Статья «Путешествие по школьной экологической тропинке»
СТАТЬЯ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШКОЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ"
Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край
В 1990 году на окраине села Карагай в новом микрорайоне появилась школа – новостройка. Через 5 лет рядом был выстроен детский сад. Так сформировался образовательный комплекс «Школа-детский сад». Мы благодарны строителям, которые на этой территории бережно сохранили островки естественной растительности, включающие ель, берёзу, сосну, иву, шиповник, бузину. В первые годы после строительства школы усилиями учащихся и педагогов на пришкольной территории были высажены лиственницы, яблони, рябины, липы. Затем появился красивый цветник и мини-дендрарий, включающий более 25 видов декоративных деревьев и кустарников. В честь 25-летнего юбилея школы восьмиклассники заложили кленовую аллею.
Это природное богатство активно используется учителями начальной школы, биологами и географами для проведения экскурсий, фенологических наблюдений, выполнения исследовательских и практических работ. Несколько лет назад юные экологи нашей школы проложили на пришкольной территории экологическую тропинку, которая включает в себя различные объекты: отдельные деревья и кустарники, участок суходольного луга, старый пень, муравейники, дендрарий и цветник.
Интересной достопримечательностью экотропинки является рябина с плодоносящей грушевой ветвью. Около 15 лет назад такой опыт заложил учитель технологии Деменев Пётр Иванович, агроном по специальности. Рельеф местности позволяет нам включать в мероприятия, которые проходят на экотропинке, не только познавательные задания, но и подвижные игры, конкурсные задания на развитие координации движений, взаимовыручки, смекалки. Экотропинка пользуется большой популярностью в летнем оздоровительном лагере.
В Год литературы (2016 год) мы включили в содержание мероприятий на экотропинке стихи, цитаты из литературных произведений и вопросы викторины, составленные по известным детским книгам. В «Литературное путешествие» по экотропинке приглашались учащиеся начальной школы и среднего звена. На каждой станции команду путешественников из 8-10 человек встречал подготовленный экскурсовод из числа учащихся 7-10 классов. На станции «Юбилейная» ребята познакомились с историей школы. Следующая станция – «Берёзовая». Экскурсовод познакомил путешественников с берёзой повислой, особенностями строения её листьев, коры, значением в природе и жизни человека. Затем ребята должны были вспомнить строки стихов о берёзе. Чаще всего дети вспоминают стихи Сергея Есенина: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…» Экскурсовод вручает путешественникам карточки со стихами о берёзе В.Рождественского, А.Прокофьева, Н. Рубцова, И.Бунина, В.Солоухина, О.Шестинского, которые ребята прочитали вслух [5]. На остановке «Ёлочная» ребята пели песни о ёлочке. На станции "Зелёная аптека" ребята должны были показать лекарственные растения и назвать их, рассказать, от каких заболеваний можно использовать эти растения.
Следующая остановка – «Бабочка-красавица». Ребята получают карточки со стихами о бабочках: махаоне, крапивнице, капустнице, дневном павлиньем глазе, бархатнице, голубянке. Необходимо соотнести стихи с изображением бабочки [2,6]. На остановке «Хозяйка Медной горы» (у пенька, где живёт ящерица), путешественники отвечают на вопросы викторины по сказам П.П.Бажова [3].
На станции «Лесная» юные путешественники разгадывают кроссворд по литературным произведениям. Для составления кроссворда использованы произведения: «Лесная газета» В.Бианки, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Маугли» Р.Киплинга, «Берестяная трубочка» М.Пришвина, «Сказки» К.Паустовского и др.[1]. Очень трудным, но интересным, является задание на остановке «Геральдическая».
Ребята соотносят стихи о населённых пунктах Пермского края с их гербами. Для задания взяты гербы г.Перми, г.Осы, с.Карагай, г.Чердынь, Берёзовского, Большесосновского, Кочёвского и Гайнского районов.
На остановке «Краснокнижная» учащиеся знакомятся с охраняемыми видами растений и животных, обитающих в Карагайском районе и Пермском крае [4]. Затем из выданного набора букв должны составить название «краснокнижного вида» и сказать, почему он взят под охрану. На заключительной остановке «Природоохранная» ребята выбирают карточки с рисунками, на которых показаны запрещающие природоохранные знаки. По этим карточкам они формулируют правила поведения в природе.
«Литературное путешествие» по экотропинке заканчивается вручением путешественникам призов и напутствием: «Если любишь край родной – береги природу, для потомков сохрани чистым лес и воду!»
В Год экологии (2017 год) на экотропинке прошли различные мероприятия: квест «Птица года», игра «Экологический маршрут», конкурсы «Что ты знаешь о природе родного края?», «Зелёные знаки». Каждое мероприятие содержало задания на развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей обучающихся. Например, учащиеся должны были назвать растения, которые встречаются на экотропинке, дать их краткую характеристику, указывая экологическую группу по определённому признаку (по влажности – ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, по почкам возобновления, по жизненным формам и т.д.). Выполняя подобные задания, учащиеся знакомятся с видами растений и животных, расширяют свой кругозор, запоминают экологические термины.
В Год особо охраняемых природных территорий (2018 год) уделили больше внимания видам деревьев и кустарников, которые растут на пришкольном участке и в ООПТ «Карагайский лес». Были подготовлены исследовательские работы «Паспорт ООПТ», «Эколого-ценотическая характеристика флоры «ООПТ «Карагайский лес», «Деревья и кустарники «ООПТ «Карагайский лес», в социальной сети ВКонтакте оформлен Веб-квест о деревьях и кустарниках. Доклады по результатам исследования были представлены на школьном, муниципальном и краевом уровне. На региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии ученица отлично защитила исследовательскую работу, представила общую характеристику флоры ООПТ «Карагайский лес» и встречающихся видов. В общем зачёте ученица награждена Дипломом призёра и памятной медалью. Другие мои учащиеся являются победителями и призёрами муниципального конкурса исследовательских работ, регионального этапа конкурса «Созвездие», «Отечество», участниками конкурса «Подрост» и краевой экологической конференции. Статьи учащихся напечатаны в краевом сборнике экологической конференции, в сборнике конференции национального парка «Плещеево озеро».
Таким образом, исследования на школьной экологической тропинке помогли учащимся продвинуться в изучении природы родного края и привели их к покорению интеллектуальных высот в различных экологических конкурсах.
Источники информации:
1.Горланова О.С. Основные авторы произведений природоведческой тематики для детей - http://festival.1september.ru/articles/624673/
2. Козлов А. Бабочка адмирал. - https://www.stihi.ru/2013/01/29/3620
3. Космачёва Е.А. Заглянем в малахитовую шкатулку. - https://refdb.ru/look/2850404.html
4. Красная книга Пермского края. - http://info.permecology.ru/redbook/008_main.html
5.Русская красавица: стихи и картины о берёзах. http://www.liveinternet.ru/users/5335268/post324652746/
6. Стихи про бабочку для детей. - http://morestihov.ru/zivoy-ugolok/stixi-o-nasekomyx/ctixi-pro-babochku-dlya-detej.html
7. Трефилова Р.П. Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования
Перминова Елена Федоровна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Перминова Елена Федоровна
Аладышева Татьяна Петровна
Янова Татьяна Викторовна
Аладышева Татьяна Петровна
Янова Татьяна Викторовна
Аладышева Татьяна Петровна
Янова Татьяна Викторовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Янова Татьяна Викторовна
Трефилова Раиса Поликарповна
Янова Татьяна Викторовна
Перминова Елена Федоровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Трефилова Раиса Поликарповна