Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7 классов «Экологическая бродилка»

2
0
Материал опубликован 3 February 2016

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 19 п. Заводской

Экологическая бродилка

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Разработала мероприятие

учитель химии и биологии

МОБУ ООШ № 19 п. Заводской

Пыжук С.Б.

 

Цели:

- воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде;

- развитие мышления и сообразительности;

- расширение кругозора;

- проверка знаний, эрудиции.

 

Задачи:

развивающие:

– способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

– стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

– повысить познавательную активность;

образовательные:

– актуализировать знания детей о природе, её составляющих и значении;

воспитательные:

– способствовать формированию коммуникативных навыков;

– создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пластиковые бутылки, дырявые носки, лопнувший воздушный шарик, пустой стержень от ручки, карточки красного, черного и синего цветов, письмо от Мюнхгаузена, лук, чеснок, лимон, мандарин, лавровый лист, перец, лист герани и др., глобус или карта полушарий.

Действующие лица: ведущий, Баба-Яга, Леший, Красная Шапочка, ученики.

Учащихся поделить на две команды можно так: при входе в кабинет, где будет проводиться мероприятие, раздавать изображения капелек воды разного цвета (например, синие и зеленые). Сформировать команды синих (те, кому достались капельки синего цвета) и зеленых (те, кому достались капельки зеленого цвета). Таким образом, получаются смешанные команды из ребят разного возраста.

Из присутствующих взрослых выбрать жюри.

Ведущий:

- Здравствуйте, дорогие ребята и гости. Нашу встречу я хотела бы начать с притчи (слайд 2)

Однажды юноша решил проверить мудреца. «Хм, - подумал он, - вот пойду сейчас поймаю бабочку и спрошу: «Скажи, мудрец, она жива или мертва?» Если он ответит, что жива, я сожму её и она умрёт, и покажу что она мёртвая. Если мудрец скажет, что она мертва, я просто отпущу её и он увидит что она жива!»
Вот он взял в руку бабочку и направился к мудрецу.

- Скажи мне, мудрец, вот я держу в руках бабочку, ты человек мудрый, скажи, она жива или мертва???
Посмотрев на юношу мудрец ответил:
- Всё в твоих руках…

- О чем эта притча? Как она связана с темой нашей встречи?

Ведущий: Правда это было или вымысел, далеко ли, близко ли, но стоял вблизи одного города большой Волшебный Лес. А может, и не волшебный он был вовсе, а самый обыкновенный. Просто воздух там был свежий-пресвежий, деревья росли большие-пребольшие, травы и цветы были красивые, а речка текла с кристальной живой водой.

Жили в том лесу звери и птицы, да сила лесная нечистая, что в любом Волшебном Лесу проживает. Жили они между собой дружно, не ссорились. Разве что иногда, в шутку, пугали грибников да рыбаков, которые приходили из соседнего города грибов-ягод пособирать, да рыбки половить (слайд 3)

Только вот, чем больше рос город, тем неспокойнее становилось в Волшебном Лесу. И решила нечистая сила собраться на совет.

Леший:

Наш большой красивый лес

Вызывает интерес.

До него уже добрался

Весь технический прогресс.

Баба Яга:

К нам приходит разный люд.

Грибы-ягоды берут,

А взамен пустые банки

Побросают и уйдут.

Ох, беды, ребята, жди

Льют кислотные дожди.

В речке рыбы уж не видно,

А ведь было пруд пруди.

Леший:

Рубят елки и дубы,

Дым валит из их трубы

Воздух стал совсем ни к черту,

И поганки лишь грибы.

Как нам, бабка, дальше жить?

Что нам делать, как нам быть?

Может, всех кто к нам приходит,

Мне в болото заманить?

Б.Я.:

Фу, нечистая ты сила!

Разве ж я о том просила?

Хватит нюни распускать,

Надо все точней узнать.

Что, зачем и почему –

Я сама сейчас пойму.

Прячься Леший, идиот,

Вон, Красная Шапочка идет.

Мы ее сейчас поймаем,

Она нам пользу принесет.

Красная Шапочка:

Здравствуйте, Бабулечка Ягулечка и Леший. Я Красная Шапочка, иду к бабушке, а тут вы людей пугаете. И вообще, я думала, что нечистая сила только в сказках бывает.

Б.Я.:

Нас нечистыми зовут?!

Оглянись-к ты вокруг –

Этот лес красивым был! (слайд 4)

Человек его сгубил!

