Статья на тему «Учебная мотивация школьников: проблемы и пути их решения»
Насонова Л.Г.
МОУ Красногуляевская СШ
nasonova.lg@mail.ru
Учебная мотивация школьников: проблемы и пути их решения
Тема моей работы по самообразованию «Повышение мотивации успешного обучения или качественное изменение мотивационных факторов». Собираю материал по ней второй год. Начала с выяснения самого понятия мотивация. Словарь даёт такую трактовку этому слову: «Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость». Говоря о мотивации школьников, мы должны ориентироваться на следующее определение: «Школьная мотивация — это «процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика». Проблемы заложены уже в самом определении: как поддержать усилия ученика на выполнение того или иного задания, как создать эту «сложную, комплексную систему», которая поможет учителю управлять поведением школьника, вызвать его активность?
Давно и всем понятно, что без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. А что такое внутренняя мотивация? Внутренняя мотивация, интринсивная, — это мотивация, которая не связана с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Она подразумевает, что вознаграждение за свои действия человек «несет в самом себе».
Разобраться во всех этих вопросах непросто. Чтобы решить эту проблему, самому учителю необходимо чётко осознавать, что происходит внутри у каждого ребёнка, чтобы направлять и поддерживать его усилия, направленные на выполнение учебной деятельности, в результате которых он получит удовлетворение. Как же мотивировать познавательную деятельность школьников? Думаю, что без психолога не обойтись. Благо, они сейчас в школах есть. (По крайней мере, в нашей есть). «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает». Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
В настоящее время много детей, у которых формируется устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учебы, учебная деятельность и результаты учения незначительны, отвлекаемость на уроке сильная, ему неинтересно на уроке, в школе. Но их тоже надо учить! А учение требует от них больших усилий и быстро утомляет, они часто ощущают чувство удрученности, неудовлетворенности, у них наблюдается неподвижность мышления. Это не может пройти бесследно для здоровья детей – психического, духовного и даже физического.
Таким образом, решая проблему с формированием школьной мотивации, мы, педагоги, не только решаем проблему качественного обучения, но и проблему со здоровьем. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и неперспективно.
Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
Проблема учебной мотивации школьников актуальна. Это обусловлено тем, что в учебном процессе, несмотря на все требования ФГОС, слабая ориентировка на личностные особенности ученика: у нас единые учебные планы, единообразные задания, ориентация обучения на высокий уровень усвоения изучаемых предметов. И всё это выражается в слабой сформированности мотивов учения, так как главный мотив у всех школьников — сдать ОГЭ и ЕГЭ. В педагогической практике появилось такое понятие как «мотивационный вакуум» (от лат. vacuum – пустота) - обеднение интересов, потребностей, а иногда и их отсутствие. Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия желания чего — либо достичь.
Характеризуя современное состояние традиционного школьного образования, практически все авторы в ряду негативных тенденций обязательно отмечают такие явления, как снижение двигательной и познавательной активности школьников в учебной деятельности, замедление их физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения.
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны или с негативной мотивацией поведения (влияние негативной социальной среды), или немотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Поэтому формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из проблем современной школы.
В этом году я работала в 7 классе. С целью выявления мотивов учебной деятельности школьников мною было проведено анкетирование. Результаты оказались предположительными. Большая часть учащихся учится потому, что хотят получать хорошие отметки. Это влияние нашего сегодняшнего общества: хотим много, но делать при этом не хотим ничего, или по- минимому, все виноваты в том, что у нас что — то не так, а предложить, как это исправить, не можем.
Исходя из этого, самым главным решением данной проблемы я вижу в создании на уроке ситуации успеха. Приёмов её создания можно найти массу, учитывая уровень подготовки класса, индивидуальные особенности школьников. Например, при обобщении и систематизации знаний по теме: «Деепричастие» в 7 классе в качестве повторения материала предлагаю ребятам разгадать кроссворд. Это их увлекает, стараются выполнить быстрее, помогая друг другу в выборе ответа. Решение кроссворда — залог успешного повторения изученного материала.
Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно выделяют 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы деятельности школьников: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные.
Анкетирование поможет вам из всего многообразия методов использовать именно то, что будет способствовать повышению качества образования. Для своих семиклассников по итогам анкетирования из эмоциональных методов часто применяю, кроме ситуации успеха, о чём сказано выше, стимулирующее оценивание и сводный выбор задания, особенно если это домашнее задание.
