Внеклассное мероприятие: Экологический Квест «Знатоки природы»
Внеклассное мероприятие,
«Экологический Квест
«Знатоки природы»
Составитель:
Грунина Марина Евгеньевна
учитель английского языка
Мурманск 2022
Пояснительная записка
Методическая разработка содержит указания по подготовке и проведению внеклассного мероприятия в форме тематической квест-игры, посвященной экологии.
Игровая форма, как метод интерактивного обучения, не теряет своей актуальности. Ученик в современной школе – это исследователь, который, благодаря помощи своего наставника-учителя, обнаруживает и открывает для себя что-то новое путем решения практико-ориентированных задач. В связи с этим, используются современные образовательные технологии деятельностного типа. Данное мероприятие проведено в форме внеклассного занятия квест-игры, направленного на развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося, что позволяет проследить межпредметные связи и выявить степень усвоения материала.
Квест-игра тематическая, она проведена в рамках экологической неделе в школ. Проходя квест, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Кроме того, при прохождении квеста у обучающихся развивается ряд компетенций:
• самообучение и самоорганизация;
• работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
• умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.
Целевая аудитория – 5-6 классы
Цели:
Образовательные: формировать у детей познавательный интерес к природе и потребность в общении с ней.
Развивающая: развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Коммуникативная: развивать умение работать в группе, осуществлять совместный поиск решений.
Задачи:
способствовать нравственному воспитанию учащихся;
прививать любовь к чтению книг по окружающему миру;
воспитывать чувство сопереживания;
обогащать экологический опыт детей.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным.
Личностные: принимать базовые ценности « игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Тип занятия: усвоение новых знаний, закрепление имеющихся, формирование УУД
Методические рекомендации к организации и проведению квест-игры «Покорители космоса»
Квест – пешая командная игра, включающая в себя движение по маршруту, на котором расположены игровые пункты. На каждом пункте команде будут предложены задания различного характера, связанные с тематикой квеста.
Задача команд – максимально быстро пройти по маршруту, правильно угадать все головоломки и качественно выполнить задания.
Предварительная подготовка заключается в распределение станций, подготовки учащихся 8-9 классов к проведению квеста среди учащихся 5-6 классов. Участники будущих соревнований самостоятельно формируют команды из 5 человек.
Также заготавливается необходимое для игры оборудование, маршрутные листы с номерами и последовательностью станций для отдельных команд. На дверях кабинетов вешается эмблема станции.
Время пребывания ее на станции 8-10 минут. Выполнив задание, команда переходит на следующую станцию.
Игра начинается с приветствия всех её участников, где объясняют условия игры и командирам команд выдают маршрутные листы (Приложение №1), на которых намечен путь следования команды с указанием аудиторий, где разместились станции. На станциях ответы команд оценивают по пятибалльной системе. Здесь учитывается не только качество ответа, но и организованность команды, массовость в решении вопросов.
По окончании игры команды сдают маршрутные листы в жюри, в состав которого входят преподаватели и учащиеся 8 -9 классов, они подводят итоги (Приложение № 2)
Команды награждаются дипломами победителя и призеров.
Структура занятия
1.Оргмомент. Вступительное слово– 5 мин.
2. Первый этап – Разминка - 5 минут.
3. Второй этап - квест (команды расходятся по станциям и выполняют предложенные задания) – 50 минут.
4. Третий этап – отгадывание ключевого слова – 5 минут
5. Пятый этап - подведение итогов, награждение – 10 минут.
6. Заключительное слово, рефлексия– 5 минут.
Содержание воспитательного мероприятия
Ведущий 1 (классный руководитель) Дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем празднике.
«Здравствуйте, обитатели планеты Земля! Мы — гости из будущего. Обращаемся к вам за помощью. На нашей любимой планете Земля возникла экологическая катастрофа глобального масштаба в последствие развития цивилизации загрязнены атмосфера, почва, вода. Сначала, началась мутация (т.е. очень серьезные изменения)в тех местах, которые были загрязнены более всего. Позже природа дала сбой и мутация начала разрастаться. Наши учёные нашли способ вернуться в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее. Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой о помощи. Попробуйте научиться жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!»
— Ну что, ребята, поможем нашим гостям из будущего?
Для этого я предлагаю Вам принять участие в экологическом квесте «Знатоки природы».
Квест — это игровое приключение, в течение которого вам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры. А тема ЭКОЛОГИЯ — наука о доме, которая изучает наш дом – удивительную планету и учит нас, как жить в этом доме.
Ведущий 2: Сейчас предлагаю капитанам получить маршрутный лист, наблюдателям пройти на свои станции, а командам приступить к путешествию.
