Экологический проект «Земля — наш общий дом»
Паспорт педагогического проекта.
Название проекта | Экологический проект «Земля – наш общий дом» |
Основная идея проекта | Создание условий для формирования у дошкольников экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе, через развитие экологической культуры. Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. |
Члены авторского коллектива |
|
Методологическая основа проекта | Закон РФ «Об образовании» Конституция РФ ст. 43, 72 Конвенция о правах ребенка (1989г.) Приказ № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении Федерального стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Требования СанПиН 2.4.1.2731-10 (с изменениями и дополнениями) Устав ДОУ, образовательная программа и программа развития ГБДОУ «Детский сад №127» |
Используемые педагогические технологии | При реализации проекта использовались следующие современные технологии - в познавательной образовательной области- Триз-технологии (на развитие творческого воображения, методы активизации мышления и воображения, мозговой штурм) - социально - коммутативной образовательной деятельности- Технология развивающего обучения; Проблемно-диалогическая технология (приёмы создания проблемной ситуации); - в художественно-эстетической образовательной- Нетрадиционное рисование; Арт-технологии (гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания) Посещение виртуального кинозала (просмотр мультфильмов; презентаций) Рассматривание иллюстраций с соответствующей тематикой - в речевой образовательной деятельности- Технология детей составлению сравнений; Технология обучения детей составлению загадок. - в физической образовательной области- Здоровьесберегающие технологии (направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника- дыхательные и зрительные гимнастики, динамические паузы) |
Взаимодействие с администрацией | Локальные акты по организации работы по реализации проекта. Учебно-методические ресурсы: методическая литература. Материально- технические ресурсы: проектор, экран, микроскоп, глобус, картотека дидактических игр по экологии, картотека опытов и экспериментов, иллюстрации, репродукции русских художников, «сундучок экспериментирования» . |
Взаимодействие с педагогическим коллективом. | Работа творческой группы над разработкой проекта. Консультирование по проблеме проекта. Проведение викторины «Земля - наш общий дом». |
Взаимодействие с воспитанниками. | Беседы Экскурсии Игры Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, рассказов) Наблюдения Просмотр мультфильмов, презентаций. |
Взаимодействие с родителями | Анкетирование Консультации и рекомендации Совместные развлечения |
Обоснование необходимости проекта | В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы как педагоги формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, мы старались достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаем условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. |
Основные цели и задачи проекта | Цель проекта: создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение детей дошкольного возраста в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки. Задачи проекта: формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным; расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними; формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту; привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы; доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности. |
Основные целевые группы, на которые направлен проект. Механизм реализации проекта. | Проект ориентирован на развитие интеллектуальных и личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в познавательной образовательной области с интегрированным содержанием всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС. |
Срок реализации проекта. | Среднесрочный – 8 месяцев |
Основные этапы реализации проекта | Подготовительный этап: Определение инициативной группой темы, цели и задач содержания проекта, прогнозирование результата; Обсуждение проекта с родителями и инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. «Вхождение» с детьми в проблему проекта. Основной этап: Система мероприятий проекта. Презентация проекта. Заключительный этап: Проведение экологической викторины «День рождения Земли», мини-выставка совместного творчества с родителями «Земля – наш общий дом» . |
Показатели эффективности деятельности по проекту. | - продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей; - формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; - развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; - у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; - приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. |
Дополнительная информация о проекте. | Применение данного проекта позволит в значительной степени восполнить потребность детей в позитивных отношениях со сверстниками, насыщенных содержательными взаимодействием. Совместная плодотворная работа всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. |
Дальнейшее развитие проекта. | Создание в дошкольном учреждении «Экологической тропы» |
Экологический проект «Земля – наш общий дом».
Беречь планету мы должны.
Поля, леса, моря и океаны,
Материки, острова и страны.
Чтобы планета жила,
Чтобы планета цвела,
Береги человек этот мир.
Он создан – чтобы ты жил!
