12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Архипова Валентина Александровна223
Россия, Калужская обл., Калуга

Учебная мотивация школьников: проблемы и пути их решения.

«Все наши замыслы, все поиски

и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

В.А. Сухомлинский

Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся.

Мотивация – совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение и деятельность человека. Слово «мотив» (от лат. moveo — «двигаю») может трактоваться двояко. С одной стороны, мотив понимается как побуждение человека к деятельности. С другой стороны, мотив – это осознанная потребность, являющаяся источником активности человека. Следовательно, мотив выражает направление его активности. Мотивы связаны с целями, которые ставит человек.

В современной школе вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики радовали высокими результатами, с интересом и желанием занимались на уроках. Заветное желание родителей – чтобы их ребенок хорошо учился, не боялся трудностей, стремился к получению новых знаний, охватывая различные области мироздания с увлечением. Но все чаще нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда ребенок, проучившись в школе несколько дней, не желает ходить в школу, не проявляет желание выполнять задания.

Приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Почему это происходит? В чем сущность потребности в знаниях? Кто виноват? В чем причины? Какие средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Все чаще родители обвиняют школьных учителей и психологов, министерство образования, снимая с себя ответственность за образование и воспитания на школу. Но давайте разберемся – во всем ли виновата школа?

Лично я бы предложила разделить ответственность между всеми. Тогда каждой стороне достанется условные 25% ответственности. Желание ребенка учиться на 25% зависит от педагогического мастерства учителя. Еще 25% — от способностей и интересов самого ребенка. 25% ответственности возлагается на родителей. И последние 25% я бы отдала внешним факторам. Например, влиянию информационного пространства. В настоящее время, ребенок, смотря телевизор, слушая разговоры взрослых, раз за разом убеждается, что:

-хорошая учеба не есть залог успеха в жизни. Приводятся примеры жизни успешных людей, которые не учились на «отлично», а то и школу прогуливали.

-многие предметы — "лишние", "ненужные". Зачем мне математика, если я собираюсь стать флористом?

- отсутствие связи предмета с реальной жизнью, недостаточность практики. Учебники примеров из жизни не содержат, а учителя не всегда могут хорошо и доходчиво объяснить эту связь, привести примеры. Вот и получается, что школьные знания, по мнению учеников, опять же никогда в жизни не пригодятся.

Ведь не секрет, что еще двадцать лет назад дети читали книжки не столько потому, что их так уж тянуло к знаниям, сколько потому, что альтернативы другой не было, а государственная позиция была такова, что «книга - лучший подарок», домашняя библиотека – это престиж, уважение, мода. А фильмы, которые представлялись зрителю выражали идеи патриотизма, трудолюбия, искренности и надежды.

Такое отношение к школе и школьным знаниям формирует окружение ребенка.

Если родители ребенка думают так же, как написано выше, их ребенок вряд ли будет хорошо учиться и стремиться к знаниям. И даже, если родители уделяют внимание успехам своего ребенка, наказывают за плохие оценки, лишая компьютера, телефона, прогулок, общения с друзьями или поощряют достижения, вопрос о снижении учебной мотивации остается актуальным.

 

Откроем "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019)

СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.


 

Все понимают, что успехи в обучении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, т. е. наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний и приобретению определенных личностных качеств. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость – это, скорей всего, сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. А отсутствие мотивации к обучению часто ведет к неуспеваемости, интеллектуальной пассивности, к отклонениям в поведении.

 

Вообще, мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он выполнить задание, но, тем не менее, справляется с ним, он испытывает наивысшую степень ощущения успеха. И, конечно же, мотивация к обучению у ребенка становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует, или предъявляются завышенные требования, или успех становится само собой разумеющимся, то у ребенка пропадает желание учиться.

Наверное, каждый родитель замечал, что любая новая игрушка вызывает у ребенка радость и интерес, но поиграв несколько раз, ребенок мечтает о новой. Сумев впервые правильно разложить картинки, кубики, собрать пазлы, он испытал гордость за себя, но делать это в третий и четвертый раз с тем же рвением он не будет. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться, самосовершенствоваться в течение всей жизни.

