Урок географии в 6 классе на тему «Экологические проблемы в биосфере и пути их решения»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В БИОСФЕРЕ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Цель: повторить, обобщить и систематизировать полученные знания о биосфере. Сформировать, расширить и углубить понятия об экологических проблемах современности.
Развивать способности анализировать, делать выводы, выступать перед аудиторией.
Воспитывать экологически грамотных людей, ответственность за последствия человеческого влияния на природу…
Оборудование: учебник, презентация, доклады учащихся (опережающее задание), фишбоун.
Форма проведения: урок-дискуссия (конференция).
Ход урока
I. Организационный момент……………………………….1-2 мин.
II. Поверка домашнего задания (ранее полученных знаний) в виде теста…………………………………………………………………5-6 мин.
Тест
Вам необходимо ответить на предложенные вопросы, выбрав один из вариантов ответов, который по вашему мнению является верным.
1. Оболочка жизни на Земле, это:
а) Атмосфера б) Биосфера в) Гидросфера
2. Учение о биосфере создал:
а) Чарльз Дарвин б) Карл Линней в) Владимир Вернадский
3. Биосфера по мнению ученых возникла:
а) 40 тыс. лет назад б) 100 млн. лет назад в) 3 млрд.лет назад
4. Разнообразие растений и животных увеличивается:
а) от экватора к полюсам б) от полюсов к экватору в) не изменяется
5. Наибольшее разнообразие видов наблюдается:
а) у бактерий б) у растений в) у животных
6. Николай Николаевич Миклухо-Маклай доказал:
а) равенство человеческих рас б) вращение Земли вокруг оси и Солнца в) теорему Пифагора
7. Основное количество населения планеты проживает:
а) в условиях сильных морозов или жары и засухи
б) на равнинах, на расстоянии до 200 км от береговой линии морей и океанов
в) в высокогорных районах мира
8. К смешанным или переходным человеческим расам относят:
а) монголоидов б) мулатов в) негроидов
9. Реликты – это:
а) организмы, обитающие только в одной местности и больше нигде не встречающиеся
б) ископаемые останки организмов
в) древние виды организмов, сумевшие приспособиться к новым условиям обитания
10. Самые древние останки человека обнаружены:
а) в Африке б) в Австралии в) в Антарктиде
III. Вступительное слово учителя…………………………….5 мин.
На протяжении многих тысячелетий, человечество постоянно воздействовало на все оболочки планеты, не беря во внимание хрупкость природы и ее природного равновесия.
Наш соотечественник В. И. Вернадский, сравнивал деятельность человечества с мощнейшей геологической силой. Объем веществ, перемещаемый людьми в производственных процессах, при добыче полезных ископаемых, перепахивании земель, строительстве и другой деятельности, во много раз превышает действие всех внешних сил природы.
Во много раз сократилось видовое разнообразие организмов, ухудшились условия их обитания. Загрязнение окружающей природной среды вследствие человеческой деятельности происходит в разных формах: это и радиационное загрязнение и насыщение сфер химическими веществами, электромагнитное излучение, разрушение природных структур.
Р езкое обострение противоречий между человечеством и природой проявляется в возрастании энергопотребления, увеличении количества отходов и бытового мусора, нехватки чистой пресной воды, загрязнении почв, воздуха.
Ежегодно на каждого жителя планеты добывается из земной коры свыше 20 тонн минерального сырья, из которых примерно 98% в виде отходов поступает в почву, воду, воздух. Эти загрязнения ставят под угрозу существования жизнь и здоровье самих людей, обитание животных и растений.
Человечество в значительной степени осознает угрозу экологического кризиса.
Работа с учебником…………………………………………………..1 мин.
-Найдите в учебнике на стр.132 что такое экологический кризис, какие экологические кризисы были в истории человечества?
- Периоды, когда взаимосвязь человека и природы нарушалась.
1. - Истребление диких животных и дикорастущих растения в результате охоты и собирательства.
