Экологическая игра «Наш дом-Земля»
МАОУ НОШ «Первые шаги» г.Хабаровска
Бусько Елена Владимировна-учитель начальных классов
Экологическая игра «Наш дом-Земля»
(для учащихся начальной школы 3- 4 класс)
Игра проводится с командами (по 4-8 человек), ведущим.
Жюри или ведущий оценивает ответы баллами (от 0 до 6) Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Каждая команда выбирает капитана, придумывает название.
1) Разминка (на обдумывание 3 минуты).
1. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
2. Какой город парит в небе? (Орёл.)
3. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
4. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
5.Что делает ёж зимой? (Спит.)
6. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)
7. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
8. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
9. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёзу.)
10.Ближайшая к нашей планете звезда? (Солнце.)
2) Конкурс - Флора Дальнего востока.
Задание: Какая команда больше назовёт растений, произрастающих на Дальнем Востоке, занесённых в Красную книгу.
(например: лотос Комарова, рододендрон, кровохлёбка, лилия ланцетолистная, мак восточный, венерин башмачок, женьшень, актинидия…)
3) Конкурс капитанов.
Отгадайте многозначные слова, которые совпадают с названиями различных живых существ.
-Пешеходный переход. (Зебра.)
-Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)
-Автобусный безбилетник. (Заяц.)
-Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)
-Любитель зимнего плавания. (Морж.)
-Промежуточная опора моста. (Бык.)
-Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.)
-Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)
-Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)
-Небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка.)
-Сторона монеты, противоположная решке. (Орел.)
-Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь.)
-Детская игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси. (Волчок.)
4) Экологическая математика.
Решаем задачи:
1.Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево. Ученики школы собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев они спасли?
300 / 60 = 5 деревьев
2.Известно, что только в 8 случаях из 100 лесные пожары возникают без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В скольких случаях причиной пожара является человек?
100 – 8 = 92 случая
3. За лето одна мышь уничтожает 1 кг зерна, а одна сова за этот период уничтожает 1000 мышей. Сколько тонн зерна спасает одна сова?
1000 * 1 = 1000кг = 1 т зерна
4. Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30 дней)?
30 * 3 = 90кг
5) конкурс «Наши заповедные места»
Командам предлагаются карточки, где написаны названия заповедников России.
-Выберите из предложенных названий только те, которые находятся на территории Дальнего Востока.
Кроноцкий заповедник (Камчатка), заповедник Белогорье, Дальневосточный морской заповедник, Командорский заповедник, Восточно-Уральский заповедник,
Ханкайский заповедник, Остров Врангеля, Сихотэ-Алинский заповедник, заповедник Азас, Ростовский заповедник.
6) конкурс "Собери слова".
Переставить буквы, чтобы получились названия рыб.
тапвол (плотва); балакам (камбала);
ёгмас (сёмга); дукса (судак);
торёс (осётр); арьсак (карась);
щел (лещ); щаук (щука);
ганава (навага); секрат (треска);
шкарюко (корюшка); куала (акула).
Дополнительный вопрос: Какие из этих рыб обитают в реке Амур?
7) Конкурс "Составляем кроссворд".
Отгадываем слова и составляем из них кроссворд.
-Самая красивая утка Дальнего востока…(мандаринка)
-Гималайский или белогрудый….(медведь)
-Дальневосточный кот…(манул)
-Зверь с кисточками на ушах… (рысь)
-Дальневосточное парнокопытное (горал)
-Маленький пугливый олень (косуля)
-Пушной лесной зверёк (Соболь)
Подведение итогов.
Материал экологической игры может быть использован целиком или частично на предметных уроках, внеурочной деятельности, проектной деятельности, на кружковой работе.