12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117471
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай

СТАТЬЯ  "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ШКОЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ"

Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии,

МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край

В 1990 году на окраине села Карагай в новом микрорайоне появилась школа – новостройка. Через 5 лет рядом был выстроен детский сад. Так сформировался образовательный комплекс «Школа-детский сад». Мы благодарны строителям, которые на этой территории бережно сохранили островки естественной растительности, включающие ель, берёзу, сосну, иву, шиповник, бузину. В первые годы после строительства школы усилиями учащихся и педагогов на пришкольной территории были высажены лиственницы, яблони, рябины, липы. Затем появился красивый цветник и мини-дендрарий, включающий более 25 видов декоративных деревьев и кустарников. В честь 25-летнего юбилея школы восьмиклассники заложили кленовую аллею.

Это природное богатство активно используется учителями начальной школы, биологами и географами для проведения экскурсий, фенологических наблюдений, выполнения исследовательских и практических работ. Несколько лет назад юные экологи нашей школы проложили на пришкольной территории экологическую тропинку, которая включает в себя различные объекты: отдельные деревья и кустарники, участок суходольного луга, старый пень, муравейники, дендрарий и цветник. 

 

 

Интересной достопримечательностью экотропинки является рябина с плодоносящей грушевой ветвью. Около 15 лет назад такой опыт заложил учитель технологии Деменев Пётр Иванович, агроном по специальности. Рельеф местности позволяет нам включать в мероприятия, которые проходят на экотропинке, не только познавательные задания, но и подвижные игры, конкурсные задания на развитие координации движений, взаимовыручки, смекалки. Экотропинка пользуется большой популярностью в летнем оздоровительном лагере.

 

 

В Год литературы (2016 год) мы включили в содержание мероприятий на экотропинке стихи, цитаты из литературных произведений и вопросы викторины, составленные по известным детским книгам. В «Литературное путешествие» по экотропинке приглашались учащиеся начальной школы и среднего звена. На каждой станции команду путешественников из 8-10 человек встречал подготовленный экскурсовод из числа учащихся 7-10 классов. На станции «Юбилейная» ребята познакомились с историей школы. Следующая станция – «Берёзовая». Экскурсовод познакомил путешественников с берёзой повислой, особенностями строения её листьев, коры, значением в природе и жизни человека. Затем ребята должны были вспомнить строки стихов о берёзе. Чаще всего дети вспоминают стихи Сергея Есенина: «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…» Экскурсовод вручает путешественникам карточки со стихами о берёзе В.Рождественского, А.Прокофьева, Н. Рубцова, И.Бунина, В.Солоухина, О.Шестинского, которые ребята прочитали вслух [5]. На остановке «Ёлочная» ребята пели песни о ёлочке. На станции "Зелёная аптека" ребята должны были показать лекарственные растения и назвать их, рассказать, от каких заболеваний можно использовать эти растения.

 

 

Следующая остановка – «Бабочка-красавица». Ребята получают карточки со стихами о бабочках: махаоне, крапивнице, капустнице, дневном павлиньем глазе, бархатнице, голубянке. Необходимо соотнести стихи с изображением бабочки [2,6]. На остановке «Хозяйка Медной горы» (у пенька, где живёт ящерица), путешественники отвечают на вопросы викторины по сказам П.П.Бажова [3].

На станции «Лесная» юные путешественники разгадывают кроссворд по литературным произведениям. Для составления кроссворда использованы произведения: «Лесная газета» В.Бианки, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Маугли» Р.Киплинга, «Берестяная трубочка» М.Пришвина, «Сказки» К.Паустовского и др.[1]. Очень трудным, но интересным, является задание на остановке «Геральдическая». 

 

 

Ребята соотносят стихи о населённых пунктах Пермского края с их гербами. Для задания взяты гербы г.Перми, г.Осы, с.Карагай, г.Чердынь, Берёзовского, Большесосновского, Кочёвского и Гайнского районов.

На остановке «Краснокнижная» учащиеся знакомятся с охраняемыми видами растений и животных, обитающих в Карагайском районе и Пермском крае [4]. Затем из выданного набора букв должны составить название «краснокнижного вида» и сказать, почему он взят под охрану. На заключительной остановке «Природоохранная» ребята выбирают карточки с рисунками, на которых показаны запрещающие природоохранные знаки. По этим карточкам они формулируют правила поведения в природе.

 

 

«Литературное путешествие» по экотропинке заканчивается вручением путешественникам призов и напутствием: «Если любишь край родной – береги природу, для потомков сохрани чистым лес и воду!»