Я неоднократно была свидетелем таких ситуаций: родитель смотрит в телефон, ребенок играет в планшете или телефоне, ребенок уже не желает играть, а родитель пытается найти ему новую игру, чтоб тот его не беспокоил. А почему бы этому родителю не почитать вместе с ребенком, не выучить стихотворение или не дать ребенку что-то нарисовать, пока не подошла очередь в поликлинике, не рассказать ему какой-то интересный факт о нашей планете и т.п. пока предстоит получасовая поездка в автобусе. Не надо забывать, что родительский пример – это мощное оружие в воспитании. Ребенок с самого детства должен видеть, что его мама и папа имеет много увлечений, что не всегда все получается быстро и без труда. Я думаю, что мотивация детей зависит не только от того, насколько плотно и качественно родители занимаются ребенком, но и насколько родители сами мотивированы на познание и саморазвитие.

Учеба – это труд. Но к сожалению психологи отмечают, что современные дети не приучены к труду. Сталкиваясь с первыми трудностями, ребенок становится невнимательным, неусидчивым, нестарательным. Ситуацию осложняет влияние современной культуры: предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают своим детям противоречивую установку — поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. Давайте задумаемся над этим и постараемся избежать ошибок родителей.

1.

Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

2

Ребенка рано отдают в школу. Родитель считает, что ребенок готов к обучению в школе, потому что он много знает для своего возраста. Но его интеллектуальная готовность – это не готовность психологическая. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано умение подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Важно учитывать и биологическое созревание. К моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Желательно проверить сформирована ли рука ребенка. Для этого можно попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации. Ребенок быстро устает, не справляется с заданиями и начинает ненавидеть школу.


№3.

Отсутствие режима дня, четкой организации жизни ребенка. Дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

№4
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей.

Мама наказала, пап простил, бабушка пожалела.

№5.

Неправильные методы воспитания: физические наказания, угрозы, подавление личности, некорректные высказывания, создание ситуации «неуспеха», сравнение с другими детьми. Или, наоборот, чрезмерная опека.

6.

Завышенные требования без учета индивидуальных особенностей ребенка.

№7.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Родители пытаются реализовать свои мечты через детей.

Что нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

  1. Интерес, ощущение удовольствия от того, чем он занимается, понимание, для чего он это делает, смысл учиться.
  2. Умение ставить цели и достигать их
  3. Вера в себя
  4. Настойчивость в преодолении трудностей, желание довести начатое до конца.

 

Важно упомянуть, что мотивация традиционно делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами.

Пообещали ребенку поставить пятерку, если он быстрее всех решит задачу, подбодрили родители покупкой нового телефона за пятерку в четверти, или наоборот – это внешние мотивы.

Внутренняя мотивация — мотивация, которую человек носит в себе независимо от внешнего окружения, она связана не с внешними обстоятельствами, не со стимулами и подкреплениями, а, в первую очередь, с самим содержанием деятельности.

В идеале у учеников должна преобладать внутренняя мотивация. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт подразумевает акцент на самостоятельной работе учащихся, которая напрямую зависит от их мотивации. В условиях перехода к новым стандартам в сфере образования подразумевается, что дети сами заинтересованы в своем обучении и развитии, соответственно. Однако в реальности это почти недостижимая мечта. Реальность такова, что ученики думают об обучении едва ли не в последнюю очередь. Поэтому на плечи педагога ложится дополнительная задача - стимулирования мотивации детей. Педагогу приходится действовать в основном в рамках внешней мотивации, чтобы превратить ее во внутреннюю, а этот переход является весьма проблематичным. В связи с этим возникает специфическая психологическая сложность: педагоги ищут мотивацию для каждого урока. Но ученик закономерно устает к концу дня, все эти «толчки и импульсы» теряют силу, а с ней и пользу. Внешняя мотивация таким образом утрачивает актуальность. Остается рассчитывать только на переход ко внутренней мотивации.