Ведущий 1 : Напоминаю:
Следуем строго маршруту
Время нахождения на станции максимум 10 минут
Работать нужно слаженно, чтобы получить максимальное количество баллов и ключевую букву
СТАНЦИЯ 1. «ЖАЛОБНАЯ КНИГА»
Жалобная книга природы – это тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам. Ее автор — сама природа. Ее читатели — люди с добрым, честным, отзывчивым сердцем. Она — крик о помощи. Кто прочитает ее внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу, станет ее другом и помощником. Ваша задача отгадать, чьи это жалобы!!
«С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут!» (птицы)
«В воде, где мы живем, совсем мало кислорода стало, того и гляди, задохнемся. Почему? Да все водоемы покрылись толстым слоем льда. Одна надежда осталась на рыболовов. Только они смогут спасти нас от верной гибели». (рыбы)
«Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я, кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня, или уважать нужно?» (совы)
«Сама знаю, что я не красавица. Некоторые люди не терпят моего присутствия, стараются убежать, и даже камешки швыряют. За что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня большая.» (лягушка)
«Со мной связано название первого весеннего месяца. Я дарю людям очень вкусный и лечебный напиток. А люди злоупотребляют этим, кромсая и режа мой ствол, а я после этого гибну. А ведь могла бы принести еще много пользы.» (береза)
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. «(летучая мышь)
— Разобрана последняя жалоба. Закрыта Жалобная книга.
СТАНЦИЯ 2 «ЗАГАДОЧНАЯ» -6 баллов (за правильный ответ 1 балл)
1. Никто не пугает, А вся дрожит. (Осина)
2. Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза)
3. Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница)
4. Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, На Новый год я главная! (Елка)
5. Пусть жара или метель, Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна, Стройна высится... (сосна).
6. Во дворе белым-бело, Весь июнь мело, мело…
Нет, не снег вокруг, а пух, Лезет в нос он хлеще мух!
Расчихались мы не зря – Распушились ... (тополя)
СТАНЦИЯ 3 «ЛЕСОВИЧОК»
ЛЕСОВИЧОК - Вы вытягиваете из коробки одну букву и должны вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающих на эту букву.
цветок |
дерево |
насекомое |
рыба |
птица |
зверь |
Лесовичок: Да, я вижу, что вы хорошо знаете названия цветов, деревьев, всего живого.
Какая природа бывает? (ответы детей: живая и неживая)
Назовите живую природу. Неживую.
Лесовичок: Вам надо двигаться дальше.
СТАНЦИЯ 4 «ЦВЕТОСКАЗКА»
1 Какой цветок облюбовала царевна-лягушка? (Кувшинка)
2 Для какой героини Андерсена цветок был местом жительства? (Дюймовочка)
3 Какие цветы пожелала иметь своенравная принцесса не в сезон их цветения в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
4 Какой цветок охраняло чудище лохматое в одноименном произведении
Аксакова? (Аленький цветочек)
5 В каком произведении герои летели на воздушном шаре в Цветочный город? («Незнайка и его друзья»)
6 Ботаники называют этот цветок виолой, а как он называется в русском народе?(Анютины глазки)
7 Как звали человека, который мечтал создать «каменный цветок»? (Данила)
8 Какой из сказочных цветов умел исполнять желания? (Цветик-семицветик)
9 В какой цветок превратилась каждая из жаб в сказке Андерсена «Дикие
лебеди»? (Алая роза)
СТАНЦИЯ «ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ»
Сейчас вам предстоит отгадать ребусы. (Приложение 4)
(После выполнения заданий на станциях все команды возвращаются в аудиторию, откуда они стартовали)
Ведущий 1: Рады снова вас видеть в нашей аудитории. Все станции пройдены, но не все еще задания выполнены. Пока жюри оценивает вашу работу, вы должны из заработанных вами 5 букв составить ключевое слово и объяснить его принадлежность нашему мероприятию.
ЗЕМЛЯ
Ведущий 2: Спасибо команды. Жюри готово оценить вашу работу. Слово предоставляется _______________________________
Ведущий 1:Вот и подошло наше мероприятие к концу. Нам очень бы хотелось узнать ваше мнение о занятии: Если ответ ДА, то хлопаем в ладоши.
― Я узнал новую информацию
― Мне понравилось работать в команде
― Мероприятие длилось бесконечно
― Задания были интересными
― Я бы хотел участвовать в таких занятиях чаще
― Я доволен собой на занятии
Спасибо за ваши ответы!
Всем огромное спасибо! (Вручаются дипломы победителям и призерам)
Приложение 1
Маршрутный лист
Команда ______
Капитан _________________________________
Кабинет | Станция | Балл | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| Итог | | |
Приложение 2
Оценочный лист квеста
Команда | Разминка | Станции | Ключевое слово | Соблюдение правил | Итого |
1 балл за правильный ответ | баллы из маршрутного листа | 0 – не отгадано 1 – отгадано, но нет объяснения 2 – отгадано и есть объяснение | 0 – правила нарушались правила соблюдались | ||
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение 3
З | Е |
М | Л |
Я |
|
Приложение 4
Термометр
Экология
Заповедник