В Год экологии (2017 год) на экотропинке прошли различные мероприятия: квест «Птица года», игра «Экологический маршрут», конкурсы «Что ты знаешь о природе родного края?», «Зелёные знаки». Каждое мероприятие содержало задания на развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей обучающихся. Например, учащиеся должны были назвать растения, которые встречаются на экотропинке, дать их краткую характеристику, указывая экологическую группу по определённому признаку (по влажности – ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, по почкам возобновления, по жизненным формам и т.д.). Выполняя подобные задания, учащиеся знакомятся с видами растений и животных, расширяют свой кругозор, запоминают экологические термины.

 

 

В Год особо охраняемых природных территорий (2018 год) уделили больше внимания видам деревьев и кустарников, которые растут на пришкольном участке и в ООПТ «Карагайский лес». Были подготовлены исследовательские работы «Паспорт ООПТ», «Эколого-ценотическая характеристика флоры «ООПТ «Карагайский лес», «Деревья и кустарники «ООПТ «Карагайский лес», в социальной сети ВКонтакте оформлен Веб-квест о деревьях и кустарниках. Доклады по результатам исследования были представлены на школьном, муниципальном и краевом уровне. На региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии ученица отлично защитила исследовательскую работу, представила общую характеристику флоры ООПТ «Карагайский лес» и встречающихся видов. В общем зачёте ученица награждена Дипломом призёра и памятной медалью. Другие мои учащиеся являются победителями и призёрами муниципального конкурса исследовательских работ, регионального этапа конкурса «Созвездие», «Отечество», участниками конкурса «Подрост» и краевой экологической конференции. Статьи учащихся напечатаны в краевом сборнике экологической конференции, в сборнике конференции национального парка «Плещеево озеро».

 

 

Таким образом, исследования на школьной экологической тропинке помогли учащимся продвинуться в изучении природы родного края и привели их к покорению интеллектуальных высот в различных экологических конкурсах.

Источники информации:

1.Горланова О.С. Основные авторы произведений природоведческой тематики для детей - http://festival.1september.ru/articles/624673/

2. Козлов А. Бабочка адмирал. - https://www.stihi.ru/2013/01/29/3620

3. Космачёва Е.А. Заглянем в малахитовую шкатулку. - https://refdb.ru/look/2850404.html

4. Красная книга Пермского края. - http://info.permecology.ru/redbook/008_main.html

5.Русская красавица: стихи и картины о берёзах. http://www.liveinternet.ru/users/5335268/post324652746/

6. Стихи про бабочку для детей. - http://morestihov.ru/zivoy-ugolok/stixi-o-nasekomyx/ctixi-pro-babochku-dlya-detej.html

7. Трефилова Р.П. Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования

https://infourok.ru/razvitie-intellektualnogo-i-tvorcheskogo-potenciala-obuchayuschihsya-1754393.html

Опубликовано в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.»


Комментарии (47)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 22.04.19 в 20:52 7Ответить Пожаловаться
Спасибо, с удовольствием прогулялась по Вашей экологической тропинке. Какая важная работа проводится в школе! Тропинка не простая....волшебная, много интересного узнали дети и мы... Сохраним природу для потомков!

Снимки отличные!!!!!
Аладышева Татьяна Петровна, 22.04.19 в 21:58 7Ответить Пожаловаться
Меня особенно поразила рябина с плодоносящей грушевой ветвью. Удивительно!
Трефилова Раиса Поликарповна, 22.04.19 в 22:14 6Ответить Пожаловаться
Размещу позднее этот материал!
Аладышева Татьяна Петровна, 22.04.19 в 22:26 7Ответить Пожаловаться
В ответ Трефилова Раиса Поликарповна
Будем ждать, Раиса Поликарповна! Спасибо!
Перминова Елена Федоровна, 23.04.19 в 05:46 5Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна, я не перестаю удивляться....Для меня просто цветущий сад - уже красота, а здесь такое!!!!!

Аладышева Татьяна Петровна, 23.04.19 в 23:06 5Ответить Пожаловаться
В ответ Перминова Елена Федоровна
Цветущий сад представляет собой пространство настолько красивое, что даже не знаешь, с чем его сравнить. Скоро цветение дойдёт и до нашей местности. Налюбуемся!
Янова Татьяна Викторовна, 24.04.19 в 12:59 5Ответить Пожаловаться
В ответ Аладышева Татьяна Петровна
Да, Татьяна Петровна, муж ежегодно что-то прививает. У нас и в саду растут яблони, на них по 2-3 сорта. И сейчас в холодильнике лежат какие-то веточки для прививок.
Аладышева Татьяна Петровна, 24.04.19 в 13:08 5Ответить Пожаловаться
В ответ Янова Татьяна Викторовна
Какой он у Вас молодец, Татьяна Викторовна!
Янова Татьяна Викторовна, 23.04.19 в 06:08 6Ответить Пожаловаться
У меня у мамы растёт черноплодная рябина, на ней привита груша (муж любит экспериментировать). Несколько лет уже плодоносит.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.