Предложу несколько способов повышения внутренней мотивации на уроках:

1. Обратить внимание на пробелы в знаниях учеников. Можно дать несколько простых примеров по теме, а затем познакомить с нетипичными примеры по той же теме. Чем более выражена будет проблемная ситуация, тем эффективнее будет его мотивация.

2. Показать последовательность достижений. Можно продемонстрировать ученикам логическое следствие понятий друг из друга. Эта техника мотивирует ученика познавать смежные темы, а не сосредотачиваться на понимании только одной.

3. Создать сложную ситуацию. Поиски решения сильно мотивируют учеников, так как каждый из них стремится найти его первым и объявить себя автором идеи. Например, предлагается найти сумму чисел от 1 до 100. Учащиеся должны найти более легкий путь решения задачи, а не складывать их по порядку.

4. Бросить ученикам интеллектуальный вызов. Очень важно верно подобрать вызов. Он должен быть по силам ученикам и связан с темой урока.

5. Показать математические фокусы, познакомить с притчами. В математике много примеров, которые на первый взгляд противоречат здравому смыслу, заставляют задуматься и заражают идеей добраться до истины Невероятный результат парадокса приведет учеников в восторг.

6. Показать пользу от знания темы. Продемонстрировать возможность применения новых знаний на практике. Например, поставить вопрос о более экономичной покупке, о количестве материала, который потребуется для ремонта и т.п.: покажите в начале урока, как можно будет применить на практике новые знания.

7. Использовать на уроках развлекательные задания по математике. Это могут быть кроссворды, кроссенсы, пазлы, ребусы. Эти задания не должны занимать много времени, но позволяют весело вовлечься в работу.

8. Рассказать интересную историю о математике. Например, как Карл Фридрих Гаусс сложил числа от 1 о 100 за минуту, когда ему было 10 лет в 1787 году). Такие истории успеха хорошо мотивируют учеников.

9. Создать доброжелательную обстановку на уроке. Ученик должен чувствовать себя равноправным участником процесса, личностью, чье мнение будет услышанным.

Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности:

1. Проблемные ситуации.

2. Ситуации удивления и заинтересованности.

3. Ассоциации вместо правил.

4. Презентации, видеофрагменты

5. Творческие задания

4. Накопительная система оценок, возможность исправить неудачи.

5. Микроклимат на уроке

Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
 

В заключении хочется сказать, что учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Учителя должны понимать, какие мотивы есть у их учеников на данный момент. На основе этих данных учитель может увеличивать вовлечение учеников в предмет и повышать эффективность образовательного процесса. Не надо забывать и о возрастных изменениях ребенка. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Вообще, у подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Учителю и родителям надо понимать, что лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию. Искусство воспитания заключается в создании правильного сочетания понимаемых мотивов и мотивов, реально действующих, в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности. Родителям и учителям нужно смотреть не «друг на друга», а «в одном направлении», увлекая идеями, творчеством, новизной и возможностью сделать мир интереснее, разнообразнее, лучше. Главное, чтобы родители и педагоги должны понимать, что успеваемость ребенка в школе — это его будущее. Если сегодня мы пойдем на поводу у "не хочу учиться", "не интересно", то завтра суровая действительность жизни предъявит свои требования к уже взрослому ребенку и окажется, что у него нет достаточных знаний, а память и мышление не развиты.

Цель периода обучения - вдохновить ребенка и давать ему понять, что только он может сделать свое будущее таким, каким он его представляет. А осуществить свои мечты он сможет только, если будет вооружен знаниями, умениями, креативностью, трудолюбием, желанием и верой в свои силы создавать лучшее. Поэтому, школьные годы – старт, который нельзя пропустить.


 

Список литературы:

1. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. –

М., 1990. – 212 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.

4. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.


 

Архипова Валентина Александровна, учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Калуги

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.