Пример стимулирующего оценивания. Тема: «Не с деепричастиями» ( 7 класс). Задание: замени выделенные слова деепричастиями с не:
Ласточки без умолку щебетали. (не умолкая)
Снег шёл всю неделю беспрестанно. (не переставая)
Ребята работали в поле без устали. (не уставая)
Получают пять те, кто первым и правильно выполнит задание.
Из познавательных методов — создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака».
Тема: «Деепричастие как часть речи». Метод — творческое задание: найдите среди данных слов деепричастия:
Сидели, стоящий, сидевший, сидя;
Радовались, радуясь, радующиеся, порадовавшись;
Бросился, бросившись, бросившийся, броситься, бросая.
Часто используемые волевые методы — информирование об обязательных результатах обучения (это критерии оценивания, с которыми ребята знакомятся до выполнения задания), познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция.
Например. 7 класс. Контрольная работа по теме «Деепричастие»
Диктант.
1. В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 2. Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. 3. Волки нехотя поднимались, тыкались в неё холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. 4. Старые волчихи, недоумевая и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
5. Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, не разбирая дороги, затряслись старики. 6. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
7. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. 8. Снег в лучах луны блестел алмазами. 9. От деревни послышался звон бубенцов. 10. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. 11. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (128 слов) (По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание в форме ОГЭ
I вариант
К каждому заданию 1 – 7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания 1 – 7 обведите кружком.
1. Укажите ошибочное утверждение.
1) Деепричастия образуются только от глаголов.
2) Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»
3) Деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.
4) Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от его места в предложении.
2. Какое слово является деепричастием?
1) висевший 2) размахнувшись 3) покинуты 4) падающего
3. В каком варианте ответа НЕ с деепричастием пишется слитно?
1) (не)замечая 2) (не)годуя 3) (не)успев 4) (не)ощутив
4. В каком деепричастии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) черпАя 2) пОняв 3) располОжившись 4) балУясь
5. Укажите верное продолжение предложения.
Потрогав воду,
1) она показалась мне очень холодной. 2) мне расхотелось купаться. 3) я передумал купаться. 4) её температура была слишком низкой.
6. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
1) гулять 2) взлетать 3) рулить 4) ждать
7. Укажите деепричастие с чередующейся гласной в корне.
1) удивившись 2) вскрикнув 3) касаясь 4) возвращаясь
Ответы на задания 8 –14 записывайте словами или цифрами. 8. Из предложений 5 – 11 выпишите деепричастия совершенного вида, выделите в них суффиксы.
9. Из предложений 1 – 4 выпишите деепричастие, которое пишется с частицей НЕ раздельно.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
11. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами, соединенными союзом И. Напишите номер этого предложения.
12. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами. Деепричастные обороты графически обозначьте.
Днём волки,(1) свернувшись в клубки, (2) дремали, (3) а она вскакивала, (4) кружилась, (5) утаптывая снег, (6) и будила стариков.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
14. Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения 10.
Критерии оценки:
27 — 21 балл - «5»
20 — 16 баллов «4»
15 — 10 баллов - «3»
меньше 10 баллов - «2»
Социальные методы: создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы.
Пример. Тема урока : Повторение по теме «Деепричастие». На одном из этапов урока ученики выполняют групповую работу: продолжите предложение с деепричастным оборотом:
1.Закаляя свой характер, ….
2.Сделав уроки,….
Меняются и корректируют выполненное, объясняя друг другу, если кто-то допустил ошибку.
Но одним из основных способов мотивации в изучении русского языка является занимательность.
Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Каждый учитель, сталкиваясь с этими проблемами, находит оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.
Один из таких приемов – игровой урок или игровая ситуация. При изучении темы «Категория состояния» при введении в тему я предлагаю ученикам загадку:
Признаки действий оно означает.
Всем любопытным оно отвечает
Как? и Когда? Почему? Отчего?
Где? и Кода же? Зачем? и Для чего?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь?
«Урок - лингводилижанс» в 7-м классе по теме «Категория состояния как часть речи». Ребята узнали, что слова категории состояния выделены в особую часть речи. В школьной программе эта часть речи появилась недавно, так как раньше слова категории состояния относились к разряду наречий. В 1928 году Л.В.Щерба, русский лингвист, в статье «О частях речи в современном русском языке» выделил слова категории состояния в особую часть речи и впервые ввел этот термин. Таким образом, категории состояния как отдельной части речи всего 85 лет. Это «молодая» часть речи.