2.- Период развития земледелия. Большая скученность людей в земледельческих районах, строительство оросительных систем и обеднение почв, в результате выращивания на них одних и тех же культур.
3.- В начале 20 века начался промышленный кризис. Быстрое развитие промышленности и воздействие на биосферу не давало возможности ей восстановиться.
В различных странах мира созданы многие научные центры разрабатывающие основы и принципы рационального природопользования. Заключены международные договоренности по ряду экологических проблем. Широкого размаха получили международные общественные движения по защите природы. Важное значение имеет и экологическое воспитание населения.
Локальные (местные) и глобальные (обще планетарные) экологические проблемы тесно взаимосвязаны. То, что происходит в одном регионе, в итоге отражается на общей ситуации в мире. Поэтому к решению вопросов окружающей среды нужно подходить комплексно (всем вместе).
Экологическая проблема – это изменение состояния природной среды, связанное с воздействием хозяйственной деятельности и нарушением условий жизни. (записывают в тетрадь).
С 1960-х – 1970-х годов изменения окружающей природной среды стали всемирными, то есть затрагивающими все человечество, все страны, поэтому их стали называть глобальными. (с французского qlobal) общемировой.
Самыми актуальными экологическими проблемами являются:
- разрушение озонового слоя
- изменение климата Земли
- истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана
- загрязнение воздуха
- загрязнение земель и разрушение почвенного покрова
- оскудение биологического разнообразия
- опустынивание
Некоторые из этих проблем и возможные пути их решения мы рассмотрим сегодня на уроке. Определенные ребята из вашего класса получили опережающее задание и подготовили доклады по данным проблемам. Мы выслушаем их и осознаем насущность тематики, а в конце выполним задание.
IV. Выступления учащихся……………………………………….25 мин.
Выступление 1
Проблема разрушения озонового слоя атмосферы Земли.
Живые организмы на Земле защищены от коротковолнового ультрафиолетового излучения Солнца, которое губительно для всего живого, озоновым слоем.
Озоновый экран – это воздушный слой в стратосфере, состоящий из особой формы кислорода – озона (О3).
Толщина озонового слоя всего от нескольких мм до нескольких см. Именно озон активно поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца.
В 1985 году британские ученые по исследованию атмосферы в Антарктиде Заметили, что содержание озона над станцией Халли-Бей уменьшилось на 40% по сравнению с 1977 годом. Это означае т, что в полярной атмосфере практически имеется озоновая «дыра».
Чем это опасно?
Жесткий ультрафиолет способен разрушать молекулы органических веществ, может вызвать рак кожи, ожоги роговицы глаз, иммунную недостаточность.
Ультрафиолетовые лучи наносят вред животным и растениям.
Почему же происходит разрушение озонового слоя?
В 1974 году ученые установили, Что вызывать разрушение озона могут газы-фреоны. Они используются как хладагенты в холодильниках и кондиционерах, наполнители в аэрозольных баллончиках освежителей и дезодорантов, очистители для электронных пр
иборов.
Поднимаясь вверх фреоны разрушительно действуют на молекулы атмосферного озона.
Пути решения проблемы:
1. В баллонах освежителей и дезодорантов вместо фреонов используют пропан-бутановую смесь.
2. Для холодильников и кондиционеров вместо фреонов используют аммиак, но полностью эта проблема еще не решена.
Выступление 2
Изменение климата Земли, проблема глобального потепления.
Солнечные лучи, достигая Земли поглощаются поверхностью. Нагретая поверхность отдает тепло в атмосферу. Атмосферные газы (азот, кислород, аргон) рассеивают тепло. Но из-за сжигания разных видов топлива в воздухе накапливается углекислый газ, пыль, угарный газ, сажа, которые не рассеивают, а поглощают тепловое излучение. Это ведет к нагреванию воздуха.
Чем опасно?
