12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Трефилова Раиса Поликарповна117471 Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование» Россия, Пермский край, Карагай Материал размещён в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.» |
Статья «Путешествие по школьной экологической тропинке»
СТАТЬЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШКОЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ"
Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край
В 1990 году на окраине села Карагай в новом микрорайоне появилась школа – новостройка. Через 5 лет рядом был выстроен детский сад. Так сформировался образовательный комплекс «Школа-детский сад». Мы благодарны строителям, которые на этой территории бережно сохранили островки естественной растительности, включающие ель, берёзу, сосну, иву, шиповник, бузину. В первые годы после строительства школы усилиями учащихся и педагогов на пришкольной территории были высажены лиственницы, яблони, рябины, липы. Затем появился красивый цветник и мини-дендрарий, включающий более 25 видов декоративных деревьев и кустарников. В честь 25-летнего юбилея школы восьмиклассники заложили кленовую аллею.
Это природное богатство активно используется учителями начальной школы, биологами и географами для проведения экскурсий, фенологических наблюдений, выполнения исследовательских и практических работ. Несколько лет назад юные экологи нашей школы проложили на пришкольной территории экологическую тропинку, которая включает в себя различные объекты: отдельные деревья и кустарники, участок суходольного луга, старый пень, муравейники, дендрарий и цветник.
Интересной достопримечательностью экотропинки является рябина с плодоносящей грушевой ветвью. Около 15 лет назад такой опыт заложил учитель технологии Деменев Пётр Иванович, агроном по специальности. Рельеф местности позволяет нам включать в мероприятия, которые проходят на экотропинке, не только познавательные задания, но и подвижные игры, конкурсные задания на развитие координации движений, взаимовыручки, смекалки. Экотропинка пользуется большой популярностью в летнем оздоровительном лагере.
В Год литературы (2016 год) мы включили в содержание мероприятий на экотропинке стихи, цитаты из литературных произведений и вопросы викторины, составленные по известным детским книгам. В «Литературное путешествие» по экотропинке приглашались учащиеся начальной школы и среднего звена. На каждой станции команду путешественников из 8-10 человек встречал подготовленный экскурсовод из числа учащихся 7-10 классов. На станции «Юбилейная» ребята познакомились с историей школы. Следующая станция – «Берёзовая». Экскурсовод познакомил путешественников с берёзой повислой, особенностями строения её листьев, коры, значением в природе и жизни человека. Затем ребята должны были вспомнить строки стихов о берёзе. Чаще всего дети вспоминают стихи Сергея Есенина: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…» Экскурсовод вручает путешественникам карточки со стихами о берёзе В.Рождественского, А.Прокофьева, Н. Рубцова, И.Бунина, В.Солоухина, О.Шестинского, которые ребята прочитали вслух [5]. На остановке «Ёлочная» ребята пели песни о ёлочке. На станции "Зелёная аптека" ребята должны были показать лекарственные растения и назвать их, рассказать, от каких заболеваний можно использовать эти растения.
Следующая остановка – «Бабочка-красавица». Ребята получают карточки со стихами о бабочках: махаоне, крапивнице, капустнице, дневном павлиньем глазе, бархатнице, голубянке. Необходимо соотнести стихи с изображением бабочки [2,6]. На остановке «Хозяйка Медной горы» (у пенька, где живёт ящерица), путешественники отвечают на вопросы викторины по сказам П.П.Бажова [3].
На станции «Лесная» юные путешественники разгадывают кроссворд по литературным произведениям. Для составления кроссворда использованы произведения: «Лесная газета» В.Бианки, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Маугли» Р.Киплинга, «Берестяная трубочка» М.Пришвина, «Сказки» К.Паустовского и др.[1]. Очень трудным, но интересным, является задание на остановке «Геральдическая».
Ребята соотносят стихи о населённых пунктах Пермского края с их гербами. Для задания взяты гербы г.Перми, г.Осы, с.Карагай, г.Чердынь, Берёзовского, Большесосновского, Кочёвского и Гайнского районов.
На остановке «Краснокнижная» учащиеся знакомятся с охраняемыми видами растений и животных, обитающих в Карагайском районе и Пермском крае [4]. Затем из выданного набора букв должны составить название «краснокнижного вида» и сказать, почему он взят под охрану. На заключительной остановке «Природоохранная» ребята выбирают карточки с рисунками, на которых показаны запрещающие природоохранные знаки. По этим карточкам они формулируют правила поведения в природе.
«Литературное путешествие» по экотропинке заканчивается вручением путешественникам призов и напутствием: «Если любишь край родной – береги природу, для потомков сохрани чистым лес и воду!»
В Год экологии (2017 год) на экотропинке прошли различные мероприятия: квест «Птица года», игра «Экологический маршрут», конкурсы «Что ты знаешь о природе родного края?», «Зелёные знаки». Каждое мероприятие содержало задания на развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей обучающихся. Например, учащиеся должны были назвать растения, которые встречаются на экотропинке, дать их краткую характеристику, указывая экологическую группу по определённому признаку (по влажности – ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, по почкам возобновления, по жизненным формам и т.д.). Выполняя подобные задания, учащиеся знакомятся с видами растений и животных, расширяют свой кругозор, запоминают экологические термины.
В Год особо охраняемых природных территорий (2018 год) уделили больше внимания видам деревьев и кустарников, которые растут на пришкольном участке и в ООПТ «Карагайский лес». Были подготовлены исследовательские работы «Паспорт ООПТ», «Эколого-ценотическая характеристика флоры «ООПТ «Карагайский лес», «Деревья и кустарники «ООПТ «Карагайский лес», в социальной сети ВКонтакте оформлен Веб-квест о деревьях и кустарниках. Доклады по результатам исследования были представлены на школьном, муниципальном и краевом уровне. На региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии ученица отлично защитила исследовательскую работу, представила общую характеристику флоры ООПТ «Карагайский лес» и встречающихся видов. В общем зачёте ученица награждена Дипломом призёра и памятной медалью. Другие мои учащиеся являются победителями и призёрами муниципального конкурса исследовательских работ, регионального этапа конкурса «Созвездие», «Отечество», участниками конкурса «Подрост» и краевой экологической конференции. Статьи учащихся напечатаны в краевом сборнике экологической конференции, в сборнике конференции национального парка «Плещеево озеро».
Таким образом, исследования на школьной экологической тропинке помогли учащимся продвинуться в изучении природы родного края и привели их к покорению интеллектуальных высот в различных экологических конкурсах.
Источники информации:
1.Горланова О.С. Основные авторы произведений природоведческой тематики для детей -
2. Козлов А. Бабочка адмирал. -
3. Космачёва Е.А. Заглянем в малахитовую шкатулку. -
4. Красная книга Пермского края. -
5.Русская красавица: стихи и картины о берёзах.
6. Стихи про бабочку для детей. -
7. Трефилова Р.П. Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования
Комментарии (47)
сменить сортировкуВ ответ Трефилова Раиса Поликарповна
В ответ Аладышева Татьяна Петровна
В ответ Перминова Елена Федоровна
В ответ Аладышева Татьяна Петровна
В ответ Янова Татьяна Викторовна