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели
Длительность проекта: 8 месяцев (октябрь 2018 г. – май 2019 г.).
Содержание реализации проекта
I этап – подготовительный
Подготовка к внедрению проекта.
Подобрать методическую литературу по теме.
Подобрать художественную литературу для чтения детям.
Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
Информационный материал для родителей.
Составить перспективный план мероприятий.
Разработать тематический досуг для детей «День рожденияЗемли».
Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
II этап - основной
Выполнение проекта.
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Кто чем питается?», «Найди домик», «Поможем растению», ««Что изменилось», «Что где растёт?», «Кто быстрее найдёт», «Когда это бывает?».
Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе».
Трудовая деятельность: посадка семян помидор, салата, моркови.
Познавательное развитие.
наблюдение за деревьями, опаданием листьев, появлением почек, первых листочков;
наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением;
рассматривание иллюстраций о временах года, сезонных явлениях;
рассматривание первоцветов;
ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны;
рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
рассматривание плаката на тему «Как вести себя в лесу?»;
рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»;
опыты с водой и землёй. «Посев семечка», «Откопай разгадку», «Растения пьют воду».
Рассказ воспитателя. «О Всемирном празднике «День Земли», «Наш дом, наша планета - её надо любить и беречь».
Развивающие игры. «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки», «Путаница».
Речевое развитие.
Словесные игры: «Как это было», «Волшебный мешочек», «Домино», «Мир вокруг нас», «Что было, что будет», «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Кто в домике живёт?», «Кто что ест и как кричит?».
Беседы с детьми по темам: О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
Пословицы и загадки о временах года, земле.
Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир».
Чтение художественной литературы:
Л.Толстой «О. Муравьях».
М.Сырова «Подснежник».
Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
А.Блок «На лугу».
С.Маршак «Весенняя песенка».
Е.Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата».
К.Ушинский «Утренние лучи».
М.Пришвин «Разговор деревьев».
В.Зотов «Береза», «Дуб».
Просмотр диафильмов и мультфильмов.
Н.Калинина «Загадки воды».
Н.Притулина «Подарок Ёжика».
Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?».
«Как козлик Землю держал».
К.Паустовский «Барсучий нос».
Е.Марысаев «Медвежкина мама».
Экологическая викторина «День рождения Земли».
Прослушивание: «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц».
Изучение песен: «Дождик», «Ласточка», «Весна пришла».
Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.
Физическое развитие.
Подвижная игра: «У медведя во бору», «Поймай комара», «Лягушки и цапля». Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Жуки», «Пчёлки и ласточки».
Игра-соревнование: «Кто быстрей?», «Осы, пчёлы, шмели».
Физкультминутка: «Животные в лесу», «Божья коровка».
Игровые упражнения: «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку».
Развивающая среда.
Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые», «Цветы» и др.
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений», «Что сначала, что потом».
Плакат «Птицы нашего края», «Животные».
Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др.,
Лото «Мир животных», «Птицы», «Кто где живёт?».
Взаимодействие с родителями.
Сбор фотографий, материала по теме.
Оформление стенда «22 апреля День Земли».
Домашнее задание для родителей и детей:
«Земля – наш общий дом» - конкурс рисунка и поделки(совместное творчество с родителями)
Создание альбома «Берегите Землю».
Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников», «Экологическое образование в семье».
Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Прикоснись к природе сердцем!».
III этап - заключительный
Оформление выставки рисунков и поделок детей и родителей на тему «Земля – наш общий дом».
Оформление альбома «Берегите Землю».
Высадка цветов на клумбе.
Тематическое планирование по реализации проекта
Сентябрь - Октябрь
Решение проблемных ситуаций: что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на участке.
Совместная трудовая деятельность на участке:
Предложить родителям несколько проблемных ситуаций и обсудить их решение.
Просмотр и обсуждение презентации «Жители планеты Земля»
Знакомства с видами семян и сбор их.
Заинтересовать родителей в создании коллекции «Гербарий», «Семена»
Аппликация из листьев
Участие родителей по сбору шишек и желудей, листьев и засушивание их.
