Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7 классов «Экологическая бродилка»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 19 п. Заводской
Экологическая бродилка
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов
Разработала мероприятие
учитель химии и биологии
МОБУ ООШ № 19 п. Заводской
Пыжук С.Б.
Цели:
- воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде;
- развитие мышления и сообразительности;
- расширение кругозора;
- проверка знаний, эрудиции.
Задачи:
развивающие:
– способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
– стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
– повысить познавательную активность;
образовательные:
– актуализировать знания детей о природе, её составляющих и значении;
воспитательные:
– способствовать формированию коммуникативных навыков;
– создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пластиковые бутылки, дырявые носки, лопнувший воздушный шарик, пустой стержень от ручки, карточки красного, черного и синего цветов, письмо от Мюнхгаузена, лук, чеснок, лимон, мандарин, лавровый лист, перец, лист герани и др., глобус или карта полушарий.
Действующие лица: ведущий, Баба-Яга, Леший, Красная Шапочка, ученики.
Учащихся поделить на две команды можно так: при входе в кабинет, где будет проводиться мероприятие, раздавать изображения капелек воды разного цвета (например, синие и зеленые). Сформировать команды синих (те, кому достались капельки синего цвета) и зеленых (те, кому достались капельки зеленого цвета). Таким образом, получаются смешанные команды из ребят разного возраста.
Из присутствующих взрослых выбрать жюри.
Ведущий:
- Здравствуйте, дорогие ребята и гости. Нашу встречу я хотела бы начать с притчи (слайд 2)
Однажды юноша решил проверить мудреца. «Хм, - подумал он, - вот пойду сейчас поймаю бабочку и спрошу: «Скажи, мудрец, она жива или мертва?» Если он ответит, что жива, я сожму её и она умрёт, и покажу что она мёртвая. Если мудрец скажет, что она мертва, я просто отпущу её и он увидит что она жива!»
Вот он взял в руку бабочку и направился к мудрецу.
- Скажи мне, мудрец, вот я держу в руках бабочку, ты человек мудрый, скажи, она жива или мертва???
Посмотрев на юношу мудрец ответил:
- Всё в твоих руках…
- О чем эта притча? Как она связана с темой нашей встречи?
Ведущий: Правда это было или вымысел, далеко ли, близко ли, но стоял вблизи одного города большой Волшебный Лес. А может, и не волшебный он был вовсе, а самый обыкновенный. Просто воздух там был свежий-пресвежий, деревья росли большие-пребольшие, травы и цветы были красивые, а речка текла с кристальной живой водой.
Жили в том лесу звери и птицы, да сила лесная нечистая, что в любом Волшебном Лесу проживает. Жили они между собой дружно, не ссорились. Разве что иногда, в шутку, пугали грибников да рыбаков, которые приходили из соседнего города грибов-ягод пособирать, да рыбки половить (слайд 3)
Только вот, чем больше рос город, тем неспокойнее становилось в Волшебном Лесу. И решила нечистая сила собраться на совет.
Леший:
Наш большой красивый лес
Вызывает интерес.
До него уже добрался
Весь технический прогресс.
Баба Яга:
К нам приходит разный люд.
Грибы-ягоды берут,
А взамен пустые банки
Побросают и уйдут.
Ох, беды, ребята, жди
Льют кислотные дожди.
В речке рыбы уж не видно,
А ведь было пруд пруди.
Леший:
Рубят елки и дубы,
Дым валит из их трубы
Воздух стал совсем ни к черту,
И поганки лишь грибы.
Как нам, бабка, дальше жить?
Что нам делать, как нам быть?
Может, всех кто к нам приходит,
Мне в болото заманить?
Б.Я.:
Фу, нечистая ты сила!
Разве ж я о том просила?
Хватит нюни распускать,
Надо все точней узнать.
Что, зачем и почему –
Я сама сейчас пойму.
Прячься Леший, идиот,
Вон, Красная Шапочка идет.
Мы ее сейчас поймаем,
Она нам пользу принесет.
Красная Шапочка:
Здравствуйте, Бабулечка Ягулечка и Леший. Я Красная Шапочка, иду к бабушке, а тут вы людей пугаете. И вообще, я думала, что нечистая сила только в сказках бывает.