Леший, тащи скорее зелье,

Будет нам сейчас веселье…

Превратим сейчас девчушку

Мы в неведому зверушку.

К.Ш.:

Стойте, стойте, погодите!(слайд 5)

Никуда не торопитесь.

Я сама вас удивлю

И стихи вам расскажу!

(читает стихи):

На нашем шарике земном
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса 
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес. 
По лесу бродит серый волк, 
И ландыш тоненький цветёт 
В степи ковыль, как нелепый шёлк. 
Расчёсывает ветерок.
Гремит на скалах водопад, 
И брызги радугой летят,
А в синем море толстый кит -
Большой, как дом, на волнах спит. 
Не разрушайте этот мир, 
Девчонки и мальчишки. 
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Леший:

Тоже мне – большое чудо!

Стихи она читает!

А как в лесу себя вести – не знает!

К.Ш.:

Да знаю я, как вести себя в лесу. И вообще, что вы ко мне пристали? Пустите меня, меня бабушка ждет (К.Ш. ест конфеты, а бумажки бросает на пол, допивает воду из бутылки и бутылку бросает).

Леший: (слайд 6)

Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? (команды отвечают). А вот я сейчас проверю. Предлагаю вам несколько ситуаций, в которых может оказаться каждый из вас.

Выберите один из трех ответов.

Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?

- полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл)

- засушу его для школьного кабинета биологии (3 балла)

- осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов)

2. Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?

- покормлю птенцов (3 балла)

- позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов)

- буду наблюдать издали (1 балл)

3. Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты будешь их собирать?

- все подряд (5 баллов)

- по одной только спелые ягоды (1 балл)

- срывать веточки с большим количеством ягод (3 балла)

4. После похода в лесу остался мусор. Что нужно сделать?

- отнести в кучу, которая уже есть (3 балла)

- ставить всё, как есть (5 баллов)

- всё, что можно сжечь, остальное закопать (2 балла)

5. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Что вы сделаете?

- пройдёте мимо, не тронув, так как они лекарство для животных (3 балла)

- уничтожите, так как они вредны для человека (5 баллов)

- полюбуетесь на их красоту (1 балл)

- Посчитай, сколько баллов ты набрал. Теперь по сумме определи, к какой группе юных друзей природы, ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравиться в результате. Лучше задумайся (слайд 7)

5 – 11. Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь её охранять. Главное – не останавливайся, стремись узнать побольше.

12 – 18. Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания не полны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми, и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести ей пользу.

19 - 25. Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты ещё знаешь немного.

Конкурсы проводит ведущий, а Леший, Баба-Яга и К. Шапочка могут присоединиться к командам.

 

1 Конкурс «У Лукоморья» (слайд 8)

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

Итак, представим, что знаменитый лукоморский кот имел первоначальные знания по биологии, любил этот предмет, поэтому в первую очередь отдавал предпочтения тем сказкам, где героями были растения или животные.

А любите ли вы сказки? Много сказок знаете? А вот я сейчас проверю. Готовы?

С незапамятных времен люди бережно относились к животным. Считали неразумным отстреливать ради забавы животных, понимая, что это может привести к гибели потомства.

В какой сказке такие животные, как медведь, заяц просят не убивать их и пожалеть их деток? (Кощей бессмертный) (слайд 9)

Люди всегда бережно относились ко всему живому. Заходя в лес, старались не вмешиваться в жизнь животных в естественных условиях. Человек, который приходит в лес и нарушает покой, может оставить после себя разоренные гнезда, муравейники, а возможно и пожар.

В какой сказке большой лесной зверь нарушил мирное сосуществование других животных? (Теремок) (слайд 10)

Люди подмечали, что все животные разные, а строение их тела, клюва или хвоста помогает им выжить в определенных условиях. Лиса пушистым хвостом заметает следы, заяц меняет окрас шерсти, а клест своим крестовидным клювом достает семена из шишек.
Эти познания отражались в сказках.
В какой сказке показаны различия в строении зверей и птиц, что помогает им есть каждому свою пищу? (Лиса и журавль)

(слайд 11)

С давних времен люди наблюдали за явлениями природы: радугой, дождем, снегопадом. Подмечали: после дождя бывает радуга, после засухи – дождь. Вода испаряется, пар поднимается вверх, появляются облака, которые проливаются на землю дождем.

Героиня какой сказки растаяла и превратилась в облачко, потому что была из воды? (Снегурочка) (слайд 12)

С давних времен люди считали, что многие серьезные болезни людям передаются от животных. Один из путей передачи инфекции - через воду. Поэтому даже в сказках предостерегали не пить грязную воду из открытых источников.