Интерес к сложному материалу вызывает и такой прием, как инсценирование. При изучении темы «Правописание гласных о, ё после шипящих на конце наречий» разыгрываем ситуации: изобразить пантомимой что-то, чтобы другие подобрали слово на изучаемую орфограмму:плюшевый,верблюжонок,ландышевый,блестяще,грибочек,волнующе,отцовский,рычажок,испытующе,сторожевой,камешек,торжествующе,рубашонка,ключевая.
Чтобы настроить ребят на восприятие сложного материала, использую различное оформление (музыкальное, наглядное, вещественное).
Помогает поддержать интерес к предмету и нестандартное начало урока: загадка, шарада, чтение стихотворения, рифмованного правила по теме, необычное задание. Например, при изучении наречий в начале урока даётся такое задание: прочитайте текст, найдите ошибки, объясните правописание слов. Какие правила необходимо вспомнить?
Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ.
Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.
Чтобы улучшить усвоение, осознание трудного материала, обращаю внимание учащихся на научное сопровождение урока: лингвопаузы, доклады юных лингвистов, работу с текстом – высказываниями ученых о русском языке, частях речи. Например, в 7-ом классе к уроку по теме «Причастие как самостоятельная часть речи» эпиграфом были взяты слова В.И. Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного», и привлекалось высказывание В.М. Ломоносова: «Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Беседу поддерживали вопросы и задания:
Как вы понимаете выражение «причастная к глаголу»? Что значит быть причастным к чему-нибудь?
Почему в «образе прилагательного»?
Сравните словосочетания «веселый ветерок» и «веселящийся ветерок», просклоняйте их.
Что значит «заключают имени и глагола силу»?
Какую «силу глагола» имеют причастия?
Ученики сделают вывод о причастии, отвечая на вопросы:
Чем отличаются причастия от прилагательного?
Что общего у причастия и глагола?
Частично-поисковый метод, когда под руководством учителя ребята овладевают отдельными этапами научного познания, является ведущим при изучении русского языка, особенно при знакомстве с новым материалом.
Школьники учатся исследовать условия задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. При решении поисковых задач, когда нужно проанализировать новые языковые явления, учащиеся самостоятельно определяют проблему, сами намечают ход решения, подбирают дополнительные языковые факты, выбирают способ решения проблемы, т.е. осуществляют поиск.
Процесс выполнения заданий поискового характера, безусловно, творческий – это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на лингвистическую тему.
Например, учащимся предлагается поисковая задача: проведи исследование и определи, что обозначают наречия в данных словосочетаниях: быстро бежать, громко аплодируя (признак действия), дом напротив, яйцо всмятку(признак предмета), весьма известный, достаточно изученный, очень хорошо (признак признака).
В данном случае вопрос, являясь инструментом самостоятельного анализа языковых явлений, играет существенную роль в процессе решения задачи: он направляет деятельность учащихся.
Прежде чем ответить на вопрос, школьники вспоминают определение наречия, его грамматические признаки.
В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.
Следует учитывать, что самостоятельный анализ языковых явлений, т.е. поисковая деятельность, осуществляется именно в ходе решения поисковой задачи. Таким образом, применительно к русскому языку определение поисковой задачи можно сформулировать как задачу, в процессе решения которой учащиеся, самостоятельно анализируя языковые явления, «открывают» новые знания и способы их добывания.
Сегодня школа находится в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.
Если раньше на уроках мы пробуждали интерес к учению, то теперь его надо развивать, а это значит разработать для занятий целую систему творческих заданий.
Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных групп:
1) причинно-следственные связи,
2) комбинирование информации,
3) планирование и выполнение практической деятельности.
Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.
Уроки, на которых осуществляется развитие мотивации к учебной деятельности, оцениваются по тем приемам, которые используются для мотивации и по специальным критериям.
Критерии (уровень) |
Приемы мотивации |
1. Низкий |
1. Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе |
2. Критический |
2. Учитель объясняет необходимость выполнения заданий |
3. Удовлетворительный |
3. Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных фактов |
4. Хороший |
4. Использование творческой задачи с интересным содержанием |
5. Высокий |
5. Использование системы творческих заданий с интересным содержанием |
6. Оптимальный |
6. Организация поиска и решения исследовательской задачи |
Такой подход к проблеме развития мотивации требует от учителя затрат времени, творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и переосмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Творчески работающему учителю и коллективу всегда присущи исследовательская направленность педагогической деятельности.
По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности».
Кроме того, современное общество, наши родители и выпускники требуют от нас, преподавателей, качественного выполнения профессиональных обязанностей.
Панкова Татьяна Владимировна