразия, биотехнические и лесовосстановительные мероприятия, экологические акции, праздники, экскурсии для школьников и местного населения.
Экоэкскурсии: «Больше, чем урок!»
Экологические экскурсии в удивительный мир природы. Во время путешествия ребята узнают много новых фактов о разнообразном животном мире нашей страны и планеты, знакомятся с прекрасными представителями фауны и флоры.
Экскурсии в мир животных помогают понять и изучить биологию и поведение зверей, а также знакомят школьников с проблемами охраны животных и учат бережно и трепетно обращаться с братьями нашими меньшими.
Экоуроки в музее: «ЭкоМосква»
В ЭкоМоскве можно посетить интерактивные занятия:«Птица под микроскопом: пух и перья»
Цель предоставить любому желающему возможность получить информацию о природе и экологических проблемах Москвы и Подмосковья.
Наглядность, интересная подача призывают обратить внимание на окружающий мир, относиться к нему бережно и заботливо, стремиться сохранить редкие экземпляры флоры и фауны.
Также наш класс побывал и на других уроках в музеях. Эти нестандартные занятия дают ребятам возможность получить больше интересной информации, увидеть много экспонатов. Такая новая форма урока дает много эмоций детям, надолго остается в их памяти.
Наш класс посетил Воробьёвы горы: эколого-просветительский центр.
Здесь есть интерактивные модули, которые демонстрируют как можно бережно относиться к природе каждому человеку. Есть и целый исследовательский центр. Он оснащён по последнему слову науки и позволяет всем желающим стать на время учёными и провести исследования воды, воздуха, почвы или какой-то интересный опыт сделать.
Целью экоквестов является повышение экологической культуры детей, расширение представлений о рациональном взаимодействии человека с природой.
Квест – это игра, приключения, в которой вам, ребята, нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему - экология. С педагогической точки зрения - это активная игровая форма обучения, так как в ней одновременно задействованы интеллект, творческое воображение учащихся, предполагающий взаимосвязь творческого подхода, умственной и физической активности. При использовании игр, в которых модулируется ситуация и происходит чередование видов деятельности, ребята более внимательны и имеют возможность в полной мере реализовать свой потенциал.
Квест способствует развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе, развитию экологического мировоззрения. Квесты очень любят дети. Ребята приобретают и огромный опыт коммуникации, учатся работать в команде.
Эковыставки: «Сохраним природу – сохраним будущее!»
В нашем классе также часто проводятся различные выставки, посвященные природе. Учащиеся в них раскрываются по- новому. У них есть возможность продемонстрировать свои таланты, воображение. К такой работе подключаются в помощь детям и родители. Что несет большую воспитательную направленность в развитии детей.
Экодни:
На сегодняшний день в мире существует множество важнейших дат и праздников (как международных, так и национальных), связанных с экологией. Эти важные даты призваны обратить наше внимание и заставить задуматься о том, в каком мире мы живем, как мы беспощадно его уничтожаем, и какие шаги предприняты человечеством для того, чтобы нашим потомкам достался прекрасный и удивительный мир, а не ужасная всемирная свалка.
Так на уроках я знакомлю учащихся с важными датами. На уроках демонстрирую презентации на данные темы, ребята делают макеты объектов природы, приглашаем специалистов по проведению интерактивных игр.
Важными датами для моих ребят стали 15 апреля – День экологических знаний, 22 апреля – Всемирный день Земли, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды и День эколога.
Экопроекты: «На этой планете жить мне и тебе».
Мои ученики с большой любовью создавали макеты Земли.
Экоконкурсы: «Загадки птиц»
Ребята очень любят различные игры, посвященные природе. В 1 и во 2 классе готовят сообщения о птицах, растениях, подбирают загадки, выполняют рисунки, делают кроссворды.
Экопрезентации: «Юные экологи Москвы – 2018»
На уроках информатики ребята учатся создавать презентации. Этот процесс для них становится очень увлекательным. Обогащая свой технический арсенал, они совершенствуются и в дальнейшем делают очень интересные презентации, многие из них на экологические темы.
«Экспедиции на особо охраняемые природные территории Москвы»
Также мы с классом осваиваем новую форму. Это экологическая экспедиция, целью которой является привлечение школьников к участию в решении экологических проблем. Практическая задача: исследование экологического состояния районов исследований, выяснение взаимосвязи между деформацией природной среды, культурными традициями и экономикой, оказание практической помощи по сохранению памятников природы.
«Круглые экостолы: «Беречь природы дар бесценный».
Цель таких круглых столов: дать понятие о глобальном загрязнении окружающей среды, влиянии на здоровье человека, экологической безопасности населения, воспитание бережного отношения к здоровью, природе; формирование у учащихся познавательного интереса к экологическим проблемам и стремления принять посильное участие в их решении. Обсуждение таких проблем, как вырубка леса, загрязнение воды, воздуха, почвы, истребление животных, проблема нарушения водного баланса Земли, утилизация твердых отходов.
Экоконференции «Эколикбез»
Цель - пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в целом. Проведение конференции требует особой подготовки. Это индивидуальная подготовительная работа, самостоятельный поиск информации в подготовке докладов, сообщений, плакатов, стихотворений, работа с дополнительной литературой, участие в обсуждении докладов, групповое сотрудничество в диалоговом обсуждении проблемы, актуализация знаний и опыта, на основе которых делаются самостоятельные выводы и обобщения.
Экодвижения «Бережём планету вместе»
Деятельность экодвижения направлена на пропаганду и реализацию мероприятий по экологическому всеобучу и сохранению биоразнообразия, укрепление гражданского отношения населения к окружающей среде, формирование экологического сознания. Программа построена на принципах доступности и широкого охвата учащихся. Творческая работа (рисунки, фотография, проза и поэзия). Практическая работа (трудовые десанты, субботники, экопоходы). Исследовательская работа (исследовательские лабораторные работы и практикумы).
Наш класс участвует в Экологическая акция «Бумажный Бум» городского экологического фестиваля «Бережем планету вместе».
Цель такой акции - повысить экологическую культуру детей и молодежи, сформировать у них ответственное, бережное отношения к окружающей природе и природным ресурсам.
Разумеется, объём статьи не позволяет достаточно широко осветить все те мероприятия, которые были проведены мною по заявленной теме. Да это, наверное, и не требуется. И даже столь незначительный материал позволяет, на мой взгляд, подвести читателя к убедительному выводу о том, что система экологических мероприятий, интегрированная в повседневный образовательный процесс, позволяет не только «оживить» его, но и пробудить или развить интерес младших школьников к вопросам, связанным с использованием, и, как следствие, сбережением окружающей среды. И, если это произошло, учитель может с чистой совестью говорить о том, в большом деле сохранения планеты для будущих поколений есть и толика его труда.
Ссылки: https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=1&clear=1
https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/vneklasnye-zanjatija-po-yekologi-dlja-mladshih-shkolnikov.html
Пролубщикова Наталья Владимировна
Панагушина Елена Аркадьевна
Черкесова Л.И.
Дубинская Галина Фёдоровна
Людмила