Знакомство с народной мудростью о бережном отношении к природе.
Трудовой десант (субботник).
Ноябрь
Просмотр презентации: «Птицы нашего края»
Конкурс кормушек.
Совместный коллаж: «Птицы нашего края»
Изготовление памяток – листовок: «Покормите птиц зимой» вручение их в другие группы
Акция: «Накормим птиц зимой»
Остановка «птичий домик»- фотоотчёт
Разучивание стихов о птицах
Рисунки детей «Поможем нашей земле»
Сочинение стихов «Сохраним нашу Землю»
Декабрь - Январь
Просмотр презентации «Деревья наших лесов»
Выпуск листовок «Купи искусственную ёлку, спаси лес!»
Экологические игры
«Фантазер», «С какого дерева лист», «Отгадай и не ошибись»
Изготовление ели из пластилина
Заинтересовать родителей участие в конкурсе:
«Елочная игрушка из бросового материала»
Украшение ели игрушками из бросового материала
Цикл наблюдений за елью.
Видео презентация «Наша ёлочка красавица»
Изготовление пригласительного плаката на новый год, нетрадиционным способом рисования (ладошками) ёлочки
Привлечь родителей к конкурсу плакатов «Берегите ель»
Февраль - Март
Просмотр документальных фильмов о воде.
Составление картотеки игр о воде.
Привлечь родителей к созданию выставки книг о воде
Закладка для книг «Веселая капелька»
Посадка лука и цветочной рассады на окне.
Заинтересовать родителей в конкурсе экологических закладок « Веселая капелька»
Привлечь родителей к озеленению участка детского сада
Исследовательская деятельность «Удивительные камни»
Развивающие игры с капелькой воды.
Привлечь родителей в создании коллекции камней
Защита плакатов «Вода – это жизнь»
Разгадывание кроссвордов о состояниях воды.
Выпуск листовок «Берегите воду»
Составление кроссвордов детьми и родителями
Апрель
Знакомство с первоцветами на участке.
Знакомство с насекомыми.
Акция: «Покормите птиц!»
Ознакомление с муравейником на участке.
Изготовление знака: «Осторожно муравейник!»
Участие родителей в совместном субботнике
Изготовление экологического стенда: «Так мы помогли природе вокруг нас»
Посадка цветов на клумбах участка группы
Подготовка к викторине «День рождение Земли»
Участие родителей в викторине «День рождение Земли»
Анализ работы по проекту «Земля наш общий дом»
В процессе работы над проектом, «Земля - наш общий дом» дети не только проявили готовность участвовать в проектах, предложенных взрослыми, но и сами подсказывали проблемы и возможные пути их решения. Результаты показали, что дети усвоили экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Имеют представление о природоохранной деятельности человека, любят природу, хотят изучать ее, любоваться ею, заботиться о ней. Дети рассказывали о правилах поведения на примере, о том, как они отдыхают с родителями на природе, и даче, как влияют на экологическое просвещение родителей.
Основным направлением данного проекта было нравственное и экологическое воспитание детей. Осознание ими своей принадлежности к нашей планете, принятие планеты как общего дома, о котором надо заботиться и ухаживать. И что каждый человек может внести посильный вклад в общее дело всех людей на Земле.
В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой – поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении.
Пусть на планете Земля будет чистый небосвод.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
Николаева С.Н. «Юный эколог». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» - Планирование, конспекты, методические рекомендации.
Парамонова Л.А «Истоки. Основная образовательная программа дошкольного образования» - М: Издательство «Творческий Центр СФЕРА», 2017.
Новикова И.В. «Объемная аппликация в детском саду» - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
Ресурсное обеспечение:
Проектор.
Фотоаппарат.
Видеофильмы, мультфильмы, презентации.
Портативная колонка.
Интернет-ресурсы.
Аудиозаписи.
Художественная литература.
Фотоматериалы, иллюстрации, репродукции картин.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты НОД, сценарии развлечений, картотека опытов и экспериментов)