Повышение температуры воздуха грозит небывалыми экологическими последствиями! За счёт таяния полярных льдов уровень воды в океанах может подняться на 1-2, а кое-где и на 5-6 метров. Также уменьшится соленость воды в морях и океанах, а обитатели приспособлены к определенной солености океанической воды.
Ученые рассчитали, что если уровень воды поднимется лишь на 1 метр, то под водой окажутся: Голландия, Израиль, большая часть Японии, под воду могут уйти такие города, как Нью-Йорк и Вашингтон, большая часть Санкт-Петербурга и другие города. Растают горные ледники Южной и Северной Америки, Африки, Китая, Тибета… Последствия будут катастрофическими.
Пути решения проблемы.
В 1996 году проходила Римская конференция, где страны Евросоюза включили в свои национальные программы положение о сокращении выбросов в атмосферу парниковых газов на 20%.
В 1997 году было подписано Киотское соглашение (Япония), по которому развитые страны мира обязались сократить выбросы парниковых газов до уровня 1990 года. США этот договор не подписали.
Одним из самых известных в мире борцов с глобальным потеплением является бывший вице-президент США Альберт Гор.
Е го лозунг – «Спасайте мир, пока не поздно»! Он написал широко известную книгу «Неудобная правда. Глобальное потепление, как остановить планетарную катастрофу».
По этой книге был снят
фильм «Неудобная правда». В 2007 году фильм получил премию «Оскар», а Альберту Гору была присуждена Нобелевская премия.
Выступление 3
Проблема опустынивания
Главной причиной увеличения площадей пустынных территорий, является возрастающая нагрузка на земли и осушение, а также вырубка лесов и чрезмерный выпас животных, которые вытаптывают травянистую растительность.
Сейчас в мире пустыни антропогенного происхождения занимают свыше 9 млн. км2(больше половины территории России).
В нашей стране этому процессу подвержено 50 млн. гектаров.
Т ак в Калмыкии в степной зоне, появилась единственная в Европе пустыня «Черные земли».
К этому привело чрезмерный выпас скота. При норме выпаса не более 750 тыс. овец, здесь выпасалось 1млн. 650 тыс. Кроме этого, на территории постоянно обитало свыше 200 тыс. сайгаков. Перегрузка пастбищ превышала норму в 2-3 раза. В результате, более трети пастбищ превращено в подвижные пески. Постепенно степь стала бесплодной пустыней.
О пустыниванию подвергаются земли на вырубках лесов в республике Коми.
На Прикаспийской территории пески занимают 300 тыс. гектаров. В Дагестане, Саратовской и Астраханской областях увеличиваются площади сбитых пастбищ.
И з-за переброса воды рек Амударьи и Сырдарьи в Узбекистане высохло Аральское море, более 33 тыс. км2 сухого морского дна превратились в пустыню Арал-Кум.
Из-за чрезмерного распахивания почв, плодородный слой выдувается ветром или вымывается водой.
Почвенная эрозия привела к деградации земель в США, Австралии, Китае, России и других странах.
Что же делать?
В декабре 1996 года была подписана и вступила в силу Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием. Необходимо на этих землях в большом количестве высаживать засухоустойчивые травы, кустарники, деревья, укреплять склоны оврагов, а вдоль дорог высаживать лесопосадки, что уменьшит наступление песчаных бурь, дюн и барханов.
Выступление 4
Проблема кислотных дождей
Причины:
Н аличие в воздухе за счет промышленных выбросов оксидов серы и азота, хлористого водорода ведет у тому, что осадки выпадающие на земную поверхность оказываются подкисленными.
Максимальная кислотность осадков зарегистрирована в Западной Европе, в Китае, США.
В первые термин «Кислотные дожди» был введен британским химиком Смитом в 1872 году. Изучая вопросы загрязнения английского города Манчестер, Смит доказал, что дым и пар содержат вещества, изменяющие химический состав дождя. Он тогда заметил, что такие дожди обесцвечивают ткани сушащегося белья, вызывают коррозию металлических крыш и других поверхностей, гибель растений, разрушение строительных материалов.