Героиня какой сказки не разрешает пить своему брату грязную воду? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) (слайд 13)

Но человек может быть не только врагом, но и другом природе. Вылечить раненое животное или даже просто не сорвать цветок – это тоже помощь всему живому. Героиня какой сказки помогает яблоне сберечь ветви от большого количества яблок, тем самым спасая дерево от гибели? (Гуси-Лебеди) (слайд 14)

 

2. Конкурс «Новое применение»

Все вещи рано или поздно приходят в негодность, их приходится выбрасывать. Но есть люди, которые придумывают новое применение старым, ненужным вещам. Попробуйте найти не менее 10 новых применений отслужившим своё предметам:

- дырявому носку;

- лопнувшему воздушному шарику;

- пустому стержню от ручки;

- пластиковой бутылке.

 

3. Конкурс «Экологический светофор» (слайд 15)

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

Ребята наблюдают за муравьями. (с)

Дети оставили костёр в лесу. (ч)

Ребята огородили муравейник. (с)

Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)

Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)

Ребята срезают грибы ножиком. (к)

Ученики очищают парк от мусора. (с)

Ребята увидели гнездо в траве. (к)

Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)

Дети сильно шумят в лесу. (ч)

Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)

Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)

Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)

Мальчик полез в кусты за мячом. (к)

Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)

Дети вешают кормушку. (с)

Дети ловят в пруду головастиков. (ч)

Мальчики рассматривают жука. (к)

Дети развешивают скворечники в парке. (с)

Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)

Ученики высаживают возле школы деревья. (с)

Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)

Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)

Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)

Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)

Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)

Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)

Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)

Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)

Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)

Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)

Девочка полощет бельё в реке. (ч)

Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)

Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)

Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)

В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)

На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)

Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)

Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)

Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

 

4. Конкурс «Слепой ботаник»

Приглашаются по одному участнику от каждой команды. С закрытыми глазами по запаху нужно определить какое растение перед вами. Предлагаются растения – лук, чеснок, лимон, мандарин, лавровый лист, перец, лист герани и др.

 

5. Конкурс «Советы огородникам»

Распечатывается письмо, присланное знаменитым выдумщиком бароном Мюнхгаузеном.

В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений – это их освежает.

Никогда не рыхлите почву – это способствует повреждению корней.

Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду.

Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве, - они подгрызают корни растений.

Соблюдайте советы барона Мюнхгаузена, и вас ждет богатый урожай овощей и фруктов!

Что можно сказать об этих рекомендациях?

 

Дополнительное задание. Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ о взаимосвязях в природе.

1. Филин обиделся и улетел в другой лес.

2. Мыши стали поедать соты и разорили улья.

3. Пришлось человеку помириться с филином.

4. Не стало пчел - некому стало опылять цветы, меньше стало трав.

5. Худо стало человеку без меда и молока.

6. Не стало филина - расплодились мыши.

7. Мало стало травы — коровы молока не дают.

8. Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы»

(Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.)

Ведущий:

Каждая команда в процессе работы над заданиями получала фишки, вы,  наверное, обратили внимание, что они необычные - это знаки по охране природы. Сейчас по очереди члены каждой команды подходят к глобусу (или карте полушарий) и прикрепляют знаки туда, где, по их мнению, наиболее сложная экологическая обстановка.

А пока ребята распределяют знаки, жюри подсчитывает результаты.

Ведущий:

Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами М. Пришвина (слайд 16):

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Сегодня писателя нет в живых, но “его волшебный клубок” – его живое слово – катится и катится по родной земле... И мы идем вместе с ним... Учимся любить родную землю и понимать ее красоту. Но боль Земли пока остается…

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы! Но считанные птицы,
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах, 
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге,
Узнают, как богаты были мы. (слайд 17)
(
Р.Рождественский)

После подведения итогов участникам встречи раздаются экологические буклеты.

 

При подготовке мероприятия были использованы ресурсы сети Интернет:

  1. http://shkola-abv.ru
  2. https://encrypted-tbn0.gstatic.com
  3. http://kira-scrap.ru
  4. https://encryptd- tbn1.gstatic.com
  5. http://img-fotki.yandex.ru
  6. http://razrabotki.by
  7. http://www.openclass.ru
  8. http://nsportal.ru
  9. http://www.uchportal.ru
  10. http://cbs-vologda.ru
  11. http://1.uzl-school.ru
  12. http://www.blirk.net
Комментарии
Комментариев пока нет.