Б.Я.:
Нас нечистыми зовут?!
Оглянись-к ты вокруг –
Этот лес красивым был! (слайд 4)
Человек его сгубил!
Леший, тащи скорее зелье,
Будет нам сейчас веселье…
Превратим сейчас девчушку
Мы в неведому зверушку.
К.Ш.:
Стойте, стойте, погодите!(слайд 5)
Никуда не торопитесь.
Я сама вас удивлю
И стихи вам расскажу!
(читает стихи):
На нашем шарике земном
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт
В степи ковыль, как нелепый шёлк.
Расчёсывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят,
А в синем море толстый кит -
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки.
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Леший:
Тоже мне – большое чудо!
Стихи она читает!
А как в лесу себя вести – не знает!
К.Ш.:
Да знаю я, как вести себя в лесу. И вообще, что вы ко мне пристали? Пустите меня, меня бабушка ждет (К.Ш. ест конфеты, а бумажки бросает на пол, допивает воду из бутылки и бутылку бросает).
Леший: (слайд 6)
Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? (команды отвечают). А вот я сейчас проверю. Предлагаю вам несколько ситуаций, в которых может оказаться каждый из вас.
Выберите один из трех ответов.
Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
- полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл)
- засушу его для школьного кабинета биологии (3 балла)
- осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов)
2. Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?
- покормлю птенцов (3 балла)
- позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов)
- буду наблюдать издали (1 балл)
3. Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты будешь их собирать?
- все подряд (5 баллов)
- по одной только спелые ягоды (1 балл)
- срывать веточки с большим количеством ягод (3 балла)
4. После похода в лесу остался мусор. Что нужно сделать?
- отнести в кучу, которая уже есть (3 балла)
- ставить всё, как есть (5 баллов)
- всё, что можно сжечь, остальное закопать (2 балла)
5. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Что вы сделаете?
- пройдёте мимо, не тронув, так как они лекарство для животных (3 балла)
- уничтожите, так как они вредны для человека (5 баллов)
- полюбуетесь на их красоту (1 балл)
- Посчитай, сколько баллов ты набрал. Теперь по сумме определи, к какой группе юных друзей природы, ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравиться в результате. Лучше задумайся (слайд 7)
5 – 11. Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь её охранять. Главное – не останавливайся, стремись узнать побольше.
12 – 18. Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания не полны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми, и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести ей пользу.
19 - 25. Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь… Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений, повадки животных. А пока ты ещё знаешь немного.
Конкурсы проводит ведущий, а Леший, Баба-Яга и К. Шапочка могут присоединиться к командам.
1 Конкурс «У Лукоморья» (слайд 8)
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Итак, представим, что знаменитый лукоморский кот имел первоначальные знания по биологии, любил этот предмет, поэтому в первую очередь отдавал предпочтения тем сказкам, где героями были растения или животные.
А любите ли вы сказки? Много сказок знаете? А вот я сейчас проверю. Готовы?
С незапамятных времен люди бережно относились к животным. Считали неразумным отстреливать ради забавы животных, понимая, что это может привести к гибели потомства.
В какой сказке такие животные, как медведь, заяц просят не убивать их и пожалеть их деток? (Кощей бессмертный) (слайд 9)
Люди всегда бережно относились ко всему живому. Заходя в лес, старались не вмешиваться в жизнь животных в естественных условиях. Человек, который приходит в лес и нарушает покой, может оставить после себя разоренные гнезда, муравейники, а возможно и пожар.
В какой сказке большой лесной зверь нарушил мирное сосуществование других животных? (Теремок) (слайд 10)
Люди подмечали, что все животные разные, а строение их тела, клюва или хвоста помогает им выжить в определенных условиях. Лиса пушистым хвостом заметает следы, заяц меняет окрас шерсти, а клест своим крестовидным клювом достает семена из шишек.
Эти познания отражались в сказках. В какой сказке показаны различия в строении зверей и птиц, что помогает им есть каждому свою пищу? (Лиса и журавль)
(слайд 11)
С давних времен люди наблюдали за явлениями природы: радугой, дождем, снегопадом. Подмечали: после дождя бывает радуга, после засухи – дождь. Вода испаряется, пар поднимается вверх, появляются облака, которые проливаются на землю дождем.