В шестидесятые годы двадцатого века экологи сообщили об уменьшении косяков рыбы в некоторых озерах Скандинавии из-за выпадения кислотных осадков. В 1972 году проблема была поднята учеными-экологами из Швеции на конференции ООН по окружающей среде.
К ислотные осадки разрушают здания, трубопроводы, автомобили. Способны просачиваться в водоносные слои грунта, разрушают памятники мировой культуры. Вещества губительно действуют на старинные кожаные и бумажные изделия, старинные книги, доспехи, древнее оружие.
Выступление 5
Проблемы Мирового океана
Более 70 % поверхности планеты покрыто водами Мирового океана. Развитие человеческой цивилизации привело к загрязнению океана. Сегодня можно выделить несколько типов загрязнений:
1. Мусор, а особенно пластик. Он не разлагается. Миллионы тонн пластиковых отходов дрейфуют по поверхности океанов и морей. Мусор вредит более чем 250-ти видам морских животных, птиц, выделяет в воду токсичные вещества. Интересный факт: выброшенный в океан мусор формирует настоящие плавучие острова. Самый известный – Тихоокеанское мусорное пятно. Его можно рассмотреть даже из космоса. Площадь этого пятна 700 тыс км 2. На этой площади можно разместить две Великобритании.
2 . Химическое загрязнение. Химикаты и тяжелые металлы вместе со сточными водами попадают в океан. Особо опасны ртуть, синтетические моющие средства, средства борьбы с вредителями, они не растворяются и могут накапливаться в живых организмах, обитающих в воде.
3 . Нефть и нефтепродукты попадают в воду при бурении скважин, авариях танкеров, да и просто сбрасывает морской транспорт. Разливы нефти приводят к гибели морских животных, птиц и рыб. Нефтяная пленка препятствует проникновению воздуха в воду, нормальному теплообмену между слоями воды.
4. Радиоактивное загрязнение. Океан давно превратился в кладбище радиоактивных отходов. По оценкам исследователей, сегодня в Мировом океане столько радиоактивных веществ, что их хватило бы на 30! Чернобылей.
Пути решения:
В 1982 году большинство стран подписали Конвенцию ООН по морскому праву – относящейся к использованию ресурсов океана.
В 1972 году подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря, сбросу отходов и других материалов.
В 1969 и 1971 годах принята международная Конвенция об ответственности компенсации за ущерб от загрязнения нефтью.
В 1996 году принята международная Конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ.
V. Обобщение………………………………………………………1мин.
Каждый из нас вносит свой, пусть и не большой вклад в загрязнение окружающей природы. Брошенный пластиковый стаканчик, один лишний пакет в супермаркете, капля моющего средства, батарейка кажутся мелочью. Но именно из таких мелочей и состоят мусорные острова в океане, горы мусора на свалках и миллионы гектаров под ними. Капающий на голову кислотный дождь или рыжий снег. Мертвый лес или звери-мутанты, все это последствия нашей необдуманной деятельности. Наш общий дом – планета Земля. Её надо беречь, она в опасности.
VI. Закрепление изученного………………………………………..3 мин.
Составим фишбоун (это рыбий скелет) в голове этой «рыбы» тема которой посвящен наш урок (проблема), в хвосте путь решения, а кости –это
составляющие костяка - проблемы и причины по которым эти проблемы возникают.
VII. Домашнее задание……………………………………………..1 мин.
Прочитать §52, ответить на вопросы в конце устно, предложить свои пути решения экологических проблем.
VIII. Оценивание результатов работы: оценки за тест, оценки докладчикам. Самооценка своей работы. Что удивило вас, что было интересно? Пересмотрели ли вы свое отношение к природе?
ФИШБОУН
Н
На
М
Рп
4