Героиня какой сказки растаяла и превратилась в облачко, потому что была из воды? (Снегурочка) (слайд 12)
С давних времен люди считали, что многие серьезные болезни людям передаются от животных. Один из путей передачи инфекции - через воду. Поэтому даже в сказках предостерегали не пить грязную воду из открытых источников.
Героиня какой сказки не разрешает пить своему брату грязную воду? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) (слайд 13)
Но человек может быть не только врагом, но и другом природе. Вылечить раненое животное или даже просто не сорвать цветок – это тоже помощь всему живому. Героиня какой сказки помогает яблоне сберечь ветви от большого количества яблок, тем самым спасая дерево от гибели? (Гуси-Лебеди) (слайд 14)
2. Конкурс «Новое применение»
Все вещи рано или поздно приходят в негодность, их приходится выбрасывать. Но есть люди, которые придумывают новое применение старым, ненужным вещам. Попробуйте найти не менее 10 новых применений отслужившим своё предметам:
- дырявому носку;
- лопнувшему воздушному шарику;
- пустому стержню от ручки;
- пластиковой бутылке.
3. Конкурс «Экологический светофор» (слайд 15)
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
Ребята наблюдают за муравьями. (с)
Дети оставили костёр в лесу. (ч)
Ребята огородили муравейник. (с)
Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
Ребята срезают грибы ножиком. (к)
Ученики очищают парк от мусора. (с)
Ребята увидели гнездо в траве. (к)
Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
Дети сильно шумят в лесу. (ч)
Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
Дети вешают кормушку. (с)
Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
Мальчики рассматривают жука. (к)
Дети развешивают скворечники в парке. (с)
Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
Девочка полощет бельё в реке. (ч)
Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)
4. Конкурс «Слепой ботаник»
Приглашаются по одному участнику от каждой команды. С закрытыми глазами по запаху нужно определить какое растение перед вами. Предлагаются растения – лук, чеснок, лимон, мандарин, лавровый лист, перец, лист герани и др.
5. Конкурс «Советы огородникам»
Распечатывается письмо, присланное знаменитым выдумщиком бароном Мюнхгаузеном.
В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений – это их освежает.
Никогда не рыхлите почву – это способствует повреждению корней.
Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду.
Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве, - они подгрызают корни растений.
Соблюдайте советы барона Мюнхгаузена, и вас ждет богатый урожай овощей и фруктов!
Что можно сказать об этих рекомендациях?
Дополнительное задание. Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ о взаимосвязях в природе.
1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
2. Мыши стали поедать соты и разорили улья.
3. Пришлось человеку помириться с филином.
4. Не стало пчел - некому стало опылять цветы, меньше стало трав.
5. Худо стало человеку без меда и молока.
6. Не стало филина - расплодились мыши.
7. Мало стало травы — коровы молока не дают.
8. Человек сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы»
(Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.)
Ведущий:
Каждая команда в процессе работы над заданиями получала фишки, вы, наверное, обратили внимание, что они необычные - это знаки по охране природы. Сейчас по очереди члены каждой команды подходят к глобусу (или карте полушарий) и прикрепляют знаки туда, где, по их мнению, наиболее сложная экологическая обстановка.
А пока ребята распределяют знаки, жюри подсчитывает результаты.
Ведущий:
Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами М. Пришвина (слайд 16):
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Сегодня писателя нет в живых, но “его волшебный клубок” – его живое слово – катится и катится по родной земле... И мы идем вместе с ним... Учимся любить родную землю и понимать ее красоту. Но боль Земли пока остается…
Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы! Но считанные птицы,
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге,
Узнают, как богаты были мы. (слайд 17)
(Р.Рождественский)
После подведения итогов участникам встречи раздаются экологические буклеты.
При подготовке мероприятия были использованы ресурсы сети Интернет:
- http://shkola-abv.ru
- https://encrypted-tbn0.gstatic.com
- http://kira-scrap.ru
- https://encryptd- tbn1.gstatic.com
- http://img-fotki.yandex.ru
- http://razrabotki.by
- http://www.openclass.ru
- http://nsportal.ru
- http://www.uchportal.ru
- http://cbs-vologda.ru
- http://1.uzl-school.ru
- http://www.blirk.net